Аланы - собирательное название?

При сложившемся, довольно агрессивном тюркском этнопокрытии, небольшие народы, которые жили в горах и у гор Кавказа, отошли в тень. Они продолжали существовать в своем быту, но находились иногда под властью, а часто во власти, "крупняка", к числу которых можно отнести и аланов. Местные кавказские народы были слишком изолированны и ограниченны в ресурсах, чтобы выступать и высвечиваться где-то под своими именами. Они могли примкнуть, стать частью наемного войска, выступить в роли союзника то одного из противоборствующих сторон, то на стороне другого. Это было не принципиально, чью сторону принять. И только иногда - сами выступали, в основном нависали с гор, - на Закавказские территории.

И теперь представьте, как выглядел весь этот этномир со стороны. С позиций римлян, персов, греков, византийцев. И со стороны близкорасположенных территорий - Грузии. Армении.

Здесь мы должны вспомнить что-то наподобие эффекта исторического бинокля. Чем дальше расположен человек с биноклем, тем он видит более общие очертания предметов. Такой взгляд присущ истории тоже. Фразу "Большое видится на расстоянии", я бы в данном случае привела с измененным акцентом - только большое видится на расстоянии. У малых явлений черты стираются с дальнего расстояния. Вот ведь и "остаточная" теория Клапрота означает не что иное, как различение крупного племени - аланов. А кто еще расположен за ним, и расположен ли вообще - этого не видно. История еще не ввела подробности. Клапрот нисколько не виноват. Такова была степень доступности исторических явлений. Историческая наука никогда не может обойтись без собирательных имен и названий. До поры, до времени, а потом все расшифруется и покроется именами и названиями.

В литературе такой прием можно встретить часто, включая Библию. Персонажи Гог и Магог - не что иное, как смутные обозначения незнакомых северных людей - огромных и нечетких. То есть, это пока полуоформившиеся в языковом и этническом отношении народы.

Это в Библии. Но ведь и самые что ни на есть настоящие ученые прибегали к аналогичному способу обозначения незнакомых народов. Так, например, в XІX в. появилось учение о Туранских народах. В эту группу зачисляли всех неразгаданных, еще не расшифрованных как следует. Во времена древней Персии, в самый расцвет державы, племена севернее Согдианы назывались - Туры. Это собирательное название племен, еще не окультуренных оседлым образом жизни и не ощущающих родства с персидской цивилизацией Подразумевали кочевников, и они были "не свои". Цивилизация им противопоставляла оседлых народов. А с кочевниками воевали, от них оберегали персидские границы.

У В.И. Абаева о Турах упоминается в статье об Авесте. (В статье "Скифский быт и реформа Зороастра"). Автор, может быть, лукавит, делает вид, будто даже удивлен, что в этом древнейшем иранском источнике нет слова "скифы". Как же так, это же были самые главные враги иранцев, вошедших в цивилизацию? - как будто восклицает автор. Но потом сам отвечает на вопрос. Упоминания скифов действительно отсутствуют в Авесте. Но упоминаются Туры. Под этим словом подразумевались те же скифы и другие племена, кочевники великих степей, но чуждые империи Ахеменидов.

Таким образом, и в Авесте есть собирательное название. А на самом деле, это то, что позже расшифровалось и приняло целую систему названий - скифы, саки, массагеты...

В истории XІX в. собирательное название "туранских языков и народов" тоже просуществовало недолго. Позже ученые признали такое деление ненаучным и отвергли его. Потому что нашлись имена для народов, составлявших эту группу.

Мы точно так же можем сделать удивленное лицо. Как же так? В первые века н.э. весь Северный Кавказ обозначен как "Аланы". А, между прочим, уже до их появления на Северном Кавказе известны были разные народы: синды, керкеты, мэоты, абазги, зихи... Вспомним и о народах, населявших Центральный Кавказ, и оставивших о себе свидетельства реальные, материальные - в кобанских памятниках. Так куда все делось? Аланы поглотили все это многообразие? Или - что для нас особенно важно - по крайней мере, поглотили (проглотили?) тех, которых грузинские летописи упорно называют оссами, овсами?

Такая "поглотительная" операция произошла с помощью того самого средства, того, что в кинопроизводстве называется "крупным планом", а исторической науке - собирательными образами, обобщениями частного в общем. Грузины ближе. Они не в бинокль смотрят на племена на вершинах гор. Тем более что смотрят с опаской. С настороженностью. Ах, эти удалые горцы. Что еще натворят. С какой стороны может появиться их быстрый как у св. Георгия, конь. Они их боятся. И они не могут себе позволить не знать их истинного названия. Ведь и сваны - горцы, и абазги от них недалеко, так что осетина, чего доброго, перепутаешь со своим. И приходится доискиваться до всех конкретных имен.

Другое дело - античные писатели - гордые греки и состоявшиеся римляне. Они смотрят на мир с высоко поднятой головой. Они обобщают. Сами они уже прошли подобное состояние. Они полны деталей и конкретики. А теперь, глядя на другие народы с высоты, не очень и разглядишь подробности других народов. Если, конечно, не смотришь в Глонасс или в GPS (спутниковые навигационные средства). Это Геродот и Гиппократ были неутомимыми искателями подробностей. Путешествовали, беседовали со скифами. Сидели, может быть, у костров и пили из их кружек-черепов.

Но и они не поднимались на самые вершины гор, чтобы отличить одно племя от другого. Многие авторы пользовались научным методом абстракций -собирательными названиями. Системщики, они даже не могли обойтись без таких обобщений. Но одно дело метод исторической абстракции, другое - появившаяся возможность рассмотреть сегменты целого, детали. История Северного Кавказа постепенно детализировалась и за собирательными названиями "аланы" обнаружились многие конкретные названия. Этнокартина насыщалась разными красками.

Факт остается фактом. Те, глядящие издалека, не так пристрастны к деталям, к составным частям, коими представляются малые племена. Главное - не пропустить бы нечто объемное, большое. Аланы - представительное название всех, кто входил в северокавказское этнопокрытие. Кто чуть подальше, уже считал всех северо-кавказцев аланами. Что касается осетин, то даже армянские источники оперируют собирательным названием "аланы", и лишь иногда, аналогично грузинам, используют название "оссы".

Вс. Миллер большое внимание уделяет этому обстоятельству. Он как будто постоянно взвешивает два названия. Которое перетянет на весах? То так, то эдак получается. Видно, так и не пришел к окончательному выводу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: