Макс Вебер (1864-1920)
· Немецкий социолог и политолог
· «Политика как призвание и профессия», «Хозяйство и общество», «Протестантская этика и дух капитализма»
· Автор теории «рациональной бюрократии», классической типологии легитимности власти
М. Вебер первым сформулировал универсальные принципы организации и функционирования административных учреждений. В работе «Хозяйство и общество» назвал основные принципы рациональной бюрократии:
(1) каждое учреждение имеет свою собственную область компетенции;
(2) гражданские служащие назначаются, а не выбираются на основе профессиональной квалификации, в соответствии с дипломом или по результатам экзаменов;
(3) гражданские служащие получают заработную плату в соответствии с рангом;
(4) для гражданского служащего эта работа представляет профессию или является основным занятием;
(5) служащий не владеет учреждением, в котором работает;
(6) служащий подчиняется дисциплине и находится под контролем;
(7) смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций.
Вебер представлял государственных служащих как квалифицированных специалистов, с высокой профессиональной подготовкой, с сословной честью, гарантирующей безупречность. По его мнению, без этого возникла бы опасность чудовищной коррупции и низкого мещанства, что поставило бы под угрозу техническую эффективность государственного аппарата
Различия между бюрократом и политиком:
Сфера деятельности политика – борьба за власть и процесс принятия решений, замешаные на страстях и эмоциях. Деятельность политика подчиняется принципу личной ответственности.
Подлинной профессией чиновника не должна быть политика, борьба за власть и ее сохранение. Чиновник должен исполнять решения, принятые политиками, управлять без гнева и пристрастия. Дело чести чиновника выполнить приказ вышестоящего учреждения добросовестно и точно.
Опасность: властное положение бюрократии по отношению к зависимому от нее населению обусловливает ее групповую сплоченность и превращает в замкнутое сословие с особыми интересами и атрибутивными свойствами.
Альтернатива: Сдержать усиливающую роль бюрократии может харизматический лидер, апеллирующий к поддержке населения в случае конфликта интересов бюрократии и политиков (парламентариев) (идея плебисцитарной демократии).
7. Теория «административной эффективности» В. Вильсона
Томас Вудро Вильсон (1856 – 1924)
· 28-й президент США
· Известен также как историк и политолог, был единственным президентом США, имевшим докторскую степень
· Лауреат Нобелевской премии мира 1919 г., присуждённой ему за миротворческие усилия. Предложения Вильсона были положены в основу Версальского мирного договора (1919)
· Был одним из инициаторов создания Лиги Наций
· работа «Изучение администрирования» (1887): теоретическая разработка вопросов государственного управления:
В. Вильсон предпринял попытку разработать модель государственной бюрократии, которая была бы эффективной в условиях демократии, органично сочетала бы принцип профессиональной государственной службы с рыночными механизмами. Он обосновал идею разделения политических и административных функций в механизме государства, прагматично исходя из постулата, что смена политического руководства не должна влиять на деятельность несменяемого административного аппарата.
В. Вильсон полагал, что:
· отношения между государственной администрацие й, исполняющей законы, и политической властью, создающей законы, «составляют самую сущность правительственной системы».
· политики и администраторы должны эффективно взаимодействовать, соблюдая субординацию и разделение управленческого труда, чтобы обеспечить реализацию избранного политического курса.
· развитие демократии связано с созданием эффективной системы контроля за деятельностью администраторов со стороны политиков.
* * *
Таким образом, усилиями политических мыслителей и философов со времени Древних цивилизаций до Нового времени была подготовлена существенная аналитическая и методологическая база по проблематике политического управления, во многом не утратившая своего познавательного и практического потенциала и сегодня.