Укрепление административно-командной системы, тоталитарного режима

Восстановление разрушенного хозяйства.

Гг.

Итоги и цена победы

Органы управления фронтом и тылом

Основные сражения ВОВ

  1. 5 декабря 1941г.- 7 января 1942 г. – разгром фашистов под Москвой.
  2. 17 июля 1942г. – 3 февраля 1943г. – Сталинградская битва.
  3. 1942г. – 1943г. – сражения на Кавказе.
  4. Январь 1943 г. - прорыв блокады Ленинграда
  5. 5 июля – август 1943г. – Курская дуга.
  6. Осень 1943г. – битва за Днепр
  7. 1944г. – 9 мая 1945г. – освобождение от фашизма стран Центральной и Юго-Восточной Европы.
  8. Апрель – начало мая 1945г. – битва за Берлин
  9. 8 мая 1945г. – подписание акта о капитуляции Германии.
  10. август 1945 – разгром японских войск в Маньчжурии
  11. 2сентября 1945 – подписание акта о капитуляции Японии

«Все для фронта, все для победы!»

  1. Самоотверженная работа в тылу, подъем производства; быстрый пуск эвакуированных предприятий.
  2. Борьба на оккупированных территориях; подполье (засекреченные организации, помогавшие партизанам и РККА), партизанское движение.
  1. Государственный комитет Обороны (ГКО) во главе со Сталиным
  2. Ставка Верховного Главнокомандования: Сталин, Молотов, Тимошенко, Ворошилов, Шапошников, Жуков и др.
  3. Совет по эвакуации (Шверник)
  4. Центральный штаб партизанского движения. (Пономаренко)
  1. Конец фашистских режимов: укрепление сил, боровшихся за мир и демократию в разных странах.
  2. Рост престижа СССР, Советской Армии на мировой арене.
  3. Начало разрушения колониальной системы.
  4. Человеческие жертвы: в СССР27 миллионов человек (10 млн. военнослужащих, 2 млн. детей в возрасте до 3-х лет).
  5. Сокращение трудоспособного населения (кроме погибших 2,6 млн. инвалидов войны);
  6. разрушение населённых пунктов (1710 городов и поселков городского типа, 70 тыс. деревень);
  7. разруха в экономике (около 32 тыс. заводов, 1135 шахт, потеряно 30% национального богатства)
  8. Усиление культа личности Сталина (победу в войне связывали с его «мудрым» руководством).
  9. Укрепление командно – административной системы (ужесточался контроль и требования к предприятиям)
  10. «Второе рождение» сталинского ГУЛАГА (использование труда военнопленных, лиц, сотрудничавших с оккупантами (захватчиками), бывших советских военнопленных)

Главный итог: конец кровопролитнейшей и разрушительнейшей из воин.

ГУЛАГ – Главное управление лагерями, в ведении которого находились исправительные лагеря, в которых использовался труд заключенных.

Послевоенное развитие страны.

1 Трудности:

  • военные потери, разрушения,
  • засуха, голод 1946г.,
  • низкая техническая оснащенность сельского хозяйства,
  • отсутствие паспортов, социальных гарантий крестьянства.

2 Уровень жизни населения:

  • отмена карточек, снижение цен, денежная реформа;
  • низкая зарплата,
  • повышение жизненного уровня города за счет деревни.

3 Трудовой героизм: массовое движение «скоростников», соцсоревнование

4 Возврат к довоенной модели:

  • сверхцентрализация в планировании и управлении экономикой;
  • диспропорции между тяжелой и легкой промышленностью,
  • ухудшение хозяйственных показателей.

5 Теоретическое обоснование низкого жизненного уровня: сталинская работа 1952 г. «Экономические проблемы социализма в СССР»:

  • преимущественное развитие тяжелой промышленности,
  • полное огосударствление собственности,
  • последовательное свертывание рыночных отношений;
  • «при социализме потребности населения будут обгонять возможности производства».

1 Новый виток репрессий:

· ГУЛАГ для военнопленных, репатриантов (возвращаемых из-за границы людей);

· ленинградское дело, дело врачей.

2 Преобразования в управлении:

· СНК в Совет Министров;

· увеличение количества министерств, рост численности их аппарата;

· переименование ВКП(б) в КПСС;

· сращивание партии и Советов.

Идеологическое закрепощение общественного сознания населения:

· восстановление «Железного занавеса» (ограничение контактов с западными странами),

· борьба с «космополитизмом» (международным еврейским влиянием);

· партийно-государственное давление на деятелей культуры;

· «научные дискуссии» по проблемам биологии, языкознания, экономической теории с точки зрения научного коммунизма (марксизма);

· подчинение общественных наук идеям «краткого курса»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: