Вариант 1. Россия в XIX в.: время великих реформ и контрреформ.
XIX век в истории нашего Отечества был отмечен целым рядом реформ во всех сферах жизни. В отличие от петровских преобразований, складывавшихся большей частью стихийно, эти реформы готовились властью. Российское правительство имело цель - преодолеть отставание России от западноевропейских держав и снять остроту социальных противоречий, которые грозили подорвать основы самодержавного строя. Необходимость реформ диктовалась глубоким кризисом феодально-крепостнической системы и становлением новых капиталистических отношений. В 1840-е гг. начался, а к 1880-м гг. завершился промышленный переворот: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным производством формирование промышленной буржуазии и рабочего класса.
Но, все же, преобладающим в экономике России был аграрный сектор. К началу XIX в. крестьянство составляло почти 90% населения, из которых помещичьих крепостных крестьян было 23 млн. человек из 37 млн. общей численности населения.
|
|
Поэтому главным вопросом внутренней политики был вопрос об отмене крепостного права. Крепостничество тормозило процесс индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов и вложению их в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.
Первым к разработке крестьянского вопроса приступило правительство Александра I (1801-1825). Результатами этой работы явились два документа: указ 1801 г., который разрешал купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать землю в собственность и указ 1803 г. «о вольных хлебопашцах», дававший право помещикам по их желанию освобождать крестьян с землей за выкуп.
Смелее, чем в крестьянском вопросе, были реформы в области просвещения. Став важнейшей сферой государственной политики, образование оказалось более доступным для низших слоев населения. В его основу были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности начального образования и преемственности учебных программ на всех ступенях. Были открыты четыре новых университета, которым предоставлялась автономия.
Новый виток реформаторской деятельности Александра I начался в 1808 г. и был связан с именем крупного государственного деятеля М.М.Сперанского. Он подготовил план реформирования Российской империи в правовое государство. Этот проект предполагал разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Но из всех мер, предложенных М.М.Сперанским, был создан лишь Государственный совет (1810 г.), который наделялся совещательными функциями и формировался при личном участии императора. Консервативно настроенные дворяне и высшие чиновники увидели в либеральном проекте реформ опасность для самодержавия, М.М.Сперанский получил отставку и был выслан в Нижний Новгород.
|
|
В последнее десятилетие царствования Александра I реформаторские настроения пошли на убыль. Во внутренней политике усилилась консервативная тенденция, получившая название «аракчеевщина» (по имени военного министра и руководителя Госсовета А.А. Аракчеева). Эта политика выражалась в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, насаждении палочной дисциплины в армии. Наиболее ярким проявлением «аракчеевщины» стали военные поселения — особая форма комплектования армии, просуществовавшая вплоть до 1856 г.
Внутренний курс Николая I (1825-1855) был направлен на расширение государственного аппарата, усиление политической централизации и жесткой регламентации всех сторон государственной и общественной жизни. Роль Государственного совета значительно уменьшилась, зато резко возросла роль самого императора и его личной канцелярии. Особое место занимало III Отделение, вместе с приписанным к нему корпусом жандармов, которое занималось политическим сыском.
В 1837–1841 гг. под руководством графа П.Д.Киселева была проведена реформа управления государственными крестьянами. Реформа улучшила правовое и материальное положение этой категории крестьян, ввела местное самоуправления. Однако это были частичные меры, не менявшие сути крепостнических отношений в деревне.
Впервые открыто об отмене крепостного права публично заявил новый российский император Александр II (1855-1881). Его знаменитое высказывание о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, пока его отменят снизу» означала, что правящие круги пришли к мысли о необходимости глубоких преобразований.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и предоставлении частновладельческим крестьянам личную свободу, гражданские права и землю за выкуп. Современники назвали реформу 1861 г. Великой, а Александра II — царем-Освободителем.
Естественным продолжением отмены крепостного права в России стали земская, городская, судебная, военная, образовательная и другие реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новыми социальными условиями. Реформы 60—70-х гг. XIX в. имели прогрессивный характер, заложив основы для эволюционного пути развития. Был сделан первый шаг к усилению роли общественности в жизни страны и превращению России в буржуазную монархию.
Однако при проведении реформ Александр II в силу своего мировоззрения и давления окружения не всегда был последователен. Немалую роль в свертывании реформ сыграл террор народников, что в конечном итоге привело к гибели царя: 1 марта 1881 г. Александр II был убит в результате теракта, осуществленного членами «Народной воли».
В царствование Александра III (1881-1894) маятник внутренней политики вновь качнулся в сторону контрреформ (так в исторической литературе называются мероприятия правительства Александра III по пересмотру итогов реформ 60-70-х гг. XIX в.). Были значительно ограничены земское и городское самоуправление и учреждена должность земских участковых начальников; усилен полицейский режим и ликвидированы некоторые положения судебной реформы; введены дополнительные ограничения в сфере печати и образования.
Тем не менее, курс на модернизацию промышленности неуклонно продолжался. Правительство поддерживало частные акционерные банки, ввело новую систему налогообложения, ликвидировало «временнообязанное состояние крестьян» и понизило выкупные платежи. В 1882 г. был создан Крестьянский банк для льготного кредитования крестьян. Проводилась политика протекционизма для поддержания частного предпринимательства в сфере промышленности и железнодорожного строительства. Этому способствовала финансовая реформа 1897 г., проведенная С.Ю.Витте, которого считают отцом российской индустриализации. В страну широко привлекался иностранный капитал.
|
|
Основными направлениями внешней политики России в XIX веке были: европейское — участие России в коалиционных войнах против наполеоновской Франции; ближневосточное — борьба за укрепление своих позиций в Закавказье, на Черном море и на Балканах; дальневосточное – определение границ и раздел сфер влияния между Россией, Китаем и Японией в этом регионе.
Наиболее знаменательными событиями российской военной истории этого века стали Отечественная война 1812 г., Крымская война 1853–1856 гг., Кавказская война 1829–1864 гг., русско-турецкая (Балканская) война 1877–1878 гг.
XIX век для России завершился участием в военно-политических блоках (оформление русско-французского союза в 1892 г. и сближение с Англией), присоединением Северного Кавказа и Средней Азии, установлением границ России с Афганистаном. Окончательно был решен вопрос о границах с Китаем (1860 г.). Единственной территорией, утраченной Россией в то время, была Аляска, проданная Америке в 1867 г. за 7,2 млн. долларов.
Вопросы к теме VI (1)
1. Внутренняя политика России: реформы и контрреформы.
2. Геополитические интересы России и внешняя политика: цели, направления, результаты.