Земля и воля

Крестьянский сход

Высшим законодательным органом в общине всегда был крестьянский сход. Решения, принятые на нембыли строго обязательны к исполнению для всех без исключения.

Решения, принимались в ходе свободной дискуссии между всеми, участвовавшими в сходе. Согласно русским традициям в ходе обсуждения участники должны были прийти к мнению, которое бы устраивало всех. Для этого каждый обязан был поступиться частью своих интересов для согласования с мнением других. После выработки устраивавшего всех решения иногда проводилось голосование, которое было ритуалом выражения общего согласия. Но голосовали далеко не всегда.Согласиебыло главнейшим принципом существования общины.

Аналогичная структура с аналогичными функциями была и в среде казачества.

Обязанность участвовать в сходе сформировала в крестьянах способность изучать и учитывать все нужды всего "Мира". Это привело к тому, что обсуждались и обдумывались свободно не только нужды внутриобщинные, но и политические проблемы государства.

"И что меня поражало, когда я слышал мужицкие рассуждения на сходках - это свобода, с которой говорят мужики. Мы говорим и оглядываемся, можно ли это сказать? А вдруг притянут и спросят. А мужик ничего не боится. Публично, всенародно, на улице, среди деревни мужик обсуждает всевозможные политические и социальные вопросы и всегда говорит при этом открыто все, что думает. Мужик, когда он ни царю, ни пану не виноват, то есть заплатил все, что полагается, спокоен. Ну, а мы зато ничего не платим" (А.Н.Энгельгардт, "Письмо шестое").

Примечание: А. Н. Энгельгардт - российский помещик, живший в середине 19-го столетия, оставивший подробные описания быта села того времени в своих "Письмах из деревни".

У крестьян было уникальное понимание Воли, часто совершенно непонятное для человека воспитанного и обученного в по лекалам западной культуры. Воля, русским крестьянином, понималась как свобода от каких-либо препятствий по обеспечению Жизни. Обеспечить это для крестьянина могло только обладание землёй в достаточном количестве, чтобы на ней прокормить семью, а так же достаток средств для её обработки.

Воля ставилась крестьянами выше материального достатка. По их морали, лучше быть голодным и бедным, чем рабом. Рабом, по представлениям русских крестьян, был любой человек, не имеющий земли, кто работал по найму не на себя, а на кого-то другого.

Отсюда, всё, что способно привести к потере земли, считалось как покушение и на Волю, и на Жизнь. Именно поэтому, крестьяне всегда выступали против частной собственности на землю. Земля, по убеждению крестьян, могла быть в распоряжении только всей общины. Без права продажи и передачи кому-либо "на сторону".

По мнению крестьян, гарантом сохранения земли от превращения в частную собственность должно было быть государство, так как они главные кормильцы России и основа всего русского общества.

Собственность помещиков на землю, крестьяне никогда не признавали, считая её своей.

Они говорили барам даже в самые тёмные века крепостного права: "Мы ваши, а земля наша!".

Так как обеспечивалась Жизнь, то земля распределялась Общиной, в соответствии с размером семьи или "трудовой нормой", т.е. числом работников в каждой семье.

Воля была жёстко сцеплена с понятиями взаимопомощи, взаимоподдержки, так как главной Свободой, которая ценилась крестьянами превыше всего, была Свобода от Голода, Болезней, разорения Войной или "лихими людьми".

Из последнего, необходимости защиты от разорения нашествием Врага, складывалось и понимание государства, как главного защитника Справедливости.

Общественная польза и "Царь-Батюшка"

Привычка думать не только о своих собственных интересах, но и интересах других людей общины имело ещё одно следствие. Каждый в общине приучался учитывать интересы других, интересы всего государства в целом. В этом, государство российское воспринималось русским крестьянином как одна большая семья, где все и всё связано в единую систему взаимопомощи и взаимоподдержки.

Царь в этом был олицетворением государства. И если крестьянин говорил, что "царю выгодно" или "царю надо", то подразумевалось "выгодно Миру, стране", "надо для страны".

А.Н.Энгельгардт писал: "По понятиям мужика земля - царская, конечно, не в том смысле, что она составляет личную царскую собственность, а в том, что царь есть распорядитель всей земли, главный земляной хозяин. На то он и царь. Если мужик говорит, что царю невыгодно, когда земля пустует, что его царская польза требует, чтобы земля возделывалась, то тут дело вовсе не в личной пользе царя - царю ничего не нужно, у него все есть, а в пользе общественной. Общественная польза требует, чтобы земли не пустовали, хозяйственно обрабатывались, производили хлеб. Общественная польза и справедливость требуют равнять землю, производить переделы. Мужик широко смотрит на дело, а вовсе не так, как сообщают разные корреспонденты: отнимут землю у господ и отдадут крестьянам. Нет, это не так. Царь об общественной пользе думает".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: