Отношение к собственности и понятие о Справедливости

Идеал "отнять и поделить", что ныне приписывается российскими либералами-западниками крестьянам рубежа 19-20 веков, был для них вовсе не характерен, так как в корне противоречил главному принципу их культуры - понятию о Справедливости. По Справедливости, человек своим трудом(!) заработавший больше, чем другие, заслуживал большего. И никто не в праве на это большее посягать.

Обратите внимание на выделение "своим трудом"! Все, кто заработал большее не своим трудом, считался паразитом и осуждался.

Единственное, чем более успешный обязан был делиться - это своим опытом. Идеал "отнять и поделить" - т.е. грубая "уравниловка", был характерен не российским крестьянам, а как раз наоборот - городской, прозападно ориентированной интеллигенции, начитавшейся западных философов-утопистов.

Исключение из вышеприведённого правила, когда всеобязаны были делиться, - голод. Или необходимость спасти человека попавшего в беду. Нарушивший это правило выпадал из общей системы взаимопомощи и взаимоспасения. Он не только осуждался всем Миром, но и рисковал не получить всё ту же помощь когда ему она сама могла понадобиться. Так как в дореволюционной России, голод был вполне обыденным явлением, то и выполнение моральных обязательств пред ближними считалось само собой разумеющимся.

Страх перед голодом был одной из причин консолидации российского крестьянства в рамках традиционной поземельной общины. В течение столетий в условиях налогового гнета государства, помещичьей кабалы община обеспечивала минимальное приложение сил трудовых своих членов, удерживала массу крестьянских хозяйств от разорения.

Не в последнюю очередь соображениями борьбы с голодом диктовался и запрет на продажу и заклад земли.

Общинное право запрещало продавать и даже закладывать землю - это, конечно, стеснение. Почему же крестьяне его поддерживали? Потому что знали, что в их тяжелой жизни чуть ли не каждый попадет в положение, когда отдать землю за долги будет казаться наилучшим выходом. И потерянное уже не вернешь. Не вполне распоряжаться своим урожаем, а сдавать в общину часть его для создания неприкосновенного запаса на случай недорода - тоже стеснение. Но в каждой крестьянской семье была жива память о голодном годе, когда этот запас спасал жизнь (хотя бы память о страшном голоде 1891 г.). И это "тоталитарное" вековое общинное правило, обеспечивающее выживание, ценилось крестьянами выше глотка свободы. Как говорили сами крестьяне: "Если нарушить общину, нам и милостыню не у кого попросить будет".

Отличие западного общества от русского

Главное принципиальное отличие западного общества от русского состоит в том, что изначально вся западная культура и экономика основывается на антагонистических взаимоотношениях.

Главным поведенческим стереотипом западного общества является конкуренция или, как метко выразился главный теоретик западного общества Гоббс - холодная война всех со всеми.

При этом само государство понимается западным обществом как относительно нейтральный арбитр между свободно дерущимися в конкурентной борьбе индивидами. Арбитр должен не только следить за выполнением внешних правил драки, но и не допускать перехода драки в "горячую" фазу - применения орудий убийства.

В западном обществе по умолчанию считается, что человек изначально порочное существо, и поэтому улучшать его невозможно - можно только уничтожить.

Также считается, что всё общество должно делится на классы - классы трудящихся (раса рабочих) и класс господ (раса аристократов). Рабочие заранее относятся к порочным (неудачникам), а аристократия и буржуазия к элите ("удачники").

Так как неудачники по идеологии западного общества изначально порочны, то элита должна отделить себя от них социальными и политическими перегородками. Отсюда, считается, что между этими классами должна идти постоянная война. "Неудачники" никогда не смирятся со своей участью быть всегда последними и будут воевать за место под солнцем с элитой - классом эксплуататоров. Так как люди полагаются неизменяемыми, то и общество может эволюционировать только от плохого к худшему.

В результате вся жизненная философия западного человека проникнута страхом перед будущим, от которого не ждут ничего хорошего. Исходя из этого, главной задачей государства является сохранение социального равновесия и недопущение ухудшения ситуации.

В отличие от западного общества, русское изначально строится на уважении чужой жизни. Её сохранении, что прямо прописывается и в культуре и в религии православия. Человек, в противоположность западному представлению, полагается изначально чистым, но по стечению жизненных обстоятельств может изменяться в худшую сторону. Это означает, что человек может быть исправлен к лучшему.

Поэтому, согласно "коду" русской культуры, слово "неудачник" немыслимо в том смысле, который вкладывается в это понятие человеком запада. Для русского культурного кода это человек, попавший в беду, для которого роковым образом сложились обстоятельства, он вызывает сожаление и желание помочь и ни в коем случае не презрение и уничижение, как на Западе. Жизнь может повернуться к каждому своей жестокой стороной и тогда на месте "неудачника" можешь оказаться ты сам. "От сумы и от тюрьмы не зарекайся" - одна из самых популярных и глубоких русских пословиц.

Убеждение относительно будущего у русских - общество может изменяться и должно изменяться только к лучшему. Любые другие варианты, по культуре русских считается как следствие деятельности неправильных (корыстных или неумелых) людей на ответственных постах, что обязательно должно быть исправляемо. И каждый по мере сил должен прилагать усилия к такому исправлению.

Также, в противоположность западной конкуренции, главным стереотипом поведения русского человека является содружество и взаимопомощь. Отсюда и всё общество с государством, по культуре русского народа на принципах соподчинения и взаимопомощи, должно выстраиваться на принципах обеспечения всех Жизнью.

Русский человек видит идеальное государство как большую семью, где есть глава семьи - отец семейства, и есть члены семьи, которые ему подчиняются и должны заботиться друг о друге. Не зря крестьяне веками называли царя "царь-батюшка", что было немыслимо, например, в западных странах. Отец семейства является высшим арбитром и держателем справедливости. Такой тип отношений в государстве называется патерналистским.

Отсюда и ещё одно отличие: русский человек ощущает себя как личность, как Я, лишь тогда, когда включает в себя частицы своих близких, своих друзей и своих предков, частицы тела своего народа, а то и всего человечества. Вырви из него эти частицы - что останется? И его друг таков, какой он есть, потому, что вбирает в себя частицы духа своего товарища - их миры проникают друг в друга, их души соединены.

Поэтому, принять дух капитализма и идею человека-индивидуума, даже в самом гуманном ее варианте - для русского человека значит отказаться от идеи братства и любви, отказаться от христианства.

Кроме этого, существует ещё одно серьёзное отличие западного общества от русского.

Западное общество строит свои взаимоотношения на юридическом Законе. Мораль и нравственность являются по отношению к юридическому закону - вторичными, подчинёнными. Отсюда, если действия любого гражданина западной державы расходятся с понятиями нравственности и морали, но соответствуют букве Закона, то такое поведение считается допустимым и нормальным. Именно в этом смысл и дух так называемого правового государства.

В этом же смысле западное общество - аморальное общество, потому что Запад - общество юридического права, а не морали. Отсюда и шокирующие любого представителя незападной культуры особенности поведения западных держав и их граждан - "двойная мораль", а по-русски - подлость, двойные стандарты - лицемерие, патологическая жестокость, не виданная даже среди зверей, презрение к культурам, морали и чувствам других народов и т.д.

На Западе это - "нормально".

Русское же общество испокон веков строило свои взаимоотношения на верховенстве Морали и Нравственности. Юридический закон в нашем обществе всегда был вторичным и подчинённым Морали и Нравственности. Поэтому, наше общество, в противоположность западному, было обществом Морали, а государство, естественно неправовым, а именно Моральным! Отсюда происходит наше российское наплевательское отношение к Закону юридическому, так как по нашей культуре, если выполнялся закон морали, то следовать юридическому не имело смысла.

Вся мораль и нравственность в обществе поддерживалась Традицией, и традиционными отношениями. Именно в Традициизаключались и выражались все моральные и нравственные законы общества. Следовать Традиции в русском обществе считалось строго обязательным. Отсюда и тип русского общества носил название традиционного общества. Абсолютное большинство культур и обществ в мире - традиционные, а общества, принадлежащие к Западной цивилизации являются редким исключением в истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: