double arrow

Эдгар По как создатель детективного жанра


Вторичные жанры

Ария (от итал. aria – воздух) – законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.

Балет (от лат. ballo – танцую) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в музыкально-хореографических образах.

Кантата (от итал. cantare – петь) – один из основных жанров вокальной музыки, крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.

Концерт (от лат. concerto – состязаюсь) – произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов или голоса и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

Опера (с итал. орега – труд, дело, сочинение) – вид музыкально-театрального искусства, основанного на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Оратория (от позднелат. oratorium – молельня) – крупное музыкальное сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.

Реквием (от лат. requies – покой, отдых, успокоение) – траурная заупокойная месса, крупное произведение для хора, солистов и оркестра. Исполняется на латинском языке.

Романс (от исп. romance, буквально – по-романски) – камерное вокально-лирическое произведение для голоса с инструментом.

Симфония (от греч. symphonia – созвучие) – ведущий жанр оркестровой музыки, написанный в сонатной циклической форме.

Соната (итал. sonare – звучать) – один из основных жан­ров инструментальной музыки, музыкальное произведение из трёх или четырёх частей различного темпа и характера.

Сюита (от франц. suite – ряд, последовательность) – циклическое инструментальное произведение из нескольких разнородных самостоятельных пьес, связанных общим замыслом.

Увертюра (от лат. aperture – открытие, начало) – инструментальное вступление к крупному произведению – опере, балету, драматическому спектаклю.

Контрольный тест

1. Что называется музыкальным жанром?

2. Перечислите первичные жанры музыки.

3. Какие жанры музыки относятся к вторичным?

4. Какие музыкальные жанры различают по способу и условиям бы­тования?

5. Чем обусловлена специфика камерных жанров?

6. Какие музыкальные жанры различают по составу исполнителей и способу исполнения?

7. Перечислите виды произведений вокального жанра.

8. Какие существуют виды произведений инструментального жанра?

9. Каковы жанровые разновидности песни?

10.Перечислите характерные черты танца.

11.Каковы разновидности марша?

12.Назовите состав сюиты.

13.В чём отличие оратории и кантаты от оперы?

Д/З: знать теорию.

* Самостоятельная работа студентов:

- работа с дополнительной литературой по изучению музыкальных жанров: песня, народный и бальный танцы, марш;

- работа с дополнительной литературой по изучению строения крупных музыкальных жанров оперы и балета.

Литература:

1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С.71-86

2. http://belcanto.ru/stil.html

3. http://www.tfk-kos.ru/music-st/955-stil-v-myzyke.html

4. http://www.art-storona.ru/2006/3/article22.php

5. http://www.art-storona.ru/2006/4/article26.php

6. http://www.bigbeat.ru/style_all.htm

7. http://www.calc.ru/451.html

Важным вкладом По в развитие американской и мировой новеллистики является практическая разработка некоторых ее жанровых подвидов — детективного, научно-фантастического и психологического рассказа.

Повышенное внимание По к психологии было обусловлено в значительной степени стремлением выяснить природу сил, препятствующих нормальной и полноценной работе сознания. Всю жизнь По верил в Разум, который один только в его глазах способен вывести человека и человечество из трагических противоречий бытия. Недаром критики считают его главным рационалистом в романтизме. Естественно, что огромный интерес для писателя представляла интеллектуальная деятельность человека. Интерес этот пронизывает все новеллистическое наследие По. В наиболее концентрированном виде он проявлен в так называемых «логических» его рассказах. Их всего четыре: «Убийства на улице Морг», «Похищенное письмо», «Тайна Мари Роже» и «Золотой жук». Именно на этих четырех сочинениях базируется слава Эдгара По как зачинателя детективной литературы.

Понятие логического рассказа шире, чем понятие рассказа детективного. Из логического рассказа в детективный перешел основной сюжетный мотив: раскрытие тайны или преступления. Сохранился тип повествования: рассказ — задача, подлежащая логическому решению. Перешла в детективный рассказ и устойчивая пара характеров: герой — рассказчик. Герой — человек широкообразованный, тонко мыслящий, эксцентричный, наделенный мощной логической способностью. Рассказчик — персонаж симпатичный, энергичный, простоватый, хотя и благородный. Функция героя — раскрывать тайну, находить преступника; функция рассказчика — строить неверные предположения, на фоне которых проницательность героя кажется гениальной. Существенная особенность логических рассказов По состоит в том, что главным предметом, концентрирующим на себе внимание автора, оказывается не преступление и не расследование, а человек, ведущий его.

Сюжетная структура этих рассказов стереотипна. Она имеет два слоя: поверхностный и глубинный. На поверхности — поступки героя, в глубине — работа его мысли. Поверхностный слой беден, но бедность физической динамики компенсируется напряженным внутренним, интеллектуальным действием. Герой анализирует, сопоставляет факты, подвергает сомнению всякую деталь и всякое предположение. В ход идут его огромная эрудиция и мощная способность к логическому рассуждению. Его интеллект разрушает ошибочные построения и на их месте возводит неуязвимую концепцию, содержащую решение задачи. При этом По раскрывает сам процесс мышления, его принципы и логику. Пафос детективных рассказов не только в раскрытии тайны, но прежде всего в демонстрации красоты и огромных возможностей разума, торжествующего над анархическим миром «необъяснимого». Логические новеллы — исследование работы интеллекта и одновременно гимн ему.


Сейчас читают про: