Отсюда и цели

Первая: воспрепятствовать любой некапиталистической коллективизации на селе, чтобы высвобождаемая рабочая сила не находила своего "сбыта" в промышленности (эта задача была поставлена перед иностранной агентурой в органах Советской власти).

Пояснение: При капиталистическим пути развития на селе, создание там крупных хозяйств порождает огромную армию совершенно нищих людей, которые неизбежно бегут из села в город.

Но из-за того, что создаваемые излишки товарного хлеба а после их продажи и излишки денежных средств, новоявленными крупными собственниками, направляются в первую очередь на собственное потребление, а не на производство и ликвидацию угрозы голода, то промышленность оказывается в положении кризиса перепроизводства.

Т.е. она не способна к дальнейшему развитию до тех пор, пока не появятся снова излишки на селе, которые будут направлены уже на закупку необходимого сельскохозяйственного оборудования. Этот путь означает смерть для миллионов обнищавших людей, пришедших в город за заработками. В виду того, что они не захотят просто так умереть - этот путь к новой революции, которая уже окончательно уничтожит Россию. Что Западу и было нужно.

Вторая: воспрепятствование Советской России покупать оборудование для заводов и сельскохозяйственную технику для села за золото.

Необходимо было навязать покупать всё это только за товарное зерно! То есть Запад, объявив "золотую блокаду", тем самым навязывал Советской Власти режим гиперэксплуатации сельского населения. Попросту, ограбления.

Ограбленное сельское хозяйство (а его в России тогда было 95%), в этом режиме не могло бы закупать сельхозтехнику для повышения производительности труда и наращивания количества товарного хлеба. Построенные заводы, в том числе и действующие, не находили бы сбыта своей продукции. Данная диспропорция, по мнению Западных экономистов, должна была быстро - до 26-28 года - спровоцировать фатальный экономический кризис в России и новую революцию.

Следовательно, для СССР, надо было построить свою экономическую политику так, чтобы не допустить гиперэксплуатации крестьян, но построить промышленность.

Данная задача, с такими взаимоисключающими условиями, была блестяще решена советскими экономистами во главе со Сталиным.

Большевики и церковь

Серьёзным противником коммунистов во влиянии на массы людей была Русская Православная Церковь. Так как наличие двух мощных идеологий в государстве, претендующих на всеобщность влияния есть залог раскола в обществе, то победить должна была только одна. И этой одной победившей должна была быть подчинена другая.

Это очень хорошо понимали руководители Советского государства, стараясь подчинить РПЦ.

Огромную роль в восприятии и большевиков, и масс трудящихся, играла память о той неблаговидной роли, которую сыграли церковники в обеих революциях. Будучи одной из опор самодержавия, Церковь всегда и однозначно занимала позиции не защитника страдающего народа, а защитника угнетателей. К двадцатым годам авторитет Церкви в народных массах катастрофически упал.

Также немаловажно было и то, что в идеологии большевиков, социализм и коммунизм мыслились как общества светские, атеистичные. По их убеждению (которое подтверждало всё реакционное поведение РПЦ в период революций), Церковь была инструментом установления и поддержания рабства и рабской психологии среди масс трудящихся. Инструмент по одурманиванию людей и отвлечения их от насущных острых задач стоящих перед обществом ("опиум для народа").

К тому же Церковь в глазах большевиков-атеистов воспринималась как -паразит на теле общества. Так как коммунизм мыслился как общество свободных людей, в котором любая форма рабства изжита, где паразитизм кого-либо на ком-либо невозможен в принципе, то такой институт как Церковь должен был быть, по мысли большевиков, также изжит.

Наиболее приемлемым вариантом, по мысли большевиков, был отодвигание Церкви подальше от власти, где она должна была тихо скончаться, по мере роста образования и самосознания людей (тем более, что среди самой партии большевиков было до половины людей верующих!).

Но сразу же после революции Церковь заняла откровенно антисоветскую, враждебную по отношению к новой власти, позицию. Это не могло не вызвать серьёзного раздражения среди и активистов, и руководства государства. Немалую роль позиция РПЦ сыграла и в развязывании Гражданской Войны. Особенно предание патриархом Тихоном 19 января 1918 года Советской власти анафеме.

Заняв откровенно враждебную позицию по отношению к новой власти, они тем самым свели на нет все усилия большевиков по предотвращению скатывания страны к Гражданской Войне.

Тем не менее, не смотря на это, Советская власть посчитала тогда несвоевременным становиться в позицию откровенно враждебную по отношению к РПЦ - чтобы не усугублять раскол в обществе, порождённый Гражданской Войной. Но сразу же по окончанию Гражданской войны начались решительные действия и против антисоветской деятельности РПЦ и против неё самой.

В 1922 году начался сильный голод, вызванный большой засухой. Нужно было изыскать средства, на которые можно было бы закупить продовольствие за границей. Единственным на то время, большим держателем ценностей из драгоценных металлов была Церковь. Поэтому, для спасения людей, было принято решение об изъятии церковных ценностей. Эта акция вызвала протесты у отельной части верующих, и яростное сопротивление священнослужителей. Так как абсолютное большинство людей понимало, для чего идёт это изъятие, и одобряло эти меры, то протестующие оказались в меньшинстве.

Начались судебные процессы. Церковные иерархи, повинные в сопротивлении властям и сокрытии ценностей были обвинены в контрреволюционной деятельности и приговорены либо к смертной казни, либо длительным срокам заключения. 6 мая 1922 г. был помещён под домашний арест в Донском монастыре и сам Патриарх Тихон.

Началась компания антирелигиозной и антицерковной пропаганды. Самочинные расправы с церковниками с разорением и даже сожжением церквей, со стороны народа, стали довольно частым явлением. Народ мстил попам за предательство.

Патриарх Тихон, видя, что, пойдя на открытый конфликт с Советской властью, тем самым обрёк Русскую Православную Церковь на разгром, что народ не поддерживает в большинстве своём своих "пастырей", отказался от анафемы и покаялся.

Он признал принципиально ошибочной позицию Церкви по вмешательству в политическую жизнь и противостоянию народной власти. Причём это не было какое-то вынужденное покаяние. Как показывают исторические документы, в том числе написанные и рукой самого патриарха, это покаяние результат драматического переосмысления патриархом происходящих событий. В покаянии он был искренен.

Власти, посчитали инцидент исчерпанным. 27 июня 1923 года освободили Патриарха из-под стражи, и прекратили кампанию репрессий, по отношению к Церкви.

Последним актом патриарха Тихона стало воззвание, известное как "предсмертное завещание", оставленное им в день смерти 7 апреля 1925 г. ближайшему помощнику митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому) и переданное лично последним и митрополитом Уральским Тихоном (Оболенским) в редакцию "Известий".

Главный смысл воззвания таков: "Не погрешая против Нашей веры и Церкви,... не допуская никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работе в СССР на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем, осуждая всякое сообщество с врагами Советской власти и явную или тайную агитацию против нее".

В заключение Тихон обратился ко всем архипастырям, пастырям и мирянам "без боязни погрешить против Святой веры, подчиняться Советской власти не за страх, а за совесть".

Также в процессе достижения соглашений с патриархом шаг за шагом менялась и позиция государства. Пленум ЦК РКП(б) 4 июля постановил: "Считая, что в некоторых организациях антирелигиозная пропаганда приняла нежелательный характер (массовое закрытие церквей и т.п., агитация за празднование понедельника и т.д.) - поручить Политбюро срочно разослать организациям соответствующий циркуляр". Такой секретный циркуляр Политбюро, допускающий даже возвращение ранее закрытых храмов по ходатайствам приходов, был разослан.

Таким образом, противостояние РПЦ и Советской Власти закончилось принципиальным примирением.

Вопросы:

-- Какие факты поддержки самодержавия со стороны РПЦ в ущерб интересам народа в период 1900-1917 вы знаете?

-- Какие ещё массовые кампании по изъятию церковных ценностей были в истории нашей страны?

-- Перечислите цели, которые преследовали большевики, развязывая репрессии по отношении к Церкви.

Государственное строительство в 20-е годы

Государственная идеология на начальном этапе становления Советской власти

Победив в Гражданской войне, Советское руководство столкнулось с почти полным теоретическим вакуумом, в области построения социализма.

В теории Маркса о социализме говорилось вскользь и весьма туманно. Единственно, что из него ясно следовало, это что по мысли Маркса, социализм можно строить ТОЛЬКО после мировой революции.

Но это положение было опровергнуто уже ходом исторического процесса. В начале 20-го века, реально свершившим социалистическую революцию в своей стране, как был, так и остался русский народ. Во всех остальных странах, усилия марксистов не увенчались успехом.

Оказавшись в таком весьма неприятном положении, большевики пошли по пути голого прагматизма - выстраивать отношения в обществе, выстраивать экономику страны исходя из сугубо прагматических соображений наибольшей эффективности и соответствия этих решений представлениям об идеальном обществе, которые бытовали среди народа.

Отсюда,

Все принципы, по которым выстраивалось советское общество, вытекают непосредственно из представлений абсолютного большинства населения страны об идеальном обществе и идеальном государстве.

Если бы большевики, стоящие у власти, попытались как-то изменить эти принципы, то практически мгновенно лишились бы поддержки в народе. И никакие ссылки на толстые труды зарубежных умов их бы не спасли.

Тем не менее, такие попытки изменения принципов построения государства в стане большевиков предпринимались не раз за всё время существования СССР.

С самого начала существования советского государства эти принципы были заложены в основу основателем Советского государства - В.И. Лениным. Он, как реальный политик, а не догматик (в партии большевиков было очень много догматиков от марксизма), понял, что перестраивать Советы по западному образцу, а также и систему власти, что стихийно на местах складывалась из Советов Народных Депутатов - равносильно самоубийству.

Поэтому, чтобы обезопасить данную систему от нападок догматиков, постарался переформулировать их принципы в терминологии марксизма.

А опасность была не маленькая. Дело в том, что данная система Советов никак не вписывалась ни в какие догмы западных социально-политических теорий.

Вопрос: Каковы были представления крестьян царской России об идеальном обществе, взаимоотношениях между людьми?

Коммунистический идеал

Исходя из этих же соображений прагматизма, ещё на заре существования Советского государства был негласно выработан коммунистический идеал.

Он явился синтезом представлений об идеальном обществе, существовавших как в русском народе(изначально), так и представлений русской интеллигенции. Поэтому, если это представление кратко сформулировать, оно выглядело бы так:

Коммунизм, есть ИДЕАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, свободное от эксплуатации человека человеком, (от паразитизма кого бы то ни было), свободное от Войн и Преступности, Голода и болезней, межнациональной розни и дискриминации, Общество, в котором каждому народу, обществу и отдельному человеку будет предоставлена возможность полной личностной самореализации и самосовершенствования. Общества неконкурентного, а солидарного. Общества взаимопомощи.

Соответственно, из этого самого идеала, следовали прямо и логично очень многие требования к тому, что должно быть сделано в обществе и какие принципы должны быть осуществлены непременно.

По этому идеалу, в обществе подлежали всяческому искоренению все без исключения проявления паразитизма (эксплуатации человека человеком), все без исключения причины, ведущие к установлению где бы то ни было и когда бы то ни было, режима эксплуатации человека человеком. В этом положении заключалась основа представлений русского народа о социальной справедливости.

А так как одной из причин порождающих паразитизм является принцип конкуренции, то в первую очередь, надо было избавляться именно от него. Этот человеконенавистнический принцип, кардинально расходился с главной установкой русской культуры. Капитализм, основанный именно на конкуренции поэтому, вызвал полное неприятие народа и его слом.

Изначально, данный идеал так основательно не формулировался, но существовал подспудно. Основываясь на нём, принимались решения в обществе, и именно он лёг в основу построения государства.

По началу, в 20-е годы, он формулировался упрощённо. Главным в той формулировке были: отрицание эксплуатации человека человеком (паразитизма одних на других) и отрицание конкуренции, как основы построения отношений между людьми, общественными институтами и основы построения промышленности.

Также, в немалой степени, сам Коммунизм, как идеальное общество, представлялось как общество свободное от Голода, общество материального достатка (но не излишества!). Абсолютизация последней черты привело в 60-е-80-е годы к эрозии коммунистического идеала и злокачественному его перерождению в идеалы капиталистические. Отбросив принципы социальной справедливости, советское общество неизбежно скатилось к звериным представлениям о построении общества, возрождению и идеализации главного изъяна Западного общества - принципа конкуренции.

Тем не менее, так как именно марксизм указал путь к социализму, и оказал то самое СПАСИТЕЛЬНОЕ действие на умы большинства активной части населения России, все положения русской культуры просто не могли не быть ПЕРЕТОЛКОВАНЫ в марксистском духе.

Эти самые перетолкования и составили ту самую советскую идеологию, что нам ныне известна. Вполне естественно, что из марксизма советская идеология не могла взять много - просто за отсутствием достаточного материала, а также откровенной дикостью многих представлений Маркса и об обществе, и о социализме вообще.

Ключевыми идеями, воспринятыми советской идеологией из марксизма, были следующие: справедливость (уничтожение эксплуатации человека человеком);

единство трудящихся всех стран ("Пролетарии всех стран, соединяйтесь!");

нестяжательство ("каждому - по труду");

возврат к истокам, к братству в общине (коммунизм);

построение светлого Царства счастья и воли (прогресс, неисчерпаемые силы науки, ликвидация государства).

Понятия и термины марксизма наполнялись при этом своим, часто существенно иным, нежели на Западе, смыслом.

Исходя из этого представления, дальнейшие шаги по государственному строительству были практически предопределены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: