Общие методические указания. Тема 6. Первые путешественники Древней Руси. Развитие туризма в Российской империи

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Тема 6. Первые путешественники Древней Руси. Развитие туризма в Российской империи

Тема 5. Развитие мирового туризма в XVII — первой пол. XX вв.

Развитие индустрии гостеприимства в Западной Европе и Северной Америке. Возникновение ресторанов. Транспортная «революция» XIX в. Туристическая деятельность Томаса Кука. Великобритания – лидер туризма конца XIX века. Путеводители для туристов. Развитие туристского бизнеса в Европе. Новые виды и концепции туризма. Индивидуальные туры, летний отдых на дачах. Развитие горного туризма. Совершенствование мировой транспортной системы и развитие гостиничного бизнеса в первой пол. XX в. География предвоенного туризма (до 1939 г.).

Первые путешественники Древней Руси. Зарождение традиции паломничества на Руси. Имена паломников и маршруты отечественного и зарубежного паломничества. Путешествие русского купца Афанасия Никитина в Индию (вторая пол. XV в.). Зарождение и состояние гостиничного дела в Допетровской Руси. Деятельность Петра I, связанная с развитием туризма. Просветительский период развития туризма (до 90-ых гг. XIX в.). Вклад Екатерины II в развитие туризма в Российской империи. Первая туристическая реклама и российские путеводители XVIII в. Развитие музейного дела и экскурсионного туризма. Развитие курортного дела и горного туризма.

Начало туристского бизнеса в Российской империи. Предпринимательский период развития туризма (1890-1917 гг.). Создание первой туристской фирмы в России. Развитие транспорта. Гостиницы и рестораны дореволюционной России. Крымский горный клуб: создание, цели и задачи. Появление туристских обществ и организаций. Общество туристов-велосипедистов (Русский турингклуб). Российское Общество Туристов.

Тема 7. Развитие туризма в СССР (1917 – 1991 гг.)

Период зарождения и становления экскурсионного и туристского движения (1917-1936 гг.). Создание и деятельность «Общества пролетарского туризма» (ОПТ), «Совтура» и «Интуриста». Организация «Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий» (ОПТЭ). Создание территориальных туристско-экскурсионных управлений (ТЭУ) ВЦСПС. Организационно-централизованный период (1936-1969 гг.). Положение о значке туриста. Бюро международного молодежного туризма «Спутник»: цели и задачи. Развитие внутреннего туризма в стране: плановый и самодеятельный туризм. Новые формы международного туристского обмена. Развитие курортного дела. Административно-нормативный период (1969-1991 гг.). Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Советские туристические издания. Появление новых видов обслуживания туристов. Развитие массового туризма и инфраструктуры гостеприимства. Расширение географии иностранного (въездного) туризма в СССР. Основные достижения и проблемы советской системы туризма.

Тема 8. Развитие туризма на Украине. Международные туристские организации и конференции. Развитие мирового туризма во второй пол. ХХ – начале ХХI вв.

Современное состояние, основные тенденции и прогнозы развития туризма на Украине. Появление первых международных туристских организаций. Создание Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО). Всемирная туристская организация (ВТО): история создания и деятельность. Устав и декларации ВТО. Первая и вторая Всемирные конференции ООН по туризму.

Совершенствование мировой транспортной системы во второй пол. ХХ века. Состояние мировой туристской индустрии во второй пол. XX – начале XXI вв.

Сущность и цели семинарских занятий. Важной составной частью учебного процесса в ВУЗе являются семинарские занятия. Семинар - это форма аудиторной работы, при которой происходит углубленное изучение или групповое обсуждение студентами некоторой темы учебной программы дисциплины под руководством преподавателя. В рамках семинара может проводиться и контроль знаний студентов (тестирование). Основной целью семинарских занятий является закрепление теоретических знаний по учебной дисциплине "История туризма". Семинарские занятия помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над первоисточниками и документами.

Работа до семинара. Тематика и планы семинарских занятий по учебной дисциплине "История туризма", их цель, а также рекомендованная литература содержатся в настоящих методических указаниях (см. пп. 2.2, 2.3, 6 и др.).

Начиная подготовку к семинарскому занятию, в первую очередь, необходимо усвоить основные вопросы семинара, знание которых помогает быстро находить нужный материал по каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенной информации. Прежде чем приступить к изучению литературы по данной теме, необходимо прочитать соответствующие темы в конспекте лекций, разделах учебников и учебных пособий. Затем следует поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам. Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного, но и результат мыслительной деятельности студента. Студенту важно развивать у себя умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. При выполнении записей студент должен придерживаться следующего правила: прочел - разобрался - понял - записал. Можно выделить такие основные формы записи, как план (простой и развернутый), выписки, тезисы, конспект.

Ввиду трудоемкости, подготовку к семинару нельзя откладывать на последний день. Накануне семинара полезно еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление.

План и работа на семинаре. Как правило, семинарские занятия по учебной дисциплине "История туризма" строятся по следующему плану:

1) опрос по вопросам темы семинара;

2) заслушивание рефератов студентов по отдельным вопросам темы;

3) контроль знаний студентов (тестирование);

4) выполнение самостоятельных заданий (зарисовка карты "Маршруты основных географических открытий и путешествий", заполнение таблиц, составление диаграмм и пр.).

На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным на занятии вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументированно. Этого можно добиться лишь при хорошем владении материалом. При обсуждении дискуссионных тем и вопросов, выступающий должен проявить собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, понимание, обосновать его и сделать выводы из сказанного. При ответе выступающего необходимо внимательно и критически его слушать, подмечать особенное в его суждениях, улавливать недостатки и возможные ошибки и, если нужно, выступить, не дожидаясь заключительного слова преподавателя. При этом следует обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим выступающим.

В заключении преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги выступлений и самого семинарского занятия. Результаты работы студентов на семинарских занятиях оцениваются преподавателем в индивидуальном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: