double arrow

Методические указания. 1.Петр I умер в 1725 г. В отсутствие сына российский трон, по логике вещей, должна была занять либо его дочь Елизавета, либо внук Петр Алексеевич - сын

Проблемные задания

1.Петр I умер в 1725 г. В отсутствие сына российский трон, по логике вещей, должна была занять либо его дочь Елизавета, либо внук Петр Алексеевич - сын трагически погибшего царевича Алексея. Но никто из, казалось бы, законных преемников на престол не взошел. Императрицей стала вдова Петра I — Екатерина I.

Почему?

2.После смерти Петра его вчерашние соратники — «верховники» - члены Верховного тайного совета, созданного в 1726 г. в помощь правлению Екатерины I, приступили к критике петровской политики, в значительной мере подвергли ревизии его наследство.

Почему так произошло? Неужели все они не за совесть, а за страх были единомышленниками царя-реформатора?

3. Екатерина II нанесла значительный удар по церкви и её имуществу. Согласно «Манифест о секуляризации монастырских земель в Российской империи» (1764) и «Указу об уложении штатов» штаты предусматривались только для 200 из 954 существовавших тогда православных монастырей. Секуляризацию (передачу церковного имущества государству) пережили лишь 385 монастырей. В Новгороде из 70 больших монастырей, восходящих к XV в. и ранее, сохранилась только половина.

Почему, не будучи атеисткой, Екатерина II так обошлась с церковью?

Вариант 2: Европеизация России и идеи просвещённого абсолютизма

XVIII век в истории человечества – «столетье безумно и мудро». Его называют веком Просвещения, «веком разума». В это время был осуществлён третий духовный переворот (после Возрождения и Реформации), покончивший со средневековой системой ценностей. Эпоха Просвещения утвердила новые политические нормы (естественные права человека, общественный договор о разделении властей и т.д.) и новые нравственные ориентиры.

По своему характеру Просвещение было явлением интернациональным. По словам И. Канта, это был «…выход человечества из состояния своего несовершеннолетия, т.е. неспособности пользоваться своим рассудком без руководства кого-то другого». В век Просвещения возрождается атеизм и материалистическое понимание мира. Человек вновь, как и во времена античности, становится мерой всех вещей. В трудах ученых, философов содержалось убеждение в том, что все существующее в мире не только может, но и должно быть объяснено человеком, его разумом. Знаменитая максима Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую», – являлась единственной аксиомой.

Культ разума, веру в его безграничные возможности мыслители Просвещения, в первую очередь французские просветители, не просто унаследовали от своих предшественников, они сделали его достоянием общества, во всяком случае, образованных его слоев. Рационалистический метод познания был распространён и на человеческое общество: здесь, также как и в природе, должен царствовать закон, разумный порядок.

Первые шаги по пути просвещения нации были сделаны Петром Великим. Екатерина II, считая себя продолжательницей дел Петра I, также пыталась строить свою внутреннюю политику на идеологии Просвещения. Ее реформы способствовали модернизации российского общества и, в первую очередь, развитию науки и культуры. В ходе российской модернизации были опробованы на практике многие идеи просвещения. Сложное переплетение идеологии просвещения и практических нужд самодержавной власти придавало двойственность и противоречивость политике Петра I и Екатерины II. При этом следует помнить, что поддержка либеральных идей в России была пока очень слабой. Ввести конституцию в XVIII в. не удалось ни могущественным членам Верховного тайного совета в 1730 г., ни Екатерине II. А ведь в основе её «Наказа» депутатам Уложенной комиссии лежало не только противопоставление законной монархии деспотическим режимам, где единственным законом являлась изменяющаяся воля властелина, но и идеи неписанной английской конституции, трактовавшей принцип разделения властей в пользу королевской власти (с ее принципами Екатерина была знакома по произведениям монархиста У. Блекстона). Однако все эти предложения не находили поддержки у большинства дворян, которые всё ещё ощущали себя служилым сословием и стремились лишь облегчить и сделать более прибыльными условия службы. Твердые законы, не изменяемые одной лишь волей самодержца, его устным распоряжением, нужны были, как ни странно, самой императорской власти для укрепления её преемственности и стабильности.

В истории России эпоха просвещенной императрицы Екатерины II была чрезвычайно важна: трудно представить себе, как мог бы возникнуть в XIX веке тот потрясающий расцвет русской культуры, если бы неурядицы престолонаследия после Петра I не вынесли на вершину власти этого «Тартюфа в юбке и короне», как называли русскую императрицу её современники на Западе. Личность Екатерины II оказала не меньшее влияние на ход российской истории, чем личность Петра I, которого некоторые историки относят к числу «просвещенных» монархов.

Вопросы к теме V (2)

1. Петровские преобразования - начало модернизации и сближения России и Европы.

2. Просвещенный абсолютизм Екатерины II и российское общество.

3. Российское просвещение и российские просветители XVIII в.

1. Подготовку к первому вопросу начать с обдумывания следующих положений:

· был ли Петр I просвещенным монархом?

· какие сферы общественной жизни России начала XVIII в. в наибольшей степени были охвачены процессом модернизации? Объясните причины этого явления.

· какой тип личности формировался в эпоху Петра?

· как Петр I решал проблему достижения «общественного блага»?

· что такое регулярное государство?

Практическое задание: Составьте таблицу, отражающую реформы, осуществленные Петром I.

Важно акцентировать внимание на революционный характер преобразований Петра I. Произошел буквальный разрыв с прошлым. Образцом мироустройства стали не патриархальные традиции Московии, а Западная Европа. Именно поэтому новая столица – Санкт-Петербург – строилась как копия западноевропейских городов и коренным образом отличалась от остальной страны стилем архитектуры и образом жизни.

Чтобы глубже понять причины противоречий процесса европеизации, надо обратить внимание на то, что, хотя Петр I стремился развивать самоуправление и независимость общества, все реформы приходилось проводить сверху, т.к. сословное общество в стране было слабо развито и не обладало ни инициативой, ни организацией для того, чтобы бороться за нововведения. Напротив, народ рассматривал реформы как своего рода новую повинность. В результате, с ростом активности государства активность общества падала. «Догоняющее» развитие не превращало Россию в Европу, а исподволь увеличивало разницу между ними.

Касаясь сути петровских преобразований, подумайте как успехи России в Северной войне и создание регулярной армии и флота влияли на процессы модернизации. Укажите, каким образом и в какой мере в России были реализованы западные концепции меркантилизма и камерализма. Соответствовала ли сложившаяся при Петре I политическая модель государства и социальная структура общества модернизированным образцам Запада?

При рассмотрении вопроса, связанного с преобразованиями в социальной сфере, следует обязательно помнить, что создание и содержание армии, ведение Северной войны, многочисленные реформы требовали от страны огромных затрат, доходивших в петровское время до 80-85 % национального дохода. Этим объясняется введение новой системы налогообложения – подушной подати. Увеличение числа налогов – прямых и косвенных – вызвало ответную реакцию населения России – волнения и бунты в разных ее концах. Какие наиболее крупные выступления крестьянских и казацких масс петровского времени Вам известны?

Приблизилась ли Россия к идеалу Петра I за годы его царствования? В каком соотношении находились цели, поставленные им и методы, которыми он пользовался?

Обратите внимание: несмотря на то, что в петровскую эпоху произошел социокультурный раскол общества и дворянские верхи дистанцировались от народных масс, несомненно, положительным итогом сближения с европейскими образцами явилось формирование новых общественных идеалов: рост личного достоинства, расчетливость поведения, желание добиться успеха в своей социальной среде. Это было характерно в определенной мере не только для дворянской, но и для народной культуры.

Согласны ли Вы с тем, что культурные новшества, введенные Петром I, сыграли исключительно положительную роль в сближении России с Европой и в исторической судьбе самой России? Для какой части российского общества оказались приемлемыми эти нововведения? Кого они не коснулись? И как это сказалось на противостоянии российской элиты и большей части населения страны, главным образом крестьянства.

2. Во втором вопросе, характеризуя политику просвещенного абсолютизма Екатерины II, подумайте, действительно ли XVIII в. был «просвещенным» веком или все же он был пока еще только «веком просветителей»? Почему политики данного периода (Екатерина II – в России, Иосиф II — в Австрии,
Фридрих II — в Пруссии) использовали отдельные положения из произведений
просветителей? Какую роль в формировании взглядов Екатерины II сыграла ее переписка с Вольтером и Дидро? Какие действия Екатерины II вписывались в политику просвещенного абсолютизма? Учтите что принципиально важным для императрицы было убеждение: стабильность государственного устройства возможна путем постепенной правовой модернизацией, осуществляемой самой самодержавной властью и путем регулирования всех сторон жизни общества.

Практическое задание. Объясните взаимосвязь политики просвещенного абсолютизма и созыв в 1767 г. Комиссии по составлению нового Уложения. Какие идеи просвещения нашли отражение в «Большом наказе», написанном лично Екатериной II для депутатов Уложенной комиссии? Почему Уложенной комиссии так и не удалось подготовить единый свод законов Российской империи? В дальнейшем многие положения «Большого наказа» и материалы работы Уложенной комиссии были реализованы в законе «Учреждение о губерниях» (1775) и Жалованных грамотах дворянству и городам (1785).

Согласны ли вы с тезисом, что постепенно Екатерина II пришла к убеждению: России нет необходимости следовать западным образцам; наоборот, Европе следует брать во многом пример с России.

3. При изучении третьего вопроса обратите внимание, что реформы Петра I и Екатерины II создали почву для формирования либеральной идеологии, носителями которой стала наиболее передовая часть российского дворянства. Свое предназначение либеральное дворянство видело в критике непоследовательности и противоречивости правительственного курса, а также в нравственном совершенствовании общества. Эволюция российского дворянского либерализма и просветительства тесно связана с масонством. Первые масонские ложи в России появились при Петре I. В них входили видные государственные и военные деятели, представители науки и культуры: братья Н.И. и П.И. Панины граф Р.И. Воронцов, Г.Р. Державин, Н.И. Новиков и др.

Подумайте, почему в масонском движении второй половины XVIII в., наряду с нравственными требованиями, стали появляться политические? Какими обстоятельствами можно объяснить активную борьбу Екатерины II с масонством, первой жертвой которой стал Н.И. Новиков – крупнейший деятель российского просвещения?

Изучите личную и общественную биографию Н.И. Новикова. Какие взгляды составляли основы его мировоззрения?

Обратите внимание, что в целом российское просветительство, у истоков которого стоял М.В. Ломоносов, во второй половине XVIII в. как широкое и многообразное течение общественной мысли, имело ярко выраженную антифеодальную направленность. Кого из представителей российского просвещения вы знаете? Какие пути либерализации общества они предлагали? Почему в конце XVIII века в рамках просветительства начинает оформляться революционная идеология, ярким представителем которой был А.Н. Радищев. Почему Екатерина II назвала его «бунтовщиком хуже Пугачева»?

Практическое задание. Подготовьте биографическую справку об одном из российских просветителей.

Определите значение российского просвещения XVIII в. для развития общественного сознания России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: