Частный вывод

Заключение

Клапрот "остатки" нашел. Но они гипотезу не подтвердили

Расщепление ядра. И "Оссы", оказывается, сами тоже были собирательным этнонимом!

Наконец-то! Появилось свидетельство существования дигорского ответвления.

Первоначально этническое название "Оссы" воспринималось как одно целое, как неразделенная общность семейств, родов, и, возможно, племен. Тоже своего рода собирательное название для ряда племен. Но каких? Еще неизвестно. Однако постепенно слово раскалывалось, раздвигались створки, за которыми скрывалось более детальное содержание. Так раскалывается скорлупа ореха, и внутри обнаруживаются конкретные части самого ореха.

Горизонты представления об осетинах расширились с появлением новых списков известной историографам и используемой Вс. Миллером армянской географии Моисея Хоренского. Списки относятся по всем признакам, вероятно, к концу VІІ в. Сочинения, открытые в 1881 г., были изданы в Венеции. Это второй вариант обнаруженной географии Хоренского и он более поздний. Он использован у Вс. Миллера в "Осетинских этюдах". Считают, что в новой редакции географические сведения представлены полнее, чем в прежних списках. В частности, они содержат обстоятельные упоминания о разных народах Азиатской Сарматии. На русский язык сочинение перевел известный в то время арменист К.П. Патканов. Опускаю подробности, связанные с именем болгар, в котором обнаружилось соединение нескольких колен. Только отмечу, что подробности касались тюркских обществ, и что к ним относились, - как полагает Миллер, и более поздние балкарцы, соседи дигорцев. Но слово "дигорцы" до тех пор в литературе отсутствовало.

Данная версия географии Хоренского интересна для нас тем, что в ней присутствует это слово - дигорцы. Впервые в источниках оссы (ясы и т.д.) детализируются на роды, колена, словом, на ответвления. Это сегодня мы позволяем себе так говорить. В географии же есть просто упоминание отдельного народа под именем аш-тигоры. Помещены они "перед аланами", которые находятся "в области Ардоз". За этим названием другими исследователями просматривается река Ардон. К осетинам аш-дигоров приписал Вс. Миллер. "Нет сомнения, что дигорцы армянской географии никто иное, как современные дигорцы, западная ветвь осетин, сидящая по ущелью Уруха". (1. стр. 607). Это настоящее открытие, как мне кажется.

Дальше уже другое открытие, и тоже очень важное, касающееся территории, на которой дигорцы жили. Оказывается, территория расположена гораздо западнее той, которую мы знаем из современных реалий. По Миллеру, дигорцы жили некогда "вплоть до долины Баксана и Эльбруса. А, может быть, и далее на запад".

Это очень интересный для размышлений материал. (Впрочем, он продолжает и развивает идею, которая отмечена была выше в грузинской летописи, о местах заселения оссов).

Вс. Миллер замечает, что западные земли, некогда принадлежавшие дигорам, позднее были заняты тюркскими народами, в частности, балкарцами. Но что интересно, дигоры продолжали тех балкарцев называть именем Аси. То есть тем именем, которое географически присутствовало на данной территории прежде, именем, которым обозначались сами дигоры, позже потерявшие те земли. Народ, поселившийся на них, сохранил в своей памяти имя прежних поселенцев - Аси.

Может быть, по той же аналогии, и сами дигоры (Аштигоры) сохранили и пронесли через многие века первоначальное имя народа, жившего на территории, занятой ими самими? Имя Асиев, современников массагетов? В древности территории и имена народов связывались, и территория могла надолго сохранять имя жившего на ней народа, если даже сам народ исчезал. Имена насквозь пропитывают территории и надолго сохраняют себя на них.

Для нас важно то, что Аш-тигоры (дигоры) выпростались из-под общего названия "аланы" и уже в той географии указаны как самостоятельная этническая единица. Таким образом, мы уже имеем общее название "Оссы", и теперь уже как часть оссов - дигоров. История конкретизируется. Детализируется. И по мере того, как происходит этот процесс, пространство "аланов" сжимается.

Впрочем, еще ранее тех веков авторы указывали, что аланы - не этническое название, а географическое. Такой вывод есть, в частности, у Марцеллина. Что касается географии Хоренского, та часть пространства аланов, которая не детализована, остается за ними же и люди там обозначаются как аланы. В соответствии с этой логикой, часть населения, живущая к востоку от аштигоров, считается "аланским". Но кто живет на востоке от дигоров? Иронцы! Но из-за закрытости природными условиями возникает некая версия (заблуждение?), что аланы проживают к востоку от аштигоров. И Миллер делает вывод, что "под аланами следует понимать восточную ветвь осетин, иронов, сидящих по ущельям притоков Терека (Ардона, Фиагдона, Гизельдона).

(Тут опять кольнул микроб сомнения. Посмотрите даже бегло на названия рек. Все они имеют аффикс - "дон". Я тоже злоупотреблю сравнительной грамматикой и отмечу, что это древне-иранский след. Чего не скажу о названии реки "Урух". Интересно, как появилось это название?)

Аланы - первобытная людская масса, следующая за скифской. Они принимали форму того сосуда, куда их вливали. Так называемые кавказские аланы - соединились с данным пространством и вобрали в свое название народы и племена, еще не имевшие возможности выбросить в историю свой идентификатор, укрепить свое этническое название. Когда аланы (или часть их), покинули кавказские территории, они влились в "другой сосуд". Как пишет Марцеллин, аланы вошли в общее название вандалов, где опять-таки соединилось множество племен. Аланы, таким образом, поглотились новым собирательным названием "вандалов". Похоже, что там они оказались "в своей тарелке". В ряду кочевавших по Европе варваров, пробивающихся случайными заработками?

Разделение аланов на кавказских и европейских, как делают наши историки, в частности, В.А. Кузнецов, конечно, представляется целесообразным. Впрочем, это разумное разделение, кажется, сегодня уде не соблюдается. Аланский западный фронт прорван. Уже осетиноведы пошли вслед за ними, и всех начинают отождествлять с осетинами. Кавказских же аланов уже давно отождествили.

Между тем, еще раз отметим, что общие тенденции исторического развития, процессы миграции, смены природы племен - все это говорит о том, аланы - явление иных переселенческих массивов. Каких конкретно? Тюркских - давно хочется произнести. Уж больно часто они оказываются рядом с гуннами. (Есть направление в исторической науке, которое гуннов не прямо относит к тюркам, но я просто огрубляю эту проблему. В данном случае, для нас не столь важно. Важно главное - что это уже не иранский слой.) Не то чтобы кто-из античных писателей говорил об их гуннско-тюркском происхождении. Но как-то (по Фрейду?) так получается. Слишком часто они оказываются рядом с гуннами, тюрками, балкарцами (булгарами?). Но и В.И. Абаев так же не отделяет их от тюркских корней. Как и Вс. Миллер, считает, что аланы приняли участие в формировании карачаевских и балкарских народов. Надо полагать, что отнюдь не иранские корни вносили в них. Как лингвист, В.И. Абаев растолковал происхождение многих слов и фамилий с позиций их аланского происхождения. И они часто оказывались "тюркского розлива". Даже собственную фамилию - Абаев, он выводит из урало-алтайско-тюркских корней.

Интересные подробности я прочитала в книге Анзора Хачирова "Публицистика", изданной в 1999 г. о карачаевских корнях своей фамилии. Хачиров (я очень сожалею, что под этим авторством уже не появится новых книг) рассказывает со слов В.И. Абаева, с которым, сидя у костра во время отдыха в Карачаево-Черкесии, они вспоминали об аланских предках. По их общему мнению, где-то в этом месте (где разжигали они свой уютный костер), находилась столица "мощного аланского государства", которое было разгромлено татаро-монголами, особенно после нашествия Тимура. Как следует из рассказа, Хачировы были карачаевцами и после татарских разгромов фамилия разошлась по двум ущельям. Часть ушла в Дигорское ущелье, другие спустились по южному склону Кавказского хребта и спустились в Ксанское ущелье. Анзор считал происхождение своей фамилии от аланских корней. "Бесспорными доказательствами аланских корней современных карачаевцев являются аланские слова в карачаевском языке", - и в качестве примеров привел осетинские слова - "кардаг" (трава), по карачаевски - "гырдыг"; "карджын" - "гырджын". Автор считает такие совпадения "весомым атрибутом в пользу некогда единой этнической общности исторических алан, послуживших субстратом для нынешних карачаевцев и балкарцев". (23, стр. 85)

Одно опять непонятно - кто слышал "аланский язык? И кто зафиксировал хоть как-то? А может быть, это и были самые настоящие осетинские слова, оставшиеся с тех времен, когда они жили на данной территории. Может быть, не зря существует версия, согласно которой древние осетины жили западнее, чем нынешние территории. А после были оттеснены другими народами, особенно в результате тюркских наслоений. Что касается языка, то он распространяется по территории и меняется. Может быть, дигорский язык это размытый иронский. Также как язык южных осетин. По Миллеру, когда часть племен отходит от основного ядра, язык меняется, трансформируется. Почему у южных осетин такой говор? А почему волжане окают? Природа принимает участие в формировании языков народов, так же, как и социальные условия. И таких тонкостей, ответов на "почему" мы детально никогда, наверное, не получим. Но вспомним ту же теорию алингвизма В.И. Абаева. Ею хорошо можно объяснить те множественные переливы словесного фонда (а также обычаев, образа быта), которые произошли в течение долгой истории соседства разных народов Кавказа.

Однако А. Хачиров настаивает: "карачаевцы - это бывшие аланы и Хачировы прежде жили в тех местах, где живут нынешние карачаевские мои однофамильцы". Термины аш-дигор (ас-дигор) поданы им как название доминирующего аланского племени, с локализацией в верховьях Кубани.

Все эти напоминания о древности - не простые экскурсы в историю. Они взывают к восстановлению древних же статус-кво. По данным той же книги Хачирова, тысячи заявлений поступило в 90-х годах в правительство СО о предоставлении земли от людей, считающих свое происхождение от бывших "аланских корней". Теории, в том числе аланистские, - не так нейтральны, как это может показаться на первый взгляд. Вот недавно я прочитала уже не об аланских, а о еврейских корнях осетин. Кто знает, какие еще могут появиться претензии к осетинам. И какие заявления в правительство СО еще могут поступить.

Мне кажется, все это связано с этапами изучения проблем истории. Все с теми же общими собирательными названиями, в пределах которых таятся названия многих разных племен и народов, еще не выявленных, не вычлененных исследователями. "Не засветившихся" - как сегодня говорят. Взять, к примеру, Географию, приписываемую Хоренскому. Как уже упомянуто, в первых списках нет названия аш-тигор. В последующих, более поздних списках такое название появилось, наряду с другими новыми названиями. Значит, произошел прогресс в исторических исследованиях. Какую-то очень важную конкретность удалось исследователям обнаружить. Ведь истина по крупицам выдает себя, по мельчайшим подробностям. По всей вероятности, остались и пустоты незаполненные, пока не открытые, не расшифрованные. Но, слава Богу, появилось хоть слово "аш-тигоры", кусочек нити, которая могла уже повести по осетинским ущельям. Западная часть, наверное, более легко подвергалась раскрытию и изучена лучше. Она раньше раскрылась, чем горная, восточная. Но именно там центр пребывания другого осетинского ответвления - иронского. Оно глубже запрятано в горы и его труднее было "вычислить". И в такой ситуации возникает впечатление, что аш-тигоры (ас-дигоры) - это восточное крыло аланской общности, а не западная часть другого этнического названия - "Оссы". Поэтому же некоторые исследователи любят называть дигорцев более архаичными. Истинными аланами. Ну, ради Бога! Кому что нравится. Но надо учитывать и огрехи географии и проблемы науки вообще. Иметь в виду, что можно столкнуться с такой ситуацией как недоизученность проблемы. И это касается не только географии ранних веков. У Коста есть статья-рецензия на учебник географии России под авторством Михаила Мостовского. Учебник, распространенный в те времена, выдержал по данным Коста, восемь изданий. Между тем, Коста находит в нем массу, по его мнению, несуразностей, провалов и несоответствий в определении расселении мест разных народов Северного Кавказа. Вот один пример из текста учебника: "Чеченцы (нахчи) живут на среднем Кавказе, к востоку от черкесов". Коста: " И это неправда, т.к. между чеченцами и черкесами живут еще ингуши и осетины". (7, т. 3, стр...) Для "Мостовских" такие пропущенные на карте народы - это мелочь, несущественные подробности. Для народов же это судьба. От такого рода "пропусков" многое случается неприятного.

Но пропусков и неправильно указанных расселений народов Коста находит в учебнике много. И это уже XІX век! Что же о более ранних временах говорить. Так что вполне возможно, что между уже упоминаемыми ас-дигорами и еще не детализированными как ироны Ассами, Яссами, Овсами, - просто пока не выявлена связка. Еще затемнено пространство на географической карте. Первоначально грузины ввели общее имя - "Оссы", без внутренних различений племен. Знания накапливались, и проявилось слово для одного из ответвлений, ближе к тюркскому покрытию. Аланскому? Возможно. Ведь главные осетиноведы считают, что аланы приняли участие в этническом формировании карачаевцев и балкарцев. Значит, тюркском? Дальше параллели остерегаюсь проводить. Но отмечу, что рядом жило одно крыло "оссов", дигорское. Естественно, что в новом окружении оно больше входило в контакты с тюркским миром и кое-что у него заимствовало. Первоначальные же, иранские корни, по идее больше должны были сохраниться в иронской части. Значит, более архаичной на самом деле является иронское ответвление. Аланское же влияние больше должно было прийтись на дигорцев. Такие выводы заставляют делать география, места расселения и природные условия, в которых жили разные осетинские племена.

Как помним, по одной из версий иранские племена (Асиев?) одними из первых смешались (скрещивались) с местным населением. По крайней мере, по имеющимся пока что у исследователей сведениям. Одно из колен тех же асиев могло представлять аш-тигоры, и они более подверглись скрещиваниям с Запада, потому что территориально были ближе расположены к западной части. А так, мы все одно целое! "Субстрат" у всех один. И странно желать иного.

Когда автор «остаточного принципа» искал "остатки" аланов, похоже, он про осетин уже позабыл. Главное запустить теорию. А там все само будет крутиться. И крутится!

Вопрос - куда делся последний скиф, сармат, алан - совсем не праздный. По философии Н.Я. Марра, все "последние" - растворились, а на их месте взошли народы с новыми, другими названиями. А сами они физически, духовно, внутренне, - так могли измениться, что и мать родная могла бы и не узнать. Но это трактовка скорее философская.

Что же касается отношения реальных аланов и осетин, или их тождества, оно распалось. Со временем и названия и люди пространственно разделились и разошлись.

И вот что случилось. Клапрот, известный ориенталист начала XІX в., который в самом начале представлен как автор тезиса об "остаточном" происхождении осетин от аланов, этот самый Клапрот занимался поисками остатков самих аланов, их следов, оставшихся к XVІІІ- XІX в. Задача оказалась весьма трудной. Аланы потеряли себя в зигзагах истории. Имя появлялось то в одном, то в другом месте. Но оно напоминало высушенный лист. Внутри слова "аланы" содержания не оставалось. Несмотря на то, что географическое название "Алания" на картах периодически появлялось. Но все какое-то неопределенное. То где-то на Кубани, то рядом с абхазами, то в Сванетии. А главное, люди уже не те воинственные племена, которых некоторые исследователи хотели бы видеть как "последних арийцев", или, по крайней мере, - скифов. Аланы скукожились, высохли, потеряли себя.

В XVІІІ в. на Кавказе все что-то искали, рыскали по нему, под видом нищих обследовали осетинские рудники, общее явление миссионерства поглощало всяких видов знатоков. Кавказ представлялся экзотическим краем природы, населения, зверей... " Мне известно учинилось, что у них в горах имеются дикие бараны, называемые туры, коих мне во что бы оные ни стали по любопытству достать желаетца, естли живых не можно, то хотя застреленных, зделав из них чучелы", а еще "хлеба особливого, из чего солод делают, так и других фруктов дерев сеян". Для этих высоких целей снаряжалась целая экспедиция, Три горных офицера отправлялись к осетинским старшинам. И к ним приставлялись двенадцать хорошо умеющих стрелять казаков. "естли они что сходное для моего любопытства оттуда ко мне чрез их руководство вывезут, то все конечно без награждения от меня оставлены не будут", - так писал астраханский губернатор Екатерине ІІ. (14, стр75). Россия готовилась к колонизации Кавказа и все приемы были допустимы. Осетинский край наводнялся резидентами разных мастей.

На фоне такого оживленного общего интереса к древнему краю росли возможности ознакомления с его древней историей, или, по крайней мере, поисков ее следов. Аланы оставались ярким напоминанием о древности Кавказа. Их история продолжала волновать и за ней устремлялись на Кавказ путешественники и ученые. В этот круг интересующихся (резидентов?) входил и Клапрот. Он же стал издателем дневниковых записей во время путешествия по Кавказу графа Потоцкого. Из записей графа Клапрот был осведомлен об участи древних аланов. Вот одна из тех записей: "19 ноября 1797 г. я сделал визит епископу моздокской и маджарской епархии, родом грузину. Он уверял меня, что аланы еще до сих пор существуют в одной долине Кавказа, близкой к сванетам. Но что он (Гай) никогда не видел ни одного аланина и полагает, что к ним нельзя проникнуть". И далее следующая запись. "15 ноября... Я нашел в канцелярии по черкесским делам (повидимому, близ Солдатской границы) доказательство существования аланов, которых в настоящее время считается не более 1000 душ. Если б была возможность вступить в сношения с остатком этого народа и узнать его язык, мы нашли бы решение великой исторической проблемы". (1, стр. 611-612).

Клапрот сделал в издаваемой им книге графа собственные ссылки. Ибо он был не просто литературный издатель, а исследователь. Вот одна из ссылок: "Страна этих аланов под названием Alania нанесена на карту Грузии и Армении, составленную... на основании грузинских данных. Она помещена на одном из левых притоков Кубани на северо-запад от Сванетии и на север от Бедияса и источников Эгрисси и Одиши." Клапрот ссылается на собственные сведения, которые он собрал во время путешествия по Кавказу. Он тоже нашел племя, которое называется аланами. "Это племя имеет особый язык и носит шляпы", - отмечает он. (1. стр. 512). Но совсем не осетин он имел в виду, а что-то вроде еще одного народа, который "называет себя аланами и живет в долинах главного хребта" - "бедный, немногочисленный народец, которого татары называют отей или эдеки-алан, вероятно потому, что они зависят от князей Айтековых: темиргоевских черкесов. Этот народец говорит особенным наречием кавказско-татарского (?) языка".

Бедные аланы. Это все, что осталось от некогда могучего племени?

Однако заметим, что Клапрот не стал искать аланские следы в том народе, который сам назвал их "остатком", в осетинах. Сопоставим даты. Версию об осетинах Клапрот высказал в 1822 г, книгу Потоцкого издал в 1829 г. Похоже, что он сам не верил в собственную "остаточную" версию. Или - уже не верил. В то время как Миллер и все остальные взяли ее на вооружение и на ней построили живущую до сих пор теорию.

Впрочем, Миллер тоже в нее не очень верил. Иначе откуда бы он вводил столько pro et contra в определении природы алан и отождествлении их с осетинами.

Аланы были облаком, висевшим веками над Кавказом. Под облаком - коренные жители края, их много и по отдельности они сквозь облако не просвечиваются. Но по мере того как облако таяло и уходило, рассеивалось, местное население сбрасывало с себя собирательное имя и становилось самим собой - в своей многочисленности и этническом разнообразии. Да и граф Потоцкий, наверное, жаждал узнать не тот язык, которым говорили аланы в его время. Язык, как видим, претерпел не только модификации, но и мутации. Он растворился под языковыми напластованиями последующих тюрко-татарских этно-слоев. Граф, наверное, жаждал узнать язык "прежних" аланов, в века их торжества, с которыми как раз и связывают осетинскую идентичность.

"Если бы была возможность вступить в сношения с остатком этого народа и узнать его язык. Мы нашли бы решение великой исторической проблемы" - отзываются из далекой истории слова графа Потоцкого.

"Если бы аланы написали хоть одну маленькую книжку! -доносит эхо слова идентичного сожаления В.И. Абаева.

Так кто же были эти неразгаданные аланы? Фантом? Призрак, появлявшийся то в одном, то в другом месте и не оставивший следов?

(Как создавалась идеологема)

Множественное тождество - арии-скифы-сарматы-аланы, рассматриваемое как соединенные воедино предки осетин, мне представляется весьма искусственной и даже нелепой конструкцией. Это сплетение не учитывает происходившие процессы в истории. Не то, что все эти сегменты одновременно в одной этнической сущности не могут находиться. Могут! Но в результате скрещиваний и перехода отдельных свойств на какой-то один этнический остов. Каждый из сегментов отражает собственную исходную природу, и она различна у всех. В них проглядываются и древне-иранские, и тюрко-монгольские, и, может быть, еще какое-то другое содержание. И если вам говорят, что вы плоть от плоти древнеиранской, то уже вряд ли есть смысл выносить вперед тюрко-монгольскую сущность. Однако сконструированная теория не только не считалась ошибочной, но представляла часть официальной идеологии тех времен. Чтобы понять истоки происхождения идеи, надо быть в контексте исторического времени, когда теория создавалась, когда к осетинам примеривали новые идеи, словно яркие платья от модных кутюрье. О, это так элегантно! - словно хотели сказать. Скифское золото, нанизанное на железные наконечники монгольских стрел. И все это поверх дивных индийских тканей и урало-алтайских дубленок. Но хочется узнать - почему такая честь.

Что касается скифов, то они равно относятся ко всей древней Руси. "Скифы мы, нас тьмы, и тьмы, и тьмы...". И вдруг у всей этой огромной махины - один-единственный наследник, на самой верхушке кавказского хребта?

Аланы - гроза степей, покрывшие собой словно облачным покрывалом весь северный Кавказ. И у них оказался тот же наследник. Это все неправдоподобно!

Аланы были налетчики. А налетчики приходят и уходят. Облака рассеиваются. И лишь местное население продолжает свой трудный путь, проходя через скрещивания, обогащаясь заимствованиями, и сохраняя свою основу. Вот русские, например, и скифами были. И половцы их развлекали. И гунны, и татары, - не очень уж им дальние. И еще многие кто. А они стоят, сохраняя основу. Чуть только цвет волос поменялся, да черты лица немного выделены татарским макияжем. А так все нормально. Базовое содержание на месте.

У народов, более древних, чем славяне, - еще большие возможности для исторического "макияжа". Но свою исконную суть бывшие автохтоны сохраняют. Да и аланы слишком рассеянная субстанция, чтобы системно заменить какие-то другие народы. Осетиноведы любят цитировать римлянина Марцеллина: "аланы живут на далеком расстоянии друг от друга и кочуют на огромных пространствах. У них нет постоянных жилищ, живут в повозках, которые покрывают древесной корой и таскают их по неизмеримым степям". "Когда они доходят до мест, поросших травой, то располагают свои повозки в круг и питаются как звери". (Осетины, столь чувствительные к этикету приема пищи, разве узнают в них своих предков?) "Как только корм весь в известном месте уничтожится, они снова везут, так сказать, свои города, расположенные на повозках". (17, стр. 10). И я не понимаю, как, даже со скидкой на тысячелетия, как из этого рассеянного перекати-поле, мог образоваться хоть какой-то маленький этнический костяк. Кочевые племена - первая форма существования, за которой следовала оседлость. Люди, жившие на хребте Кавказских гор, не были кочевниками. Они вели оседлый образ жизни. Из форм кочевья оставались лишь перегоны овечьих стад на зимние пастбища. Но сами люди не жили в кибитках уже тогда, когда скифы и аланы представляли из кибиток свое "государство". По идее, если аланы и заполонили Северный Кавказ, то они попадали под влияние оседлых коренных жителей, а не наоборот. Таков закон исторического развития.

С другой стороны, не зря же трудились самозабвенно ученые разных мастей и специальностей, чтобы так ни для чего сочинять теорию о скифо-аланском происхождении осетин. "Если звезды зажигают, Значит, это кому-нибудь нужно?"

Скифо-аланская теория была привнесена в осетинскую идеологию извне. Она не выросла из недр народного сознания. Народ даже не знает о ней. Если прочитать осетинские предания, собранные в "Осетинских этюдах" Миллера, то в них и отдаленного сходства нет с какими-либо явлениями, бытовыми ли, обычаями, которыми изобилуют древние записи о тех, искусственно прикрепленных к осетинам племенах. Зато любой осетин обнаружит кровное родство миллеровских преданий со своими собственными представлениями о быте, интеллекте и мудрости древних осетин.

Тогда - в чем дело?

Мне кажется, есть одно упущение. Обычно арийско-скифо-сармато-аланская теория происхождения осетин, которая создавалась в XІX в., рассматривается вне истории Северного Кавказа того периода. Периода вхождения северокавказских народов в состав Российской Империи. (Теперь, сожалея об ушедшей Империи, пришло время писать это слово с большой буквы. В знак особого отношения к прошедшему и потерянному).

Период был совсем не спокойный. Если не сказать - крайне мятежный. Все всполошилось.

Конкретно в Осетии вторая половина XVІІІ в. и первая XІX в. были подготовительными для последующих процессов присоединения к России. Осуществлялась выношенная российским государством стратегическая цель - выхода на Кавказ. Кавказ и сам манил своими скрытыми в нем ценностями. Но еще более он ценился как глобальная инфраструктура для выхода на Закавказье и Ближневосточный мир. Тем более в условиях постоянной угрозы того времени со стороны таких недружественных государств, как Турция и Персия. Но Кавказ был густо и разно-народно населен. Дадут ли они подступиться к своим святыням? Этот вопрос Россия задала себе на целое столетие. К населению предстояло сформулировать подходы. Не просто - пришел, увидел, победил. Нет! На Кавказе, учитывая горный рельеф, сложные климатические условия, а также быт народа, построенный по законам родо-племенных отношений, такой способ был противопоказан. Россия понимала, что нужно основательно подготавливать условия. Надо знать досконально край. Изучить природу. Иметь представление о богатствах реальных и потенциальных. А главное - узнать подробно все о населении.

Чем дальше продвигалось обследование, тем яснее становилась значимость осетинского народа в осуществлении поставленных Россией целей. Зацепиться за кавказский хребет можно было только овладев территорией горцев-осетин. Именно они "сидели" на перевальных путях. Как когда-то для Грузии оссы были главным народом хребта, так теперь для России, перед покорением Кавказа, осетины стали тем же главным народом. Осетия стала уникальной ценностью для России. Никакая другая территория на Северном Кавказе в то время не располагала столь высоким стратегическим ресурсом как территория, занимаемая осетинами.

"Из гористых участков Кавказского хребта Осетия, по географическому своему положению, находится ближе всего к сердцу Закавказских наших владений, прилегая ущельями своими к главнейшему нашему сообщению с Россией", - писал в 1841 г. в секретном донесении на имя гр. Чернышева командующий Закавказским краем ген. Головин. (13, стр. 3). В донесении подчеркивалось, что стратегическую ценность особенно создавали два ущелья, прорезавшие хребет в центральной части Кавказских гор. В дальнейшем они могли стать единственно возможными путями сообщений с Закавказьем.

Но кто эти люди, осетины? Молва о горцах ходит всякая. Необузданные, мол, дикие. Меткие стрелки. Прекрасные наездники. Живут родо-племенным строем, причудливым образом вошедшим в систему феодальных отношений. В промыслах и склонностях своих не игнорируют абречество. (Да еще изрядно не игнорируют!). Такие, не совсем однозначные, характеристики.

На этом фоне отрывочных представлений об осетинах началось активное изучение края. Россия применила тот же способ покорения колоний, какой распространен и поныне - миссионерскую деятельность. В Осетию хлынул поток новых людей - русских, иностранцев. Ученых. Инженеров. Геологов. Историков, лингвистов и фольклористов! Для выяснения всех возможных сторон жизни осетин.

Под видом миссионеров приезжали в Осетию разные люди. Как в 90-е годы уже нашего, XX в. посещало множество "миссионеров" только что распавшуюся нашу страну. Так хищники накидываются на жертву. Одни распространяли бесплатно Библию, другие работали под прикрытием созданных ими благотворительных и разных других обществ, оказывали бесплатную помощь "бедной науке", проникая в святую святых интеллектуального мира. А там, кто их знает, кого миссионеры представляли на самом деле. Ну, да не о сегодняшнем дне идет речь. Хотя тоже интересно.

Россия взяла в оборот маленькую Осетию для своих будущих больших стратегических целей. Главным инструментом вхождения в гущи осетинского общества была христианизация. Миссионерам предстояла претяжелая работа. Они выступали под разными лицами и профессиями. Кто-то под видом егеря обследовал места свинцово-серебряных руд. А другой промышлял на ниве разведки под рясой церковного деятеля. Те, кто проводил ее, выполняли и разные другие задачи. "А оный иероним Ефрем особливым доношением объявил, что де тамо многорудные суть места и между двух верст, где живут дигоры и они, проповедующие, ныне обретаются, везде имеются разные руды, в том числе и серебряные; а как де им тамошние жители сказали, что есть де тамо ж и золотая руда". Да и о многом еще поведал в своем донесении иероним Ефрем. (14, стр. 47). И все секретно, секретно, секретно. А помните? Выше в тексте приводилось письмо астраханского губернатора о том, как он снарядил отряд для ловли тура в осетинском ущелье? Оказывается, не для ловли тура. В другом документе тот же губернатор пишет, что та егерская затея - это просто прикрытие для обследования местности, "как ходит молва, богатой всякими металлами и минералами". (И то хорошо, что не личной прихотью объяснялись причуды высокого должностного лица). На самом деле под видом егеря был снаряжен знаменитый исследователь садонских руд Степан Ванявин.

Золото в недрах земли, по которой ходят осетины. Между тем, жизнь народа была крайне бедной. Ну, чем там можно было жить? На крутых горных склонах, в земляном голоде? В не располагающем к эффективным занятиям внутреннем самоустройстве - полуфеодальном, полуродовом? В постоянных опасностях на дорогах, кои выступали в виде узких тропинок? По этим дорогам горцы пробирались в "далекий" Кизляр, где меняли на соль и рыбу свои немудреные поделки - горские шапки, самодельные кафтаны, может быть, свои сыры. Но как раз для них выменивали соль. "И с них требуют пошлину внутреннюю и пограничную" - заступался за них священнослужитель, приехавший для проведения крещения.

Автор донесения, архимандрит, пишет и о себе, что "взял деньги из казны на раздачу крещеным осетинцам на рубашку холста". (14, стр. 62). Согласиться принять акт крещения, чтобы получить за это рубашку, видимо, была приемлемой меновой операцией для горца, жившего в невероятной бедности. Они и сами непрочь были использовать "рыночные отношения". Их товар? У них тропинки, мосты, дороги в горах. Хотите пройти? Платите!

"Осетинцы за перепуск через мост и их места в один конец берут с каждого человека по восьми рубах, а с возвратом зделает по шестнадцати, в рубаху же полагается у них по осеми аршин каждой ценою от шести до пяти копеек". (14, стр. 90). То есть 40 копеек "туда и обратно". Это, наверное, во много раз меньше чем сегодня берет за авиабилеты "Алания". Но все же хоть какая-то "прибыль".

А инструкции все поступали и поступали по нарастающей. И уже ставится задача не только исследовать места рудного сырья, но и "объяснить подробно в каком расстоянии какие реки и леса от минеральных мест и каким способом можно леса получить, ежели б иногда соизволено было горны заложить". Специально выяснять - " Народы тамошние к такой должности полезны ль или не ненадежны". (14, стр. 80).

О жителях выяснялось все: "Обьяснить: какого свойства, и согласными между собою или в распрях живут, какими средствами привесть их в усердность и преданность, крещением ли и защищенным от Империи, или через дачу вознаграждений. Не обманчивы ль они, и в достатке ль или в самой бедности живут". (14, стр. 81).

К местному населению тщательно присматривались. Под корень подрывали "нежелательный бизнес". Люди могли подбирать рудные камни и продавать их. И по этому поводу поступали специальные инструкции -

говорить населению что те "каменья" "стоют небольшого уважения" потому за вес и "цену налагать самую малую". (14, стр. 104).

Инструкции касались и поведения населения. "Сверх оного, будучи там разведать нет ли каких где собраний и к чему соглашаются, не для ль злодейства в здешних местах по чьим возмущениям и кто предводители, а равно не слышно ль где заразилась опасная болезнь, по скольку людей ею умирают в день". (14, стр. 105).

Осетию разглядывали под лупой. Изучали нравы, обычаи, склонность (или наоборот, непослушание) к повиновению.

Когда миссионерская деятельность завершилась, разведка ответила на все вопросы, начались действия. Они были сложны! Даже самые желанные из них!

Христианизация была первым вестником пришедших изменений. Воспринималась ли она как действительно "благая весть"? Не знаю, не могу так сказать, ибо под корень подрывались идентичные для осетин языческие представления о природе и взаимоотношениях с ней человека. Это сложный вопрос и он специальный и многоаспектный.

Однако, что не подвергается сомнению - привнесенное христианскими священнослужителями начало вхождения в мир образования. О, именно это и есть великое новшество, явившееся осетинам! Они вошли в самодельных арчита в открывающиеся школы и семинарии. Пусть это церковно-приходские школы. Но там - букварь, великое чудо из чудес! По буквам можно читать разные тексты. Пусть семнарии называются духовными. Но в них такое множество книг! В них можно получить настоящее светское образование!

Но главное пронзительно-оптимистическое противоречие касалось изменения земельных отношений. По велению императриц - Елизаветы и Екатерины - шло переселение на плоскость. Малоземельные горцы наделялись землей и самозабвенно предавались занятиям на ней. Но при этом обзаводились новыми соседями, потихоньку эрозии подвергались родовые отношения. Соседская община приходила на смену родовой.

Еще одно великое изменение - отклик царской администрации на обеспечение защиты - на дорогах, в разрешении земельных вопросов, перемежающихся с сословными и прочими сплетениями.

Осетинское общество в целом оказалось податливым в приспособлении к новым условиям. Оно стоически перенесло смену своего образа жизни. Оно сбрасывало с себя ярмо древности и начинало подниматься на тогдашнюю современную историческую ступень. Их стали брать на службу, особенно военную, где они показывали себя в своих лучших качествах. Об их участии в боях за Плевну в русско-турецкой войне есть воспоминания русских военных. "Если им приходилось бывать последними, то только при отступлении". (14, 318). Под впечатлением чудесных характеристик осетин, которые даны были генералом Скобелевым, главнокомандующий Дунайской армией в.к. Николай Николаевич писал наместнику Кавказскому: "С разрешения государя пишу тебе просьбу выслать осетин сколько можно с лошадьми - осетины герои, каких мало, дай мне их побольше... Осетины так работали, что буду просить георгиевского знамени".

Каждое из означенных новоявлений было чрезвычайно сложным. При желании весь событийный ряд можно повернуть в толковании в разные стороны. Но я говорю о главном. На сегодняшнем языке это называется "тренд". Я опускаю весь напор бытовой и психологической сложности. Пытаюсь обходиться главным смыслом, положительным в этом сложном содержании. И не могу не прийти к выводу, что все происходившее вместе нельзя назвать иначе как Осетинский Ренессанс!

И, может быть, именно это стало поводом для историков, лингвистов и других любопытствующих гуманитариев, прибывших в горную страну и с любопытством наблюдавших ситуацию, придать процессам какой-то духовно-тонизирующий смысл. В это время среди данной когорты специалистов особенно были распространены идеи индоевропеизма. Что, если воспользоваться некоторыми лингвистическими сходствами осетинского и иранского языков и объявить осетин народом древне-иранских корней? То есть, арийских. Осетины, возбужденные своим Ренессансом, должны быть горды новой, возвышающей их, теорией! Это была их - историков, лингвистов и путешественников - возвышающая лесть, способ облагодетельствования принявшей статус новой провинции, область. Осетинам дали новых предков, идентичных славяно-арийско-европейским.

Однако не все осетины испытали и в те времена гордость от нового родства. По крайней мере, был один такой осетин. И звали его кратко - Коста!

Выше приводилась ссылка на его рецензию, где он подвергал острой критике учебник по географии Михаила Мостовского (учебником пользовались все российские школы, включая северо-кавказские). Осетины, как отмечал Коста, были обозначены в учебнике как народ древнегерманского происхождения. (7, т 3, стр. - 275-278). Это вызвало его резкое неприятие. В рецензии он написал, что такая теория давно преодолена и пора от нее отойти. Тем не менее, как отмечал Коста, "она успешно распространяется".

Сегодня мне говорят, а зачем, мол, ты вспоминаешь Коста, ведь он же не историк". Не соглашаюсь с доводом! Интуиция Коста оказалась во много раз "историчнее", нежели многотомные официальные сочинения профессионалов на тему.

В те времена позиции "индоевропеизма" были сильны. Миссионеры от "новой Европы" как клад искали кандидатов для этой группы. Полагая, наверное, что новоиспеченный "индоевропейский" этнос скоро почувствует себя родственным не только иранцам, но и славянам, и германцам. Ведь и славяне, по этой теории - арийских корней! И осетинам приятно, и русской администрации легче управлять.

Так готовилась идеологема об особенном, скифо-аланском происхождении предков осетин. Мы о ней уже достаточно много знаем. Повторим, что ее состав не учитывал только одного, самого главного - сути осетинского этноса - древних автохтонов, столько веков и тысячелетий потрудившихся, чтобы дать этническое оформление местному населению.

И теперь я думаю, - было ли то ошибкой резидентов, ринувшихся на Северный Кавказ, и поглощенных экзотикой края; обнаруживавших, что, оказывается, и там люди как люди! Ходят, разговаривают. И даже иранские слова произносят, сами того не подозревая! Или же шло вполне сознательное творчество по оформлению заданной идеологической конструкции. Это было так кстати в те времена, когда создавалась глобальная идеологема - теория западно-европейской группы языков и народов, с одной, арийской подосновой. Своего рода система глобализации XІX в. на арийской основе.

...В последующем, однако, ученые перестали быть фанатиками индоевропеизма и потихоньку глобальная идеологема сошла на-нет... Остались только ее частички. Что касается осетинского варианта индоевропейской принадлежности, то, похоже, он оказался разрушенным, когда влили в него аланскую идею. Ибо нет стройных научных доказательств иранского происхождения этого племени.

Никакие примеси, скрещивания и "добавки", даже самые искусно сделанные БАДы, впрыснутые историками два века назад в наш этнический организм, не могут конкурировать с богатством и фантастическим колоритом осетинской сущности, осетинского языка и осетинского мироощущения. И возникает вопрос - зачем казаться аланами, когда можно быть осетином? Я этого никогда не пойму.

P.S. Кстати. Во времена того самого, условно мною называемого Ренессанса, была большая потребность у людей, особенно родовитых сословий, в поисках корней своих древних предков. Хотя бы для решения множества возникших земельных вопросов. Есть ссылки на разные века. Есть ссылка даже на 800-летнюю давность прослеживания своих генеалогических корней. Но ни в одном материале, ни один алдар, или потомок древнего Баделя, не упомянул даже название "Алан". И везде речь идет об осетинах.

А теперь, я приехала во Владикавказ и своим знакомым говорила о названии данной книги. Не вникая в содержание и подробности, кое-кто из моих собеседников, очень достойных людей, мне часто наносил в ответ внезапный укол. Один ответ поверг меня в уныние сразу: "вокруг и так много претендентов на алан, а мы сами их отдаем?" А вскоре мне позвонили из Осетии и сказали о статье, написанной в одной европейской стране и подписанной - "осетинка-аланка".

Ну, что же тут скажешь! Мифы, наверное, сильнее и привлекательнее истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: