Список источников и литературы

Заключение.

Глава 3. Взаимоотношения отца и сыновей в контексте «Поучения».

Глава 2. Деятельность Владимира Мономаха в Поучении и летописях.

Глава 1. Образ князя в «Поучении к детям».

В данной главе предстоит рассмотреть образ идеального князя в «Поучении» Владимира Мономаха. Для этого нужно обратить свое внимание на первую и частично на вторую части источника.

Владимир Всеволодович, адресуя Поучение не только сыновьям, но и любому, кому оно попадет, просит не смеяться над его словами[51], а если «кому из детей <грамота> будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться»[52].

Первый вид наставлений является воспитательным, причем в основе лежат христианские добродетели.

В самом начале «Поучения» Мономах напоминает детям о том, что им следует иметь страх Божий и подавать милостыню: «Это ведь начало всякого добра»[53].

Мономах просит также, чтобы дети не забывали творить добрые дела и не бояться учиться, если чего-то не умеют. При этом князь приводит в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков»[54].

Не стоит, по мнению князя, забывать и о молитве. Владимир Всеволодович высказывает мысль о непрестанной молитве: ночью, в пути, во всех делах: «”Господи помилуй” взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше»[55].

В Поучении Мономах неоднократно цитирует Псалтирь[56]: «Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него»[57]; «Укрой меня от сборища лукавых и от множества делающих неправду»[58]. Встречаются и слова из «Поучения к юношам»[59] святителя Василия Великого: «Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне»[60].

Основным человеческим пороком Владимир Мономах считает лень: «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится»[61].

В противовес лени Владимир Всеволодович стремится привить детям любовь труд: «Малым делом можно получить милость Божию»[62].

Упоминая о взаимоотношениях с другими людьми, Мономах приводит следующие слова: «Старших чтите как отца, а младших — как братьев»[63]. Опять же эти слова имеют в основе своей христианские заповеди.

Перечисленные добродетели показывают желание Владимира Всеволодовича видеть детей христианами. Причем, именно эти наставления помогут понять в дальнейшем взаимоотношения между отцом и сыновьями.

Следует кратко охарактеризовать несколько черт, которые можно рассматривать как воспитание в княжиче черт настоящего мужчины, способного защищать Русь.

Мономах, говоря об образе идеального князя, упоминает о том, что князь должен принимать важные решения во время конфликтных ситуаций: «На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано»[64]. Приведенная цитата хотя и содержит наставления о воспитании княжичей хорошими военачальниками, но имеет в основе любовь к трудовой деятельности, отмеченной ранее.

Важно отметить еще важный момент: Владимир Всеволодович, проводя большую часть времени на охоте или в каких-либо походах, говорит: «Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет»[65]. Из данного отрывка можно выявить такие черты князя как смелость, мужество.

Мономах, таким образом, вырабатывает в своих сыновьях качества, присущие настоящему мужчине, которые на его взгляд, помогут им как защитникам государства.

Третьим видом наставлений являются наставления о роли князя в жизни государства. Мономаху важно научить детей быть не только добродетелям в отношении людей. но и в отношении всей Руси.

Главным социальным аспектом данного вопроса является призыв Владимира Всеволодовича к заботе о населении Руси: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека»[66]. Мономах полагает, что князю следует быть беспристрастным судьей, защитником незащищенных слоев общества.

О взаимоотношениях в семье князь говорит следующее: «Жену свою любите, но не давайте им власти над собой»[67]. Этим подчеркивается укрепление патриархального уклада в семье.

О взаимоотношениях между князьями нужно рассмотреть следующий отрывок из Поучения. Владимир Всеволодович вспоминает о том, как пришли к нему послы от двоюродных братьев Святополка Изяславича и Святослава Давыдовича с просьбой пойти с ними на Ростиславичей, в ином случае, они предупреждают, что будут сами по себе, а Мономах сам по себе[68]. Великий князь находит следующее решение проблемы: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить»[69]. Мономах, отказывается от набега с братьями на князей Требовольской земли Рюрика Ростиславича Червеньского, Володаря Ростиславича Перемышльского и Василько Ростиславича Теребовльского с целью сохранить мир. Из вышесказанного следует вывести две идеи: нежелание Мономаха создавать очередную усобицу, которыми была полна в это время русская земля, и, что немало важно, отказ от нарушения крестоцелования. Здесь следует отметить важный момент, который касается обетов: князь напрямую выступает против дачи клятвы и божбы, «ибо нет в них никакой нужды»[70]. Говоря же о крестоцеловании, Владимир Всеволодович даёт важное указание: можно давать такого рода клятву, но если же дал клятву, то надо ее исполнять, чтобы не погубить в противном случае своей души[71].

Подводя некоторый итог всему вышесказанному, следует сделать некоторые промежуточные выводы.

Во-первых, Поучение проникнуто духом христианского мировоззрения. Все качества, связанные с духовными и моральными ценностями: почитание старших, борьба с ленью, подача милостыни, присутствие страха Божьего – о которых упоминает Владимир Мономах, указывают на то, что идеальный князь – это христианин.

Во-вторых, Владимир Всеволодович учит детей быть настоящими мужчинами: не бояться смерти, быть храбрыми и мужественными воинами. Такие качества подчеркивают развитие в детях чувства долга перед Родиной.

В-третьих, Мономах напоминает о том, что князь должен быть умелым политиком на внутриполитической арене, то есть князь должен уметь нести ответственность как за свои поступки, так и за благосостояние в своем княжестве.


В данной главе предстоит сопоставить деятельность Владимира Мономаха, представленную в его автобиографической части Поучения и летописях с его представлениями об идеальном князе. Для раскрытия задачи необходимо разобрать следующие события, представленные в источниках: взаимоотношения между Владимиром Мономахом и другими князьями, отношения Владимира Всеволодовича с половцами. Предстоит также выяснить, воплотил ли Мономах свои представления об идеальном князе в своей жизни или нет.

Взаимоотношения Владимира Мономаха с другими князьями были весьма разнообразными. Это связано с тем, какую роль играли князья в политической жизни Руси того периода.

В «Поучении» Мономах говорит, что он ходил «за глогов до Чешского леса»[72], однако в летописях указывается очень интересная деталь: Святослав вместе с Владимиром отправляет своего сына Олега Святославича[73]. В данном случае следует обратить внимание, что Мономах сознательно опускает имя своего двоюродного брата, поскольку на момент написания «Поучения» князья были в ссоре. Отсюда и нотки скорби в письме к Олегу, составляющем третью часть княжеского труда, где князь пишет: «Примешь ли ты ее по-доброму или с поруганием, то и другое увижу из твоей грамоты»[74].

Кроме этого случая столкновение интересов Мономаха и Олега происходит, когда последний приводит на русскую землю половцев и осаждает Чернигов, где княжил Владимир Всеволодович: «И потом Олег на меня пришел со всею Половецкою землею к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней»[75]. В летописи указывается, что Олег «приде к граду и пожже около града и манастъıрѣ пожже»[76]. Летописец, создававший Ипатьевскую летопись отмечает значение похода Олега для Руси в целом: «Се оуже третье наведе Олегъ поганые на Рускую землю егоже грѣха да бы и Богъ простилъ понеже много хрестьянъ изъгублено бысть»[77].

Следует отметить, что в летописях заметна скрытая симпатия летописцев к Владимиру, который ради примирения с Олегом и во избежание большого кровопролития отдает Олегу Чернигов, а сам уезжает в Переяславль. Расположение летописцев объясняется тем, что данные фрагменты летописи относятся к Повести Временных Лет, вторая и третья редакции которой были связаны с именем Мономаха, поэтому важно было показать такое важное христианское качество как смирение.

Владимир Всеволодович в своем «Поучении» упоминает о своих походах в землю вятичей на местных князей «Ходоту и на сына его и к Корьдну»[78]. Однако летописцы не отмечают ничего об этих походах, что ставит под сомнение реальность данного события.

В «Поучении» встречается упоминание похода Мономаха о походе на Глеба Всеславича Минского: «И потом к Минску ходили на Глеба, который наших людей захватил, и Бог нам помог, и сделали то, что задумали»[79]. В Ипатьевской летописи под статьей от 1116 года упоминается о злодеяниях Глеба, которые позволяют понять оправданность действий Владимира: «Глебъ бо бяше воевалъ Дреговичи. И Случескъ пожегъ. И не каяшеться о семъ ни покаряшеться но болѣ противу Володимеру глаголаше оукаряя их»[80]. В данном случае Мономах выступает вновь является подавителем волнения связанного с его родственником, который пошел против киевского князя.

Говоря о Минской земле, следует упомянуть следующий факт. Мономах в первой части «Поучения» говорит об оправдании людей и сострадании к ним:«если и будет <человек> повинен смерти, то не губите никакой христианской души»[81]. Однако в автобиографической части источника присутствует совершенно противоположный эпизод из жизни князя: «На ту осень ходили с черниговцами и с половцами-читеевичами к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины»[82]. Данный факт показывает, что князь в некоторых случаях прибегал к карательным методам, которые расходятся с его представлениями об идеальном правителе, который должен быть снисходителен к провинившимся людям.

Однако не со всеми князьями у Владимира Всеволодовича были конфликтные ситуации. Так о дружбе между князьями может говорить факт примирения Мономаха с Ярославцем Святополчичем: «Х оди Володимеръ на Ярославца Святополчича к Володимерю и оумирися с ним»[83]. До этого между князьями была вражда, поэтому устранение противоречий показывает князя как прекрасного политика и милосердного человека.

Примечательно, что Мономах в письме к Олегу, имеется следующий взгляд на вражду: «Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле»[84]. Данная цитата показывает, что Мономах, осознавая свои некоторые порочные деяния или просчеты в политике, тем не менее ставит выше своих интересов благосостояние Руси.

Итак, взаимоотношения Владимира Всеволодовича и князей имели специфический характер. В событиях прослеживается то, что князь в основном выступает справедливым князем, способным, когда надо уступить, а в некоторых случаях пойти и усмирить силой виновного родственника.

Взаимоотношения с половцами у Владимира Мономаха как и с князьями могли быть различными.

Следует рассмотреть фразу из «Поучения», для понимания некоторых событий, связанных с этим вопросом: «Я, идя с черниговцами и со своими половцами, на Десне взяли в плен князей Асадука и Саука, а дружину их перебили»[85]. Асадук и Саук были половецкими ханами. Мономах идет против них, выступая со «своими» половцами. На первый взгляд, эта цитата может показаться нелепостью, однако при изучении данного вопроса следует обратить на следующую позицию князей (не только Владимира), которая существовала на протяжении XI-XII вв.: князья могли заключать мир с одними ханами, при этом находясь во вражде с другими[86].

Таким образом, вероятнее всего в данном событии Мономах нанял степняков на службу у хана-союзника, для борьбы с другими ханами.

Подводя итог своим взаимоотношениям с кочевниками, Мономах говорит, что у него «всего походов было восемьдесят и три великих»[87]. Однако, по замечанию Лихачева, в «Поучении упоминается только 69 больших походов»[88].

Важно отметить, что говоря о половцах, летописцы в основном показывают Владимира Всеволодовича борцом против кочевников: «Святополкъ же и Володимеръ <…> идоша на Половцѣ»[89]. Летописцу важнее показать борьбу князя с кочевыми племенами, его стремление к защите.

Самый известный летописный отрывок о борьбе Мономаха с половцами относится к статье 1111 года: «… И побиша их в понедѣлникъ страстныи месяца марта въ 27 день избьени быша иноплеменницѣ многое множество на рѣцѣ Салннцѣ и спасе Богъ люди своя Святополкъ же и Володимеръ и Давидъ прославиша Бога…»[90]. Данная статья изображает Владимира Мономаха, как борца с иноземцами и защитника русской земли. Однако примечательно то, что в рассказе упоминается то, что князья побеждают в битве не столько благодаря своим талантам военачальников, сколько благодаря Божественному промыслу.

О воинском долге князя, который упоминается в «Поучении», то есть о том, что князь должен полагаться не на отроков дружины, а сам выполнять обязанности последних[91], в летописях нет указаний. Сам Владимир Всеволодович пишет следующее: «Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя»[92].

Вероятнее всего, упоминание Мономахом в своём «Поучении» наставления об этих чертах[93] носят воспитательный характер, и имеют цель научить княжичей любить труд.

Из всего сказанного о взаимоотношениях с половцами следует сделать следующий вывод. Взаимоотношения со степными кочевниками у Владимира Мономаха были как взаимовыгодными, так и имели враждебный характер. Это показатель того, что конец XI–начало XII вв. – период активных отношений со степняками.

В заключение необходимо ответить на прозвучавший вопрос: воплотил Владимир Мономах свои представления об идеальном князе в жизни или нет?

В своем «Поучении» князь дает идеальный образ князя, исходя из своего жизненного опыта, который князь приобрел к моменту написания своего труда. Автобиографическая часть произведения, написана в начале XII века и явно показывает местами противоречивый характер князя.

С одной стороны, Мономах мог выступить в поход на чужие княжества, совершенно не беспокоясь о последствиях, но тем не менее есть события, а таких случаев большинство, явно указывают на то, что князь жертвует своими интересами, ради благосостояния Руси.

Что касается взаимоотношений с половцами, то тут вполне похожая ситуация. Князь мог быть союзником для одной части степняков, и, одновременно, с этим врагом для другой части кочевников.

Следовательно, Владимир Всеволодович далеко не всегда следовал своим представлением, но тем не менее в ряде эпизодов своей жизни стремился к тому, чтобы заслужить расположение к себе со стороны современников.


В заключительной главе следует рассмотреть пожалуй главный вопрос: взаимоотношения Владимира Мономаха и сыновей. Для решения поставленной задачи необходимо разобрать события, в которых принимали совместное участие отец и дети.

Следует сразу высказать серьезное замечание: напрямую о источники не упоминают о взаимоотношениях в семье Мономаха, что делает выделение характеристик весьма условным.

Самой важной чертой является уважение и признание старшинства отца в решении важных государственных вопросов, то есть княжичи не шли против существующей системы престолонаследия, они выполняли волю отца, перемещаясь из одного княжества в другое: «Приведе Володимеръ Мьстислава из Новагорода и дасть ему отець Белъгородъ»[94]. Как видно из отрывка, сын повинуется отцу и признает за ним право перевода из одного княжества в другое.

Княжичи выступали в походы с отцом на половцев; об этом говорит летописная статья 1111 года: «И поидоста на Половце Святополкъ съ сыномъ Ярославъ и Володимеръ съ сынми»[95]. Тем не менее, в ряде походов сыновья выступают в поход одни: «Ярополкъ идоша на Половцекъ Лубьну. въ 6 часъ»[96]. Данная цитата помогает вывести следующую черту во взаимоотношениях: доверие между отцом и сыном. Владимир Всеволодович вряд ли разрешил бы Ярополку идти в поход, если бы знал, что он плохой военачальник.

Важно отметить, тесную взаимосвязь Владимира Всеволодовича и Мстислава, старшего сына Мономаха. Первое упоминание о нем в «Поучении» связано с рождением княжича: «И в том же году и сын родился у меня старший, новгородский»[97]. Это событие отмечено и в летописи: «В се же лѣто родисѧ оу Володимера сынъ Мьстиславъ и внук Всеволож»[98], Упоминание в летописи и поучении объясняется очень просто: рождение первенца-мальчика у князя позволяет не беспокоиться о наследнике, который мог бы княжить после смерти отца.

В письме Владимира Мономаха к Олегу Святославичу также встречается упоминание о Мстиславе. «Послушал я сына своего, написал тебе грамоту»[99],– пишет князь. Следует остановиться на данном случае более подробно, поскольку Мономах вновь говорит о своем старшем княжиче. Показательно, что Мономах указывает, что он, следуя совету сына, готов примириться со своим двоюродным братом.

На момент написания письма к Олегу Мстиславу было 20 лет, однако именно он стал инициатором для примирения отца и своего крестного. Даже смерть второго сына Мономаха Изяслава от руки Олега не стала преградой для того, чтобы князья окончательно рассорились. Летопись указывает, что «Мстиславъ <…> посла к Олгове глаголя: не бегай никамо же <…> а азъ послю къ отцу молится о тобе»[100].

Таким образом, Мстислав уверяет крестного, что вместо бегства для него лучше сотворить мир с Мономахом. Примирение произойдет только на следующий год, на Любеческом съезде, однако важно то, что Мстислав выступает умиротворителем ссоры.

Вся эта история показывает то, что Мономах сумел воспитать в сыновьях уважение и почитание старшего поколения. Именно эти качества упоминаются и в «Поучении»[101].

Однако важно учитывать то, что в Письме к Олегу есть интересная деталь: для Мономаха сыновья – это малолетние дети, несмотря на то, что Мстиславу уже 20 лет. «И я видел смирение сына моего, сжалился и, Бога устрашившись, сказал: «Он по молодости своей и неразумению так смиряется, на Бога возлагает; я же — человек, грешнее всех людей»[102]. Таким образом, Мономах раскрывает свой взгляд на то, что ему еще предстоит воспитать своих детей, пока он жив. Ведь на момент написания письма у князя, кроме Мстислава, было ещё пятеро сыновей. Причем самому младшему было всего пять лет.

Кроме Мстислава в «Поучении» встречается имя Юрия Владимировича, однако связано оно с событием, которое напрямую не связано с рассматриваемым вопросом: «И Юрьева мать умерла»[103]. Вероятно, это событие сыграло в жизни Мономаха не последнюю роль, раз он не боится вспомнить об этой трагической истории в своем труде.

Примечательно, что в летописях о некоторых княжичах можно почерпнуть эпизоды о укреплении периферии Руси: «Ярополкъ Володимеричь сруби городъ Желни Дрьючаномъ ихъже полони»[104]. Таким образом, заметна милость Ярополка Владимировича к захваченным землям, и любовь к труду. Поскольку князь отстраивает город.

В заключение хочется отметить то, что те нравственные черты, о которых пишет Мономах в «Поучении», ему удалось воспитать и в сыновьях. Княжичи почитали и уважали отца, выполняли его волю. Доверие и уважение – это главные черты, которые были между Владимиром и сыновьями.

Целью данной работы был разбор в контексте «Поучения» взаимоотношений между Владимиром Мономахом и его сыновьями.

Однако следует понимать не только, какими были эти взаимоотношения, но и каким был сам Владимир Мономах, а также его идеалы, которые он учитывал при написании своих наставлений.

«Идеальный князь», который упоминается в «Поучении», ­– это образ, составленный отцом-Мономахом на основании его жизненного опыта, а также Евангельских заповедей и наставлений Василия Великого.

Разбирая деятельность Владимира Всеволодовича, следует, что князь сам нарушал свои наставления, которым он обучает детей. Бывали эпизоды набегов на отдельные княжества, но тем не менее, большинство событий, связанных с междоусобицами Мономаха и других князей носили оборонительный (в случае с Олегом Святославичем), а иногда и карательный (в отношении с Глебом Минским) характер. В последнем случае Владимир Всеволодович, отказываясь от своих идеалов, выступает как подавитель восстания своего родственника, который творил беззакония на периферии Руси.

Взаимоотношения с половцами складывались весьма противоречивыми. Князь мог вступать в союзнические обязательства с одной частью степняков, при этом выступая против других. Такие взаимоотношения были обычным явлением для князей той эпохи.

Отношения с сыновьями у Мономаха складывались на основе доверия. Князь смог воспитать в них христианские добродетели. Однако, как показало время, после смерти отца и старшего сына Мстислава, Русь окончательно распалась на отдельные княжества, причем уже с конца-1130х гг. начинаются ссоры между старшими и младшими сыновьями Владимира Всеволодовича. На Руси наступил период удельных княжеств.


Источники:

1. Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т.1. СПб.,1997.

2. Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. СПб.,1998.

3. Поучение Владимира Мономаха// БЛДР. Т.1. СПб.,1997.

Литература:

1. Гудзь-Марков А.В. Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. М., 2005.

2. Емец Д. Владимир Мономах. М.,2001.

3. Иловайский Д. И. Становление Руси М., 1996.

4. Карпов А. Ю. Великий князь Владимир Мономах. М., 2006.

5. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998.

6. Лихачев Д. С. Сочинения князя Владимира Мономаха// Великое наследие. СПб., 1998.

7. Орлов А.С. Владимир Мономах. М.;Л. 1946.

8. Перхавко В.Б., Пчелов Е. В., Сухарев Ю. В. Князья и княгини русской земли М.,2002.

9. Приселков М.Д.. История русского летописания XI - XV вв. СПб.,1996.

10. Пчелов Е.В. Рюриковичи. История Династии М., 2003.

11. Рыбаков Б.А. Владимир Мономах – боярский князь // Мир истории. М., 1987.

12. Шахматов А. А. История русского летописания. СПб., 2011.

Шишов А. Владимир Мономах — победитель Половецкой Степи//Русские князья. Ростов н/Д., 1999.


[1] Поучение Владимира Мономаха / / Библиотека литературы Древней Руси (далее: Поучение Владимира Мономаха//БЛДР). Т.1. СПб.,1997. С.458-475.

[2] Лаврентьевская летопись. Полное собрание русских летописей (далее: Лаврентьевская летопись. ПСРЛ). Т.1 СПб., 1997.

[3] Ипатьевская летопись. Полное собрание русских летописей (далее Ипатьевская летопись. ПСРЛ). Т.2. СПб.,1998.

[4] Поучение Владимира Мономаха//БЛДР. Т.1. СПб.,1997 С.458-475

[5] Там же. С. 539

[6] Лихачев Д. С. Великое наследие //Избранные работы в трех томах. — Л., 1987. Т.2. С. 133

[7] Лихачев Д. С. Великое наследие //Избранные работы в трех томах. — Л., 1987. Т.2. С. 133–154

[8] Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т.1. СПб., 1997.

[9] Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2 СПб., 1998.

[10] Приселков М.Д. История русского летописания XI - XV вв. СПб., 1996. С. 85.

[11] Лихачев Д. С. Сочинения князя Владимира Мономаха// Великое наследие. СПб.,1998.

[12] Шахматов А. А. История русского летописания. СПб.,2011.

[13] Приселков М.Д.. История русского летописания XI - XV вв. СПб., 1996.

[14] Лихачев Д. С. Сочинения князя Владимира Мономаха// Великое наследие. СПб. 1998., С 169- 195.

[15] Там же. С. 185.

[16] Там же. С. 179.

[17] Емец Д. Владимир Мономах. М., 2001.

[18] Карпов А. Ю. Великий князь Владимир Мономах. М., 2006.

[19] Там же. С.5-6.

[20] Там же. С.52.

[21] Там же. С.53.

[22] Орлов А.С. Владимир Мономах. М.;Л., 1946.

[23] Там же. С.76.

[24] Перхавко В.Б., Пчелов Е. В., Сухарев Ю. В.Князья и княгини русской земли М., 2002 с. 72-117.

[25] Там же. С.81.

[26] Там же. С. 83-90.

[27] Там же с. 117.

[28] Пчелов Е.В. Рюриковичи. История Династии М., 2003. С. 95-126.

[29] Там же. С. 99.

[30]Там же. С. 124-125.

[31] Там же. С.126.

[32] Рыбаков Б.А. Владимир Мономах – боярский князь // Мир истории. М., 1987.

[33] Там же. С.196.

[34] Там же. С. 210, 211, 213.

[35] Там же. С. 208.

[36] Там же. С. 208.

[37] Шишов А. Владимир Мономах — победитель Половецкой Степи // Русские князья. Ростов н/Д., 1999. С. 139-182.

[38] Там же. С. 27.

[39] Там же. С. 181.

[40] Там же. С.182

[41] Гудзь-Марков А.В. Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. М., 2005.

[42] Там же. С.180.

[43] Там же. С.180.

[44] Иловайский Д. И. Становление Руси М., 1996 с. 95-124.

[45] Там же. С. 120.

[46] Там же. С. 123.

[47] Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998.

[48] Там же. С. 240.

[49] Там же. С. 241.

[50] Там же. С. 245.

[51] Поучение Владимира Мономаха// БЛДР. Т.1. СПб., 1997. С. 457.

[52] Там же. С. 457.

[53] Там же. С. 457.

[54] Там же. С. 465.

[55] Там же. С. 463.

[56] Там же. С. 457.

[57] Там же. С. 457.

[58] Там же. С. 457.

[59] Там же. С. 458.

[60] Там же. С. 458.

[61] Там же. С. 465.

[62] Там же. С. 461.

[63] Там же. С. 463.

[64] Там же. С.463.

[65] Там же. С. 471.

[66] Там же. С. 463.

[67] Там же. С. 463.

[68] Там же. С. 457.

[69] Там же. С. 457.

[70] Там же. С. 463.

[71] Там же. С. 463.

[72] Поучение Владимира Мономаха/ / БЛДР. Т.1. СПб., 1997. С. 465.

[73] Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. М., 1998. С. 190.

[74] Поучение Владимира Мономаха/ / БЛДР. Т.1. СПб., 1997. С. 471.

[75] Там же. С. 467.

[76] Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т.1. СПб., 1997. С. 226.

[77] Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. СПб., 1998. С. 217.

[78] Поучение Владимира Мономаха// БЛДР. Т.1. СПб., 1997. С,467

[79] Там же. С. 469

[80] Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. СПб., 1998. С. 282

[81] Поучение Владимира Мономаха// БЛДР. Т.1 СПб., 1997. С. 463,

[82] Там же. С.467.

[83] Лаврентьевская Летопись. ПСРЛ. Т.1. СПб., 1997. С.291.

[84] Поучение Владимира Мономаха// БЛДР. Т.1 СПб., 1997. С.471,

[85] Там же. С. 467.

[86] Там же. С. 469.

[87] Там же С. 469.

[88] Там же. С. 542.

[89] Ипатьевская Летопись. ПСРЛ. СПб.,1998. С. 258.

[90] Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. СПб.,1998. С. 268.

[91] Поучение Владимира Мономаха// БЛДР. Т.1. СПб., 1997.С. 463.

[92] Там же.С. 463.

[93] Там же. С. 463.

[94] Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. СПб.,1997. С.284.

[95] Ипатьевская летопись. ПСРЛ.Т.2. СПб.,1998. С.265-266.

[96] Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т.1. СПб.,1997. С. 250.

[97] Поучение Владимира Мономаха // БЛДР. Т.1. СПб., 1997. С. 465.

[98] Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. СПб., 1998. С. 190.

[99] Поучение Владимира Мономаха // БЛДР. Т.1. СПб., 1997. С.473.

[100] Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. СПб., 1998. С. 238.

[101] Поучение Владимира Мономаха // БЛДР. Т.1. СПб., 1997. С.463.

[102] Там же. С.463.

[103] Там же. С. 469.

[104] Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т.1. СПб., 1997. С. 291.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: