История как наука. Технический редактор Е. Ф. Коржуева

Учебное пособие

История психологии

Редактор Е. В. Сатарова

Технический редактор Е. Ф. Коржуева

Компьютерная верстка: Д. В. Поляченко

Корректоры В. Т. Козлова, В. Н. Рейбекель

Диапозитивы предоставлены издательством.

Подписано в печать 28.02.2001. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная.

Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 34,0. Тираж 30 000 экз. (1 -и завод 1 -10 000 экз.).

Заказ № 274.

Лицензия ИД № 02025 от 13. 06. 2000. Издательский центр «Академия».

105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс: (095)165-4666, 367-0798, 330-1092.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.

410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

В переводе с греческого языка «история» - это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России – это наука о становлении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в со­став России до 1917 г., а в состав СССР – до декабря 1991 г. История опирается на факты, получаемые из различных источни­ков. Различают материальные источники или памятники деятельности че­ловека: орудия труда, зда­ния, предметы быта и др. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимаются ис­точниковеде­ние, а также вспо­могательные исторические дисциплины. «Отцом истории» считается Геродот. С появле­нием государства, письменности и распространением христиан­ства возни­кает летописание, появляется историография, под которой по­нимают как само описание истории, исторического процесса, так и исто­рию развития самой исторической науки.Во все времена и во всех странах историкам было трудно оста­ваться на нейтральных, объективных позициях, «над схваткой». Веками историки обслуживали интересы верховных правителей, правящей элиты, церкви, бо­гатых меценатов (покровителей). В XIX-XX вв. в мировой исто­риографии получили отражение три основных концепции – консерватизм, либерализм и социализм. Оформилось понятие методологии истории или философии истории, включающее в себя принципы, способы и формы ис­торического познания. Большинство историков декларирует свою приверженность таким принципам исторического исследования как научность, объективность, ис­торизм, диалектика. Очень немногие признаются в своей тенденциозности или партийности. Концепция, методология конкретного историка проявля­ется в периодизации истории, в выделении в ней наиболее крупных этапов. В советской историографии преобла­дал формационный подход, в соответствии с которым человеческое сооб­ще­ство на любой территории должно пройти через пять эпох, общест­венно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельче­скую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Главной движущей силой К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924) считали развитие производительных сил и производственных отношений. В западной историографии весьма популярен цивили­зационный под­ход, в соответствии с которым в мировой истории выделя­ется разное коли­чество исторических сообществ. Русский ученый Н.Я.Данилевский (1822-1885) выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А.Д.Тойнби (1889-1975) остановился на 13 синхронных и эк­вивалентных по реализо­вавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблях культуры». Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности Человека в специфических условиях (климатических, географических, геопо­литических, историко-культурных и т.д.). В отечественной исторической науке всегда была сильна «госу­дар­ственная школа». Наиболее распространенной является периодизация оте­чественной истории в соответствии с характе­ром государственного строя. При этом выделяются: догосударственный период (до IX в.); Древ­няя Русь – раннефеодальное государство (862-1237); русские земли в со­ставе Золотой Орды (1243-1480); Московское царство – сословно-пред­ста­вительная монархия (1480-1700); Российская империя как абсолют­ная мо­нархия (1700-1860); Российская империя на пути к капитализму и консти­туционной монархии (1861-1917); Советская Россия – СССР (1917-1991); постсоветская Россия (1991-2002). История России является частью всемирной истории. Главным ее содержанием является история русского народа, исторического бытия, ха­рактера, традиций, менталитета (склада ума) русских людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: