double arrow

Исходный контроль знаний (тесты). Тема: 12 «Советское государство в период оттепели и стагнации. 50-90-е гг. XX в

Попытки либерализации

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Тема: 12 «Советское государство в период оттепели и стагнации. 50-90-е гг. XX в.

Попытки либерализации».

Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)

№ протокола

«___» ___________2007г.

Зав. кафедрой

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.ф.н., проф. В. И. Кудашов

Составитель:

к.и.н., доцент А.И. Бакшеев

Красноярск


1. Тема 12: Советское государство в период оттепели и стагнации. 50-90-е гг. XX в.

2. Значение темы:

тема раскрывает состояние Российского государства и общества в послевоенные годы и до сегодняшнего дня. Тема имеет важное значение в курсе, т.к. каждый студент является современником происходящих событий и может активно влиять на состояние экономики и политики в стране.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:

o основные исторические термины, понятия по данной теме;

o главные события Отечественной истории рассматриваемого периода.

должен уметь:

  • на основе причинно-следственных связей и знание фактов, дать анализ важнейших событий российской истории второй половины XX века;

должен иметь представления:

о о причинах и сущности проведенных при Хрущеве и его преемниках изменений в государстве.

о о положении основных социальных групп и политическом развитии государства, о развитии экономических отношений в послевоенный период и последующие годы

o об основных внешнеполитических задачах советского руководства в период «холодной войны»..

должен иметь навыки:

  • работы с исторической картой и историческими источниками

4.Форма учебного процесса – семинарское занятие:

4.1. План семинарского занятия:

1. Изменение внутренней и внешней политики советского государства в период «Хрущевской оттепели».

2. Борьба за мир в 70 -80 гг. ХХ века.

3.Причины и последствия стагнации экономики в период нахождения у власти Л.И.Брежнева.

4. Перестройка М.С.Горбачева ее причины и последствия.

5. Распад СССР – начало новой эпохи развития Рссии.

опрос по основным терминам и понятиям темы 10 мин.

4.3. Самостоятельная работа по теме:

- заслушивание рефератов – 10 мин.

4.4. Итоговый контроль знаний:

- решение проблемных задач – 10 мин.

- подведение итогов

5. Основные понятия и положения темы: «оттепель», застой, «холодная война», разрядка, перестройка, ускорение, социализм с «человеческим лицом», новое мышление, гласность, многопартийность, демократия, ГКЧП, путч, федерализм, президент, парламентаризм, ОВД, СНГ, ООН, НАТО, сепаратизм, либерализм, плюрализм, национальные конфликты, приватизация, гражданское общество, правовое государство.

Международное положение СССР. «Холодная война. Начало разрядки международной напряженности. Начало либерализации. ХХ съезд КПСС и разоблачение культа личности Сталина. Хрущевская «оттепель». Реформы конца 1950-х и начала 1960-х гг. М.С. Горбачёв. Пути и методы демократизации общественной жизни. Национальные проблемы.

Новый внешнеполитический курс страны. Распад СССР. Россия на новом этапе совей истории. Экономический курс правительства России. Социально – политическое развитие. Формирование новой государственной власти. Чеченская война. Внешняя политика России. Россия и СНГ. Основные направления внешнеполитической деятельности России. Место России в современных международных отношениях.


6. Задания для уяснения темы занятия:

1. Главным содержанием доктрины Брежнева являлось:

а) теория ограниченного суверенитета

б) интеграция стран социалистического лагеря

в) теория вхождения соцстран в СССР на правах союзных республик

2. Создание концепции «развитого социализма» в эпоху застоя явилось:

а) подтверждением построения развитого социалистического общества

б) попыткой объяснить несостоятельность третьей программы партии о построении коммунизма в нач. 80-х гг.

в) предпосылкой построения коммунизма

3. В начале 80-х гг. Ю.В. Андропов пытался усовершенствовать социально-экономическую систему путем:

а) администрирования сверху

б) поощрения инициативы снизу

в) поддержки состязательности в достижении результата

4. XIX Всесоюзная партийная конференция приняла решение:

а) о программе либерализации экономики

б) о подписании нового союзного договора

в) о проведении I Съезда народных депутатов СССР и дальнейшей демократизации общества

5. В программе «500 дней» содержались:

а) переход к рынку за 500 дней

б) программа образования

в) методы разгосударствления и приватизации

6. Всесоюзный референдум 15 марта 1991г. проводился по вопросу:

а) о сохранении Советского Союза

б) о смещении М.С. Горбачева с поста президента СССР

в) о приватизации всех государственных предприятий

7. Отставка Н.С. Хрущева произошла в 1964г. в результате:


а) планомерной смены секретарей ЦК КПСС

б) заговора высших партийных чиновников

в) по состоянию здоровья

г) по волеизъявлению народа


8. Суверенитет России был провозглашен 12 июня …года:


а) 1987

б) 1991

в) 1992

г) 1993


9. СССР как государство ликвидировано решением:

а) референдума

б) Беловежской тройки (Ельцин, Кравчук, Шушкевич)

в) М.С. Горбачева о снятии с себя полномочий Верховного Главнокомандующего

г) Прибалтийских республик о выходе из состава СССР

10. ГКЧП в августе 1991г. возглавил:


а) В.С. Павлов

б) Д.Т. Язов

в) Г.Я. Янаев

г) В.А. Крючков


1. На следующий день после заслушивания и одобрения на XX съезде КПСС доклада Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» объявлялись результаты голосования в высшие партийные органы власти. Делегаты съезда аплодисментами встречали имена Г.А. Маленкова и В.М. Молотова, Л.М. Кагановича и К.Е. Ворошилова, других из числа ближайшего сталинского окружения. Ведь после доклада не могла не быть очевидной их причастность к злодеяниям Сталина?.

2. По словам писателя и публициста Р. Медведева, «Брежнев был явно малообразованным человеком…его интеллект можно было назвать посредственным». Если это так, то почему ему удалось удержаться у власти около 18лет, в то время как, по мнению многих историков, более способные Маленков и Хрещев были лишены своих постов?

3. С середины 80-х гг. М. Горбачев хотел начать строить социализм «с человеческим лицом» на основе «перестройки», оставляя при этом руководящую роль коммунистической партией. Как известно, из этого ничего не вышло. Дэн Сяопин начал проводить экономические реформы еще раньше М. Горбачева и тоже при руководящей роли коммунистической партии. Тем не менее, Китай добился поразительных успехов. Почему в СССР, при коммунистах, реформы не пошли, а в Китае при коммунистах они продолжаются, и довольно успешно?

7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемых кафедрой:

Темы рефератов:

1. Роль личности руководителя страны во внешнеполитическом курсе.

2. Рождение советской мафии.

3. «Застой» общественно-экономической жизни.

4. СССР и региональные войны.

5. М.С. Горбачев – инициатор перестройки.

6. Б.Н. Ельцин: политический портрет.

8. Рекомендуемая литература:

Основная:

1. История России: Курс лекций: С древнейших времен до наших дней/ Леванов, Б.В. М. Проспект, 2002.

2. История России: Учебник для вузов/ Мунчаев, Ш.М. М. Проспект.- 2003.

3. Ключевский В.О. История государства Российского. В 6 тт. М., Центр. – 2000.

Дополнительная:

1. Осипов Н.Д., Погодин С.Н. «Русская школа» историков: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский.// Вопросы истории. 2000, №1

2. Правители России: От Рюрика до Путина: История в портретах/ Озерский, В. В М. Мысль.- 2004

Учебно-методическая:

1. Поцелуев В.А. История России XX столетия: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 1997.

2. История России XX в. /Отв. ред. В.П. Дмитриенко. М., 1996

3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России: Учеб. Пособие. М.: Простор, 1997.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Сивохина А.А. История России. М., 2000.

5. История России с IX в. до наших дней. Учеб. Пособие, ВГУ, 1997


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: