Общая характеристика психологии в XVIII веке

Глава 5 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В XVIII ВЕКЕ

Рекомендуемая литература

Примерные темы рефератов

Контрольные вопросы

1. Почему изменился предмет психологии в Новое время?

2. В чем суть учения об идолах Ф. Бэкона?

3. Какова роль эксперимента и индукции в теории Ф. Бэкона?

4. В чем состоит разница между позициями рационализма и сенсуализма?

5. Как разрешается проблема познаваемости мира в рационализме?

6. В чем роль индукции и какие ее виды описываются в теориях Декарта и Лейбница?

7. Чем отличаются подходы к проблеме эмоций Декарта и Спинозы?

8. В чем роль рефлекса в теории Декарта?

9. Какие способы изменения естественного протекания рефлекса рассматриваются Декартом?

10. На чем основывается доказательство познаваемости мира в теории Спинозы?

11. В чем состоит предназначение аффектов в теории Спинозы?

12. Каким образом решается проблема свободы воли в этике Спинозы?

13. Какие основные характеристики монады выделяются Лейбницем и в чем их значение?

14. Почему у Лейбница не существует понятия первичных и вторичных качеств предметов?

15. В чем особенности подхода к структуре психики в теории Лейбница?

16. Какие аргументы приводит Локк в своей критике врожденных идей?

17. В чем состоит постулат сенсуализма?

18. Какие виды опыта выделял Локк?

19. На основании каких фактов Локк приходит к выводу о неполной познаваемости внешнего мира?

1. Подход к проблеме познания в сенсуализме и рационализме.

2. Достоверность и объективность познания в теориях рационалистов и сенсуалистов XVII в.

3. Проблема поведения и развития рефлекса в работах Декарта.

4. Проблема воли и роль аффектов и разума в развитии волевого поведения в работах Декарта и Спинозы.

5. Психологические особенности подхода к проблеме познания в теории Лейбница.

6. Характеристика двух видов познания в работах Локка.

Бэкон Ф. Сочинения: В 2т. -М, 1971.-Т. 2.

Гоббс Г. Сочинения: В 2т.-М., 1964.-Т. 1,2.

Декарт Р. Сочинения: В 2т. - М., 1989. -Т. 1.

Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.

Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4т. -М., 1982.-Т. 1,3.

ЛоккД. Избранные философские произведения: В 2 т. - М., 1960. -Т. 1.

Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1957.

Рассел Б. История западной философии. - Ростов н/Д, 1998.

Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.

Развитие психологии в XVIII в., в отличие от предыдущего столетия, связано в большей степени не с рационализмом, но с сенсуализмом, который, начиная с концепции Д. Локка, приобретал все большее значение не только для объяснения процессов познания, но и для общей характеристики поведения, способностей и личных качеств человека.

Благодаря работам Ф.Бэкона, Р.Декарта и других ученых к XVIII в. была доказана необходимость построения объективной науки, независимой от веры и построенной на разуме. В то же время быстрое развитие промышленности, изменения, в том числе и революционные - в Англии, Нидерландах, социальных условий, структуры общества требовали изучения психологических механизмов перестройки психики, анализа способов влияния на сознание и самосознание человека и его возможностей приспособления к новым условиям жизни. Изучение этих вопросов и привело к идее о прижизненном характере содержания сознания, его связи с внешней ситуацией, а не с внутренним миром, который, так же как и врожденные идеи, достаточно стабилен. Важное место занимали также исследования способов и границ воздействия на содержание сознания и поведение человека, в том числе при помощи обучения и просвещения.

С особой остротой эти вопросы вставали перед французской наукой, в которой социальные проблемы, связанные с взаимодействием старых и вновь возникающих групп (аристократии, крестьянства, буржуазии, ремесленников), поставили научные вопросы -о роли различных факторов (биологического и социального) в развитии психики, о способностях, о влиянии просвещения на мировоззрение человека.

Интенсивное развитие науки в этот период привело к возникновению в общественном сознании идеи прогресса, мысли о том, что все в мире развивается от простого к сложному, от менее развитого и совершенного ко все более развитому и совершенному. При этом даже схожие процессы не тождественны друг другу, но повторяются каждый раз на более высоком уровне, так как развитие идет по спирали. Это также убеждало психологов в прижизненном характере знаний, который обеспечивает индивидуальный и социальный прогресс.

Особенно значимым для психологии было появление в середине XVIII в. первой собственно психологической школы - ассоцианизма, что способствовало выделению психологии в самостоятельную, а затем в экспериментальную науку. В это же время широкое распространение получил и сам термин «психология», предложенный еще в 1590 г. немецким ученым Н. Гоклениусом, но ставший в Европе общеизвестным после выхода книг немецкого психолога Х.Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734).

Хотя доминирующей тенденцией в психологии этого периода был механицизм, т. е. стремление объяснить психическую жизнь исходя из законов механики, важным моментом в развитии психологии XVIII в. стало появление первых концепций, связывающих психику с культурной или географической средой.

Итальянский ученый Д. Вико в своей работе «Основания новой науки об общей природе вещей» (1725) писал о том, что каждое общество проходит последовательно через три эпохи - богов, героев и людей. Соответственно изменяются психологические черты людей, в частности возникает логического мышление, что он связывал с развитием торговли. Вико также впервые высказал идею о существовании надындивидуальной психической структуры - народного духа, который и обусловливает психологические особенности конкретной нации.

Известный французский просветитель Ш. Монтескье в книге «О духе законов» (1748) также писал о том, что существует «общий дух народа», который зависит от многих факторов, прежде всего от географических условий.

Немецкий ученый И. Гердер в работах «Идеи философии в истории человечества» (1789-1791) и «О происхождении языка» (1770) отстаивал в качестве важнейшего фактора не климат, а язык, говоря о том, что этническое своеобразие проявляется в народной поэзии.

Кант в своих лекциях по физической географии и антропологии, возвращаясь к идее Монтескье, говорил о том, что склонности людей обусловлены климатом, в котором они живут, и их предрассудками, подразумевая под ними и особенности мышления.

Описанные теории впервые выводили законы психики из внешней, социальной или природной ситуации развития человека, связывая содержание сознания с новыми факторами. Это позволяло изучать сознание, опираясь не только на интроспекцию, а в дальнейшем разрабатывать и новые методы объективного исследования, и новые направления психологии - этнопсихологию, социальную и дифференциальную психологию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: