Новое время характеризуется возникновением национальных государств и гражданского общества, где нет сословных перегородок и предрассудков, установлено формальное равенство всех и каждого.
Государство уже не рассматривается как абсолютное благо, а понимается как неизбежное зло, без которого нельзя обойтись.
Управленческая мысль раннего Нового времени преимущественно развивалась на основе теории естественного права, в соответствии с которой каждый индивид от рождения наделен неотчуждаемыми правами, а само государство представляет общественный договор, гарантирующий соблюдение и защиту неотъемлемых прав и свобод.
Универсальным инструментом ограничения и упорядочивания деятельности аппарата государственного управления рассматривалось право.
Концепция либерального государственного управления
Джон Локк (1632-1704)
· Английский философ и политический мыслитель
· «Два трактата о государственном правлении» (1690)
· Основоположник раннебуржуазного либерализма. Личности создают общество, а общество – государство
· Наброски теории разделения властей
Гражданское общество как ассоциация свободных индивидов учреждает государство с единственной целью «для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся членом общества».
Государство служит обществу и индивиду. Оно – неизбежное зло, необходимое для гарантии прав граждан – на жизнь, свободу и собственность.
Дж. Локк выдвинул идею об ограниченном правлении и разделении властей (на 2 ветви – законодательную и исполнительную)
Критерий эффективности государственного управления, по Локку: насколько последовательно и эффективно оно выражает интересы личности, как абсолютной ценности.
Концепция конституционного государства
Монтескье, Шарль Луи ( 1689-1755)
· Выдающийся политический мыслитель французского Просвещения
· «О духе законов» и др. труды
Ш. Монтескье стал основоположником теории разделения властей. Цель такого разделения – избежать злоупотребления властью, обеспечить политическую свободу.
К важнейшим политико-управленческим идеям Монтескье можно отнести следующие:
· Идея гармонизации баланса групповых и индивидуальных интересов в основном законе – Конституции
· Ограничение прав государства: четко прописать в Конституции то, «что запрещено государству»
· Разделение властей (классическая «триада»: законодательная, исполнительная, судебная), их взаимное сдерживание
· Судебная защита прав человека
Теория правового государства
Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ
И. Кант сформулировал основные постулаты теории правового государства:
· Само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил, устанавливает равный масштаб свободы для всех граждан
· Правовое государство предписывает равную ответственность власти и граждан перед законом. Государство, издавшее закон, обязано уважать этот закон до тех пор, пока он существует, хотя оно правомерно его пересмотреть и даже отменить.
· Гражданин вменяет себе в обязанность признавать и соблюдать права других
· Гарантировано формальное равенство всех и каждого, а в правовых делах гражданская личность не может быть представлена никем другим
· Только законно избранное правительство имеет право применить силу в качестве принуждения. Монопольное право на легитимное насилие принадлежит правительству, что обеспечивает единый, обязательный для всех порядок, уничтожение неравенства и разнообразия прав.
5. «Волюнтаристские» [2] (этатистские) [3] теории управления
Общими чертами этих теорий является следующее:
1. Они противостоят либеральным концепциям
2. Ориентированы на активную роль государства и интервенционистские (мобилизационные) методы управления.
Теория общественного договора
Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Теория Руссо идеологически также опиралась на принципы естественного права и общественного договора, но иначе их интерпретировала:
· рассматривала государство как благо и предусматривала его активное вмешательство в жизнь общества и индивида
· индивиды жертвуют своими правами в пользу государства, заключая договор объединения
· искореняется главная причина всех конфликтов и войн - частная собственность, неравенство возможностей и как следствие столкновение интересов
· человек является составной частью государства, его интересы совпадают с общественными, как и с интересами других граждан
· управление носит вертикально организованный характер, когда власть спускает все команды и инициативы сверху, а граждане их реализуют.
Решения по актуальным проблемам государство может осуществлять, согласно Руссо, и с помощью плебисцита (всенародного голосования).
Марксистская теория управления
Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895)
Классики марксизма рассматривали государство как политическую организацию экономически господствующего класса, как аппарат для подавления сопротивления его классовых противников. Государство, в соответствии с их учением, возникло на определенном уровне развития производительных сил, когда общественное разделение труда привело к возникновению частной собственности, имущественного неравенства людей и расколу общества на антагонистические классы.
Основу (БАЗИС) развития общественно-экономических формаций составляют сменяющие друг друга азиатский, рабовладельческий, феодальный и буржуазный способы производства, которым соответствуют определенные типы государственного устройства (НАДСТРОЙКА).
Высшей общественно-экономической формацией провозглашался коммунизм, при достижении которого государство отмирает, сменяясь общественным самоуправлением. Однако сразу после социалистической революции появляется государство диктатуры пролетариата, цель которого – подавление сопротивления ранее господствующих классов.
Модель корпоративного государства
Бенито Муссолини (1883-1945)
· «Доктрина фашизма»
Система государственного управления в фашистском государстве основана на идее единства нации-государства и социальном партнерстве труда и капитала. Труд и предпринимательство рассматривались как социальный долг, охраняемый государством. С помощью разветвленной сети корпоративных и воспитательных учреждений, массовых собраний и шествий государство стремилось полностью преобразовать самую сущность человека, дисциплинировать его, контролировать его дух, сердце, волю, разум, формировать его сознание и поведение.