double arrow

Первичные жанры


Стиль в музыке. Классификация музыкальных жанров

Тема 1.3. Жанры музыкального искусства

Главного здания Музея) и в медиа-центре Отдела личных коллекций (ул. Волхонка, д.10).

Занятия проводятся в залах Главного здания музея

Первое знакомство с искусством в залах музея

Занятия проводятся в залах Главного здания музея

Первое знакомство с искусством в залах музея

Отдела личных коллекций

Занятия проводятся в залах

(ул. Волхонка, д. 10)

Абонементы № 52–53

Для детей 6–9 лет с родителями

Субботы сентября 2012 – мая 2013, начало в 11.00

(календарное расписание занятий дано на бланках абонемента)

5 занятий

Уважаемые посетители!

Просим Вас обратить внимание, что абонемент необходимо приобретать на каждого участника занятий

1. Архитектура – каменная летопись истории

2. Скульптура – умение лепить и высекать

3. Живописец создает картину

4. Разнообразие живописных образов

5. Прикладное искусство – мир красивых вещей

(ул. Волхонка, д. 12)

Абонементы № 54–55

Для подростков 10–14 лет с родителями

Субботы сентября 2012 мая– 2013, начало в 13.00

(календарное расписание занятий дано на бланках абонемента)

5 занятий

Уважаемые посетители!

Просим Вас обратить внимание, что абонемент необходимо приобретать на каждого участника занятий

1. Архитектура – каменная летопись истории

2. Скульптура – умение лепить и высекать

3. Живописец создает картину

4. Разнообразие живописных образов

5. Прикладное искусство – мир красивых вещей

(ул. Волхонка, д. 12)


В сезоне 2012–2013 годов занятия Научного лектория ГМИИ им. А.С. Пушкина будут проходить в лекционном зале (основной зал) и Музыкальном салоне (Малый зал) Центра эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный переулок, д.6, стр.2, напротив выхода из подъезда №5

Экскурсионные занятия будут проходить в залах основной экспозиции и на временных выставках Главного здания музея (ул. Волхонка, д.12), Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (ул. Волхонка, д.14) и Отдела личных коллекций (ул. Волхонка, д.10).

Справки по телефону: (495) 697-74-12

http://www.arts-museum.ru/visitors/lecture_hall/index.php

http://www.arts-museum.ru/poster/lections/index.php

Адрес музейного комплекса: ул. Волхонка, д.10–14




Проезд: ст. м. «Кропоткинская», «Боровицкая»

Троллейбусы – 1, 2, 5, 15, 16, 31, 33, 44

Главное здание Музея и Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков открыты для посещения ежедневно, кроме понедельника; Отдел личных коллекций – ежедневно, кроме понедельника и вторника с 10.00 до 19.00 (вход до 18.00), по четвергам с 10.00 до 21.00 (вход до 20.00).

Продажа абонементов производится в кассах Музея.

Продажа разовых билетов осуществляется только на лекционные абонементы в день лекции.

Разовые билеты на лекции Научного лектория и Лектория Центра эстетического воспитания можно приобрести за час до начала лекций в здании ЦЭВДЮ «Мусейон»; разовые билеты на лекции Отдела личных коллекций – за час до начала лекции по будням и за полчаса до начала лекции по выходным дням в кассе Отдела личных коллекций.

Билеты на лекции не дают права посещения экспозиции музея и временных выставок.

Билеты на экскурсионные занятия по основной экспозиции не дают права прохода на временные выставки.

Цена каждого абонемента определяется количеством лекций и стоимостью одного абонементного билета.

Цель: ознакомление со стилем в музыке, классификацией музыкальных жанров.

1. СТИЛЬ В МУЗЫКЕ

Слово «стиль» латинского происхождения и в переводе значит способ изложения, склад речи. Стилем в музыке называется сумма всех элементов и приёмов, использованных в ней, её «итоговый» вид. Стили обычно классифицируются по композиторам и по эпохам.



Под стилем подразумеваются:

- устойчивое единство образных принципов художественных направлений различных исторических эпох;

- характерные черты как отдельного произведения, так и жанра в целом;

- творческая манера отдельных композиторов.

Стиль в музыке предполагает общность произведе­ний музыкального искусства с характерными чертами произведе­ний других видов искусства того или иного исторического перио­да: барокко, клас­сицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм и др.

Барокко(итал. barocco – причудливый, вычурный, странный) – стиль, господствовавший в искусстве с кон­ца XVI до первой половины XVIII столетия. Барокко отразил внутренние противоречия эпохи в связи с феодально-католической реакцией и активным подъёмом передовых сил. Ведущее положение жанров – фуги, кантаты, оратории, оперы, возникновение инструментальных жанров сонаты, концерта. Ярчайшими представителями эпохи барокко явились А.Ви­вальди, И.С.Бах и Г.Ф.Гендель.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый)стиль в искусстве XVII – XVIII веков. Идеалами классицизма явились идеи философии рационализма – убеждение в разумности бытия, нали­чии всеобщего порядка, гармоничности человеческой натуры.

Высшей стадией классицизма явилась венская классическая школа – художественное направление в европейской музыкальной культуре XVIII – начала XIX века, к которой принадлежат Й. Гайдн, В.А.Моцарт и Л. ван Бетховен. Каждый из них являлся яркой индивидуальностью: стиль Гайдна – светлое мировосприятие, ведущая роль – жанрово-бытовые элементы; у Моцарта – лирико-драматическое начало; у Бетховена – воплощение героического пафоса борьбы.

Романтизм(от франц. romantisme) – художественное направление конца XVIII – начала XIX века. Особенности направления в музыкальном искусстве – яркое индивидуальное, личностное начало, отражение эмоциональной жизни человека, духовная возвышенность, интерес к на­родному творчеству, отрицание бездушности, рель­ефная образность, фантастическое видение мира. Лирическое началообусловило стремление романтиков к бесконечности музыкального развития, а также интерес композиторов к камерным формам (поэмы, баллады, фантазии).

Яркие представители романтизма в музыке: Ф. Шуберт, Ф.Мендельсон, Р.Шуман, Р.Вагнер, И.Брамс, Ф.Лист, Ф.Шопен, Н.Паганини и др.

Импрессионизм(от франц. impression – впечатление) возник в Западной Европе в последней четверти XIX – начале XX века. Характерные признаки – стремление к воплощению мимолётных впечатлений, одухотворенной пейзажности, психологических нюансов, к созданию колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов.

Классическое выражение импрессионизма в музыке – творчество французских композиторов К.Дебюсси и М.Равеля.

Реализм(от позднелат. realis – вещественный, действительный) – творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности в совокупности с очевидной авторской позицией, типизацию характеров и обстоятельств, интерес к проблеме ценности личности в обществе.

В творчестве западноевропейских композиторов второй половины XIX века реализм нашел отражение в произведениях Ж.Бизе, Дж.Верди, И.Брамса, Ф.Листа и др.

Основоположником реалистической школы в русской музыке явился М. И. Глинка, чьи традиции получили развитие в творчествеА.С.Даргомыжского, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, СВ. Рахманинова и др.

В музыке XX века реализм получил дальнейшее развитие в произведениях С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна, Г.В.Свиридова, Р.К.Щедрина и др.

Экспрессионизм (от лат. expressionis – выражение) – направление в европейском искусстве первой четверти XX века, в основе которого лежит трагическое мироощущение человечества в преддверии и в ходе Первой мировой войны и в послевоенные годы. Экспрессионизм – протест против абсурдности мира и унижения человека.

Представители экспрессионистского направления в музыке – А.Шёнберг, А.Берг, Б.Барток и др.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ

Музыкальный жанр (от лат. genus – род, вид) – одно из важнейших средств художественного обобщения. Являясь многозначным понятием, музыкальные жанры характеризуют исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведенийв связи с их происхождением, назначением, способом, условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы.

По происхождению и жизненному назначению жанры подразделяются на бытовые жанры и жанры, не имеющие определённых жизненно-бытовых функций. К бытовым (первичным) жанрам, зависящим от функций, выполняемых музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях, следует отнести песню, танец, марш. Вторичные жанры (опера, симфония, балет и др.) в отличие от первичных обусловлены автономностью творчества. При этом вторичные жанры музыки связаны генетически с первичными как с содержательно-ассоциативными моделями.

По способу и условиям бытования музыкальные жанры делятся на камерные и концертные. Камерные жанры (квартеты, трио, сонаты, романсы, пьесы) обусловлены практикой музицирования в домашней среде; кон­цертные жанры (концерты для солирующих инструментов с оркестром) с их виртуозностью – предназначены для концертного исполнительства.

По составу исполнителей и способу исполнения музыкальные жанры подразделяются на вокальные и инструментальные. Вокальные жанры в свою очередь условно делятся на сольные (песня, романс, ария), ансамблевые и хоровые. В зависимости от участни­ков исполнения различают чисто вокальные и вокально-инструментальные жанры. Вокально-инструментальные подразделяются на камерные (вокальное произведение в сопровождении одного или нескольких инструментов) и оркестровые. К оркестровым относятся оратории, мессы, реквиемы.

К инструментальным жанрам относятся сольные (баллада, по­эма, лирическая миниатюра), ансамблевые (квартет, соната для солирующего инструмента с сопровождением) и оркестровые (сим­фонии, концерты, увертюры).

Песня(от лат. cantus) – наиболее распространенный жанр вокальной народной и профессиональной музыки, основанный на взаимосвязи музыки и поэтических образов. Как правило, песня имеет куплетную форму. Существует ряд классификаций произведений песенного жанра – по содержанию (колыбельные, лирические, плясовые, исторические и т.д.), происхождению и сфере бытования (городские, крестьянские), складу (одноголосные и многоголосные), формам исполнения (сольные и хоровые, с сопровождением и без него).

Танец(от нем. Tanz) – вид искусства, основным средством создания художественного образа которого является движение.

История танца насчитывает тысячи лет. На начальной стадии своего формирования танец существовал в синкретической форме – как единство пения, танца и звукового сопровождения. В Древней Индии танец понимал­ся как раскрытие сущности вещей. В Древней Греции танец почитал­ся как средство облагораживания человека. В странах средневековой Европы и на Руси танец не признавался христианской моралью, хотя и продолжал своё существование в народе.

Гавот (от франц. gavotte) – уме­ренный танец французского происхождения; танец гавотов, жителей области Франции.

Менуэт (от франц. menu pas – маленький шаг) – танец французского происхождения.

Мазурка (точнее – Мазур от названия жителей Мазовии – Мазуров) – быстрый трёхдольный танец с характерным смещением акцента на вторую, иногда третью долю.

Полонез (от франц. polonaise – «пеший танец», танец-ществие) – польский танец торжественного характера, изначально деревенский народный, затем им открывались придворные балы.

Краковяк – двудольный польский танец, возник­ший в Краковском воеводстве.

Вальс (от нем. Walzen – кружиться в танце) – плавный танец, основанный на плав­ном кружении в сочетании с поступательным движением; возник на основе танцев Австрии, Чехии, Германии.

Полька (от чешcк. polka – полшага, половинка) – живой и простой по форме чешский танец.

Халлинг (от названия долины на юго-западе Норвегии) – норвежский умеренный сольный мужской танец.

Камаринская – русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс, преимущественно шуточного характера. Музыкальный размер 2/4, иногда 3/4.

Трепак – русский народный танец, быстрый, задорный, ритмически чёткий, с лихим притопыванием. Основные фигуры импровизируются танцорами, показывающими свою ловкость и изобретательность; размер 2/4.

Гопак (от укр. гоп – восклицание, которое произносят во время танца; отсюда же глаголы гопати – топать, гопкати – прыгать) – украинский народный танец, быстрый, стремительный; мужчины импровизируют сложные фигуры, вплоть до высоких прыжков, соревнуясь в ловкости; размер 2/4.

Бульба (белорус. – картошка) – современная белорусская народная плясовая песня. Поётся и танцуется девушками в характере народной польки. Темп живой, задорный, размер двухдольный.

Крыжачок (от белорус. крыж, польск. krzyz – крест), народная песня и танец в Белоруссии и Польше. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.

Лезгинка – народный танец лезгин, живущих в Дагестане. Ныне распространен почти у всех народов Кавказа (грузин, кабардинцев, осетин, ингушей, чеченцев и др.).

В XX столетии популярными стали румба (афро-американский танец в двудольном размере, с остросинкопированным ритмом и акцентами на слабых долях такта), фокстрот (от англ. fox – лиса и trot – быстрый шаг, салонный танец в умеренно быстром темпе с маршеобразной ритмикой), чарльстон (бальный танец, возник­ший в г. Чарльстон, разновидность фокстрота), самба (подвиж­ный бразильский танец городского происхождения) и др.

Марш(от франц. marche – шествие, движение вперед) – музы­кальный жанр, характерными чертами которого являются стро­гий, размеренный темп, чёткий ритм. Разновидности марша: во­енный, спортивный, траурный. Помимо прикладного значения марш является жанром сценической музыки (Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского) и концертной музыки («Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: