Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века

Вопрос 34. Черты русского искусства Петровской эпохи.

Древнерусское время(средневековье):

1) феодальные отношения;
2) религиозное сознание(коллективность);
3) коллективная, традиционная, символичная культура, обобщенность.

Новое время:

1) Буржуазные отношения;

2) Научное сознание (Эпоха Просвещения);

3) Индивидуальная культура, авторство, новаторская культура, реалистичность, конкретность.

Петровские реформы-это культурная революция (до этого,Крещение Руси в 988г-первая революция.) Культурная революция-это коренной необратимый переворот.

Петр1 начал реформирование от того, что понимал, что Россия безнадежно отстала от европейских стран политически, экономически. Дал толчок в области просвещения:
русский алфавит, Образовательная сфера(школа), Первые музеи, экспозиции, Академия наук. Но просвещение верхушечное (для избранных),в отличии от европы. Образование получало служивое дворянство.
Курс на европеизацию: 1) через пенсионерство (отправление обучаться в европу); 2) приезд иностранных специалистов; 3) привоз образцов для подражания.
Лучшие русские наработки не уничижались, не уничтожались, на них накладывались европейские наработки.

Доимператорский период (до 1721г.). Простота, рациональность, черты реализма.

Императорский период (после 1721г.)
(Голландия – демократич. Республика, Франция-самодержавная абсолютная власть. Ориентир был на Францию, отсюда= барокко.)

Общий характер искусства:
1) Новаторский ….живопись-портрет, историческая, батальная жив-сь,натюрморт,пейзаж.
шпалеры (подражание живописи)
фарфор, стеклоделие, архитектура.
2) Светский гражданский характер (общественный, нерелигиозный)
архитектура,
появление скульптуры (круглая, медальерная, рельефная)
графика (печатная гравюра, газетно-журнальное дело, книгопечатание.
3) Научно-просветительный характер
гравюра научного характера (Школа при Академии Наук, типография, школа Граверов,-основа для Академии Художеств.)
4) Пропагандистский характер. … Монументально-декоративные искусства, портреты, прославляющие людей.
Пропаганда идей: --Человек(а не Бог)
--Император (слуга Отечества!!!)=идея служения отечеству
--Наука.

Новации в застройке г.Петербурга(гл. арх. Доменико Трезини):
-регулярный план; (лучами от Адмиралтейства три главных проспекта)
-коридорная застройка улиц (фасады зданий близко примыкают друг к другу, отсутствие зелени;
-типовая застройка.

Летний дворец.
Кунсткамера.(арх.Маттарнови).
Ансамбль Петергофа (прототип Версаля, только лучше, больше зелени, близость к природе.)

Елизаветинское барокко (зрелое, Расстреллевское):
Екатерининский дворец,
Зимний дворец (Эрмитаж),
Смольный монастырь.
Бартоломео (отец и сын), и Расстрели—архитекторы.

Причины появления портретного жанра в начале 18века:

+ интерес к личности человека.
Парадный (статус и заслуги портретируемого) и Интимный (внутренний мир и характер) портрет.
+ уход от религиозности;
+ влияние европейского искусства;
+ появление и развитие нового сословия — дворянства (особое сословие, служивое, просвещенное)—им важно создать, запечатлеть свой облик, заслуги, =портрет.

У иностранных мастеров: идеализация, аллегоризация образов, внешний образ, без проникновения в душу.

Идеи Просвещения:
1) Ценность чел. личности, вне сословной принадлежности (равенство всех сословий);
2) Ценность образования (разума, гармонии, идеала);
3) Ценность богатства внутреннего мира;
4) (Ж-Ж Руссо) Идея «естественного» человека, простой человек, живущий на природе, восприимчивый, крестьянин; Сентиментализм.

Сентиментализм:
1. Чувствительность, мечтательность, тонкая душа.
2. Простота, естественность.
3. Пейзаж — среда обитания, любовь к природе.
4. Бытовизм, предметы быта.

Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета.

Рокотов. Характеристики портретируемых в ранних работах, полные лиризма и глубокой человечности, становятся многогранными, выразительный язык необыкновенно усложняется. Парадные портреты и Психологические (переломный момент в Москве).
В Москве начинается «истинный Рокотов», здесь он трудился почти 40 лет и за это время успел «переписать всю Москву», добавим, всю просвещенную Москву, передовое русское дворянство, людей, близких ему по складу мышления, по нравственным идеалам. Здесь он и создал некий портрет-тип, соответствующий гуманистическим представлениям передовой дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, «душевном изяществе». Этот просветительский идеал Рокотову проще было создать именно в Москве, в среде глубоко и широко мыслящих просвещенных людей его окружения, вдали от официального духа столицы, жизнью в которой он тяготился.
В эти годы складывается определенный тип камерного портрета (Рокотов редко писал парадные, и то в основном в начале творчества) и определенная манера письма, определенный строй художественных средств. Это обычно погрудное изображение. Фигура повернута по отношению к зрителю в 3/4, объемы создаются сложнейшей светотеневой лепкой, тонко сгармонизированными тонами. Модель почти не комментируется сложными атрибутами, антураж не играет никакой роли, иногда вовсе отсутствует. Характеристика никогда не однозначна.
Портрет А.П. Струйской,(Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза –как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Н. Заболоцкий. Портрет

Одухотворенность образов, изысканность мастерства и вместе с тем очень простая композиция, скромные размеры характерны для портретов Рокотова. Позже Открытость и прямота в портретируемых лицах сменяется выражением непроницаемости, сдержанности душевных переживаний, светской выдержки. В характеристике модели, в композиции и колорите как бы изменяются акценты. Композиция становится все наряднее, праздничнее, фигура чаще всего вписывается в овал. Она также повернута в 3/4, но осанка иная – горделивая, поза статичная. Бант или букет украшают платье, усиливая этим впечатление необыденности, праздничности. Фактура сглаженная, почти эмалевая, мастерство доведено до рафинированности. Лицо светится на темном фоне, его контуры тают, оно как бы выхвачено из мрака. Но это лицо лишено уже дружественности, теплоты, характерной для портретов 70-х годов.


Левицкий. Обаятельные дурнушки; некрасивые красавицы; Богатство внутреннего мира; Институт Благородных девиц. Умение показывать в портрете театральное действие, концерт. Создатель и парадного портрета и великий мастер камерного портрета. В каждом из них он является художником, необычайнотонко чувствующим национальные черты своих моделей, независимо от того, пишет он царедворца или юную «смолянку».
«Портрет Кокоринова»—архитектор, ректор Академии Художеств.
«Портрет Демидова» (с лейкой, в смешных штанах)—ботаник, ученый; основал «Воспитательный дом» для детей-сирот; «Ботанический сад»; первый кредитор — основал кредитное дело в банке.

Боровиковский. Портрет Лопухиной.


Шубин Ф.И. Скульптор, крестьянин, достигший высот благодаря образованию и трудолюбию.
«Портрет Ломоносова»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: