Вопрос №15. Церковная реформа середины XVII в. Раскол церкви. Конфликт светской и духовной власти

Экономическое развитие

Разруха и разорение времен Смуты были пре­одолены в середине XVII в., к тому же времени относится и появление новых явлений в эконо­мике России:

•происходит специализация сельскохозяй­ственных и промышленных районов;

•формируются районы, производящие то­варный хлеб;

•растет ремесленное производство и усилива­ется товаро-промышленная специализация; •происходит разложение натурального хо­зяйства и превращение ремесла в мелкото­варное производство;

•возникают новые формы организации про­изводства: промысловые села и мануфакту­ры;

• начинается процесс первоначального накоп­ления капитала. Богатства накапливаются у крупных землевладельцев;

• складывается всероссийский рынок с важ­нейшими центрами торговли – ярмарками.

Отличительные особенности социально-экономического развития России в XVII в.

Для социально-экономической ситуации в России XVII в. было характерно продолжав­шееся поступательное развитие феодальных отношений. Главной особенностью России, в отличие от стран Западной Европы, была гипертрофиро­ванная роль государства, влияющая на все сто­роны жизни государства.

Соборное уложение (1649 г.)

В 1649 г. Земский собор, состоявший из 340 человек, при­нял Соборное Уложение — важнейший законо­дательный документ, который действовал вплоть до 1832 г., т. е. более двухсот лет.

Соборное Уложение состояло из 25 глав и со­держало 1000 статей, регламентировавших са­мые разные стороны жизни общества: несение государственной службы, таможенные правила, положение различных социальных групп и т.д. этот документ впервые был отпечатан типо­графским способом и переведен на европейские языки. Принятием Соборного Уложения завершил­ся процесс юридического оформления крепо­стного права:

• крестьяне с их семьями и имуществом ста­новились собственностью феодала;

• вводился бессрочный государственный сыск беглых крестьян и посадских людей.

• подтверждался запрет Юрьева дня;

• произошло юридически оформленное сме­шение статусов вотчины и поместья (дворя­не получали право передачи поместий по наследству, при условии продолжения службы наследниками);

•согласно главе «О посадских людях», все городское население должно было нести тягло на государя;

• запрещались не только переходы из одного посада в другой, но даже и женитьба на

женщине из чужого посада.

Таким образом, все крестьянское население было прикреплено к своим владельцам, а по­садские люди - к городам. Это был еще один шаг на пути установления в России абсолют­ной монархии.

Дальнейшему укреплению государства и са­модержавия должны были способствовать и церковные реформы. В 1619-1633 гг. патриарх Филарет, стремясь восстановить пошатнувшееся во время Смуты положение церкви и повысить ее самостоятельность, расширил монастырские землевладения, учредил патриарший двор, передал в ведение патриарха судебную власть над духовенством и монас­тырскими крестьянами. Однако в 40-е гг. XVII в. на смену этой не­долговременной политике приходит традици­онный курс самодержавия - повышение роли монарха в делах церкви, ограничение политического и экономического могущества духовенства. Соборное Уложение, каравшее сожжением на костре за любую критику царя, Бога и церкви, тем не менее несколько сократило церковные привилегии:

• запрещало церкви приобретать новые земли, сокращая часть ее привилегий;

• передавало управление церковными дела­ми специально учрежденному монастыр­скому приказу.

Ограничению могущества церкви должны были служить исправления богослужебных книг и церковных обрядов (инициатор - Стефан Вонифатьев). Возгла­вил церковные реформы сторонник греческих православных канонов патриарх Никон. Пере­мены были одобрены церковным Собором и царем. Однако усиление политического влиянии Никона не устроило царя и привело к падений всесильного патриарха. Реформа вызвала раскол церкви, раздела общество на ее сторонников, во главе с царем, и противников (старообрядцы) и главе с протопопом Аввакумом. Старообрядчество приобрело характер массового социального протеста отражавшего на­строения различных слоев общества:

•недовольство сельских и городских низов ухудшением своего положения;

•неприятие обществом усиления роли госу­дарства, его вторжения в сферу духовной

жизни.

Это определило подход власти к старообрядцам: начались гонения на раскольников. Протопоп Аввакум был сослан в Пустозерск и в 1688 г. сожжен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: