Организация науки

В Советской России с самого начала государственная идеология создала в массовом сознании очень высокий престиж науки, так что несмотря на высокий еще уровень неграмотности в России тех лет не возникло антинаучных настроений. Основа советской системы организации науки была заложена уже в 1918 г.

Она продолжила старые принципы организации науки в России - науки как части державного государства в отличие от сложившейся в протестантской культуре науки как части гражданского общества. В выборе типа научной системы активное участие принимал В.И. Ленин, которому пришлось оказать жесткое противодействие "левым" в их попытках реформировать "императорскую" Академию наук. Советское государство сделало Академию наук главным ядром всей системы.

Научная политика Советского государства в первые годы очень необычна. В самый трудный момент оно выделило крупные средства на науку. В 1918 г. было открыто 33 крупных научных института, ставших впоследствии основой всей сети прикладных НИИ. Было организовано большое число крупных экспедиций, самая значительная из них, в районе Курской магнитной аномалии, не прекращала работы даже в зоне боевых действий. В 1919-1923 гг. Комиссия по улучшению быта ученых организовала снабжение ученых особыми пайками. Это предотвратило, возможный в условиях революции, разрыв непрерывности развития русской науки.

Концентрация средств в Академии наук позволила собрать и сохранить научные кадры, привлечь к сотрудничеству ведущих ученых, а потом сделать из Академии "генератор" научных институтов прикладного профиля, но "выросших" из фундаментальной науки. Эти особенности советской системы дали государству возможность развить очень сильную науку при очень скромных средствах.

Специальные способы планирования экспериментов и координации научных исследований в разных отраслях, долгосрочное планирование, на которых основывалась Советская Наука, показали, что они на порядки увеличивают эффективность труда ученых. В конце 80-х годов эта научная система позволила СССР достичь военного паритета с Западом - при том, что, например, обеспеченность приборами одного советского исследователя была в среднем в 80-100 раз ниже, чем в богатых США. После 1991 г. советская система организации науки была быстро ликвидирована. К 1997 г. по затратам на науку Россия опустилась на уровень Тайваня и Турции.

Международная политика СССР в 20-е годы

В двадцатые годы молодая советская республика оказалась в положении международной политической изоляции. Все капиталистические страны были уверенны, что "совдепия" вот-вот рухнет, и можно будет приступить к разделу страны.

Также в этих условиях были весьма серьёзны военные угрозы со стороны не только стран капитализма (как ныне их называют "стран Запада"), но и со стороны сопредельных государств, видящих в изнурённой внутренними конфликтами и разрухой стране законную добычу. По образному выражению Ленина, страна после гражданской войны была похожа на человека избитого до полусмерти.

В этих условиях основными усилиями РСФСР стало создание "санитарного кордона" вокруг страны из стран, с которыми заключены долговременные договоры о мире.

Общим для всех этих договоров было обязательство не допускать на свои территории вооружённые силы третьих стран, присутствие которых угрожало бы другой стороне. И обязательство не заключать соглашения, которые могли бы повредить другой стороне. 26 февраля 1921 года такой договор был заключён с Ираном, а 28 февраля с Афганистаном. Были заключены мирные договоры с Турцией(16 марта) и Советско-монгольский договор о дружбе (5 ноября).

В 1921-1922 Советская Россия оказала помощь Турецкому правительству Кемаля Ататюрка, которая в то время вела войну с Грецией, поддерживаемой странами Антанты. Поставки оружия и участие военных советников сорвали планы держав-победительниц по разделу территории Турции. Этим самым Советская Россия обеспечила себе наличие в этом регионе ещё одного дружественного государства.

По отношению к республикам бывшим в подчинении Российской империи также проводилась определённая политика, которая должна была со временем включить их в общий союз. В частности, по отношению к Дальне Восточной республике (ДВР).

В общем, внешняя политика государства была направлена на выход России на свои геостратегические границы.

По отношению к капстранам проводилась общая линия на прорыв политической и экономической блокады. Этому способствовало, в первую очередь, подписание в Рапалло в мае 1922 года договора с Германией о восстановлении дипломатических отношений, взаимном отказе от претензий и установлении торгово-экономических связей.

Уже 2 февраля 1924 года были установлены дипломатические отношения с Англией. После этого прорыва дипотношения были установлены с Францией, Италией, Норвегией, Швецией, Австрией, Данией, Грецией, Мексикой и Китаем. Позже всех были установлены дипотношения с США - в 1933 году.

С прорывом дипломатической блокады в самих капстранах начало складываться очень опасное положение. Само существование республики рабочих и крестьян, её укрепление, служило для пролетариата капстран как пример для подражания. Идеи справедливости и большевизма как эпидемия распространялись в народах этих стран.

Желая остановить продвижение большевизма, капстраны повели свою политику так, чтобы не только повернуть вспять начавшийся процесс укрепления международного положения СССР, но и создать антисоветский блок.

12 мая 1927 года совершается налёт на советское торгпредство в Лондоне инспирированное английскими спецслужбами. 27 мая 1927 года дипломатические и торговые отношения с СССР были разорваны. Британские консерваторы полагали, что только жёсткая линия в отношениях с СССР сможет предотвратить происки Коминтерна по разжиганию мировой революции. В связи с подъёмом международного рабочего движения угроза мировой революции была весьма реальна.

Одним из инструментов подрыва СССР были и военные провокации на границе. Так 10 июля 1929 года начался советско-китайский конфликт на КВЖД, но в течение октября-ноября 1929 года китайские войска были разгромлены и уже 22 декабря был подписан протокол о восстановлении "статус-кво" в Маньчжурии.

Также через очень прозрачные границы СССР (к тому времени нормальная охрана границ страны не была организована по причине тотальной разрухи) иностранные державы активно снабжали антисоветскую агентуру деньгами и оружием. Из-за этого, в частности, окончательная ликвидация басмачества в Средней Азии затянулась аж до середины 30-х.

Не меньшие неприятности эта агентура доставляла и в экономике страны, постоянно организовывая диверсии, ведя антисоветскую пропаганду.

М.С.

Ныне антирусской пропагандой продвигается мысль, что, дескать, нельзя было потворствовать подрывной деятельности Коминтерна на территории "Западных демократий".

К сожалению, это типичный пример так называемых "двойных стандартов", когда то, что "разрешено" Западу, не разрешается "всяким прочим". Деятельность Коминтерна никак не отличалась по типу своих основных геостратегических целей от аналогичных целей Западных спецслужб.

Основной задачей западных спецслужб всегда являлось распространение идеологического, политического и экономического влияния стран Запада на все прочие страны посредством подрывной деятельности специально создаваемых ими на территории противника политических и прочих организаций, отстаивающих интересы Запада. Это было всегда. И это же мы наблюдаем сейчас с их стороны на собственной территории уже в веке 21-ом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: