ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Брайчевский М. Утверждение христианства на Руси. – К., 1989.
2. Грушевский М. Очерк истории украинского народа. – К., 1990.
3. Губарев В.К. История Украины: Справочник школьника и студента. – Донецк, 2007.
4. Гумилев Л. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1992.
5. Ефименко О. История украинского народа. – К., 1990.
6. Історія міста Дніпропетровська (За наук. Редакцією А.Г.Болебруха).– Д., 2006.
7. Каныгин Ю. Вехи священной истории. – К., 1999.
8. Костомаров Н. Малороссийский гетман Зиновий-Богдан Хмельницкий // Исторические произведения. Автобиография. – К., 1989.
9. Рыбаков Б. Киевская Русь и русские княжества ХII–ХIII вв. – М., 1982.
10. Савченко Н.М., Подольський М.К. Історія України: модульний курс. Навч. посібник. – К., 2006.
11. Седов В. Славяне юго-восточной Европы в предгосударственный период. – К., 1990.
12. Толочко П. Древнерусский феодальный город. – М., 1989.
13. Шабульдо Ф. Земли юго-западной Руси в составе Великого княжества Литовского. – К., 1987.
Методические рекомендации и варианты домашней контрольной работы разработаны на основании рабочей учебной программы по дисциплине «История государства и права», утвержденной директором техникума бизнеса и права 11.10.2010 года, и в соответствии с образовательным стандартом РД РБ 02 100.4.039-2004 специальности 2-24 01 02 «Правоведение» и изменением №1 от 22.04.2009 года.
|
|
Целью изучения дисциплины «История государства и права» является приобретение учащимися знаний об истории государства и права разных стран мира, выявление исторических закономерностей и процессов возникновения, оформления и последующих изменений форм государства и права на всем протяжении истории, формирование у учащихся исторического и правового сознания, повышение их общей и правовой культуры.
К задачам дисциплины относится:
-- изучение исторических причин появления государства и права с позиций различных теорий;
-- формирование у учащихся интереса к процессам развития и преобразования государств и их законодательного регулирования;
-- анализ особенностей политических режимов властвования, их эволюции и основных достижений.
Изучив данную дисциплину, учащиеся должны знать:
-- исторические закономерности и этапы возникновения, развития и функционирования государства и права;
-- концепции и тенденции развития государства и права;
- основные факторы, определяющие развитие государства и права;
- основные правовые понятия [законодательство, и договор, преступление, ответственность и др.] у разных народов;
-- роль человека в формировании государства и права.
Должны уметь:
|
|
-- анализировать факторы, определяющие образование и развитие государства и права у различных народов;
-- применять научные знания для понимания сущности современных государственно-правовых институтов и процесса их изменения;
-- раскрывать причины появления государства и права с позиций различных концепций;
давать оценку правовым системам современности различных государств.
Раздел, тема | Всего часов по дисциплине | В том числе на практические занятия |
Введение | ||
Тема 1. Предмет, метод, структура курса «История государства и права». | ||
Раздел 1. История государства и права Древнего мира | 16(4*) | |
Тема 2.1. Особенности древневосточной деспотии. Государственный и общественный строй [Египет, Китай, Вавилон, Индия]. Основные источники права. | ||
Практическое занятие №1 Анализ системы государственного устройства Древневосточных государств. Характеристика права. | ||
Тема 2.2. Особенности античных государств. Государственный строй и законодательный процесс Древних Афин. Государственное устройство Древнего Рима. | 2* | |
Тема 2.3. Источники римского права. Публичное и частное право. Основные отрасли и институты права Древнего Рима: общая характеристика. | ||
Практическое занятие №2 Изучение античной государственности и древнегреческой демократии. Характеристика римского права. | ||
Тема 2.4. Возникновение государственности у восточных славян. Государственное устройство Киевской Руси. Государственный и общественный строй Полоцкого княжества. | 2* | |
Тема 2.5. Система источников древнерусского права. Общая характеристика. | ||
Практическое занятие №3 Характеристика государственного устройства и общественного строя древних славян. Изучение государственно-правового влияния Византии. Анализ Русской Правды. | ||
Раздел 2. История государства и права в Средние века. | 14(10*) | |
Тема 3.1. Источники права и основные правовые системы в странах средневековой Европы. | 2* | |
Тема 3.2. Развитие средневекового государства и права во Франции, Германии и Англии: общее и особенное. | ||
Практическое занятие №4 Изучение ленной, сословно-представительной и абсолютной монархии в странах Западной Европы. Анализ общей и романо-германской правовых систем. Характеристика основных источников права. | ||
Тема 3.3. Феодальная государственность у славян. Государственно-правовое устройство и общественный строй в Сербии и Чехии. Развитие монархической государственности на Руси в 14-18 вв. | 4* | |
Практическое занятие №5 Изучение эволюции феодального государства и права славянских государств. | ||
Тема 3.4. Образование Великого Княжества Литовского. Личные и государственные унии с Польшей. Система литовско-белорусского феодального права. | 4* | |
Практическое занятие №6 Характеристика основных теорий образования ВКЛ. Изучение государственного и общественного строя ВКЛ. Характеристика источников права. Анализ государственно-правового устройства Речи Посполитой. Изучение реформ законодательства. | ||
Раздел 3. История государства и права Нового времени. | 18* | |
Тема 4.1. Государственно-правовое значение и последствия буржуазных революций во Франции и Англии. Основные черты законодательства. | 4* | |
Практическое занятие №7 Характеристика предпосылок буржуазных революций. Изучение государственного и общественного строя. Анализ нового типа государственности. Характеристика основных источников права. | ||
Тема 4.2 Образование США. Государственное устройство по Конституции 1787 года. Изменения в государственном строе и праве США в 19 в. | 2* | |
Тема 4.3 Развитие германской государственности в первой половине 19 в. Имперская Конституция 1871 г. Веймарская Конституция 1919 года: общая характеристика. Развитие права. | 2* | |
Тема 4.4 Абсолютная монархия в России в 19 в. Буржуазные реформы и контрреформы середины 19 в. Беларусь в составе Российской империи. Государственно- правовые последствия революции 1905-1907 гг. | 4* | |
Практическое занятие №8 Изучение государственного аппарата в России в 19- начале 20 вв. Анализ причин и правового механизма буржуазных реформ. Характеристика государственного и общественного строя в начале 20 века. | ||
Тема 4.5. Буржуазная и социалистическая революция в России и Беларуси. Становление Советской государственности. Основные изменения в праве и законодательстве. | 2* | |
Тема 4.6. Фашистское государство Италии и национал- социалистическое государство Германии. Характеристика основных институтов. | 2* | |
Тема 4.7. Революция «Мэйдзи» в Японии. Эволюция государства и права Японии в 19- начале 20 вв. | 1* | |
Обязательная контрольная работа | ||
Раздел 4. История государства и права Новейшего времени. | 20* | |
Тема 5.1. Государственный аппарат Великобритании в 20 в. Избирательные реформы. Кабинет. Делегированное законодательство. Развитие государства США в 20 в. | 2* | |
Тема 5.2. Государственно - правовое устройство Федеративной Республики Германия по Основному Закону 1948 г. | 2* | |
Тема 5.3. Четвертая и Пятая Республики во Франции: общая характеристика государства и права. | 2* | |
Тема 5.4. Реформирование и распад социалистической государственности в Европе: основные предпосылки и государственно-правовые последствия. | 2* | |
Тема 5.5. Становление и развитие социалистического государства и права в Китае. | 2* | |
Тема 5.6. Становление демократической государственности в Беларуси в 90-х годах 20 века. | 4* | |
Практическое занятие №9 Изучение основных черт государственного аппарата на современном этапе развития государства и права. | ||
Тема 5.7. Общая характеристика правовых систем современности. | 2* | |
Тема 5.8. Основные тенденции в развитии отраслей современного права западноевропейских государств. | 4* | |
Практическое занятие №10 Изучение тенденции в сближении правовых систем. Анализ гражданского и торгового права. Характеристика уголовного права и судебного процесса. | ||
Итого: |
* -- темы для самостоятельного изучения
|
|
|
|