Вопрос 33. Переходный характер русского искусства 17века

Цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Эти фрески, дошедшие до нашего времени почти полностью, образуют ансамбль удивительной красоты. Краски Дионисия прозрачностью и нежностью полутонов сродни акварели. В палитре мастера очень редко тот или иной цвет представлен во всю силу тона (как доминант колористической гаммы). Дионисий предпочитал легкие и радостные бирюзовые, светло-зеленые, нежнейшие розовые и лиловые цвета, переливающиеся и незаметно переходящие в сияющий белый. Они мозаично сочетались с густыми пурпурно-вишневыми и темно-коричневыми тонами. Объединенные яркой синевой лазурного фона краски создавали аккорд исключительной декоративной выразительности.

Иконопись. Дионисий, наследник Андрея Рублева (сходность силуэта, цвета, изящество, манера письма). Наиболее выдающимся новатором-обновленцем в области русской иконописи в то время проявил себя Дионисий (ок.1440 - после 1502 - 1503), иконопись которого отличалась богатством цветовой гаммы. Он был признанным мастером, слыл любимым художником Ивана III, и именно ему поручили расписывать Благовещенский и Успенский соборы в Московском Кремле (росписи не сохранились).

Храм Иоанна Предтечи в с. Дьяково. Центричная, многочастная, многобашенная композиция.

Век. Церковь Вознесения в с.Коломенском (арх. Петрок Малый) Это первая шатровая, башнеобразная церковь. Храм-памятник. Прототипами таких церквей были деревянные церкви (граненные, декоративные) и каменные европейские башни. Самая широкая часть церкви Вознесения образует в плане квадрат (четверик - первый ярус), на котором возведено основание "шатра" (восьмерик - второй ярус), в свою очередь, увенчанное восьмигранным конусом. Как в «живом организме» "перетекают" ярусы храма.

Московский Кремль. Стены каменные, красные, внутри кремля –все из камня, вокруг расчищено свободное место, деревянные постройки вынесены далеко за пределами кремл.стены. Внутри кремля—сад. (Сад для русского народа -рай на земле! =Святое место.) Башни –разные по форме и назначению. Успенский собор (арх.Аристотель Фиорованти) Большой кирпичный храм, много росписей. Архангельский собор (арх. Аливи’с Новый)—усыпальница моск. князей. Ажурный, нарядный. Благовещенский собор Церковь Иоанна Лествичнина. Грановитая палата в Моск.Кремле.(арх. Мако Руффо и Пьетро Солари) Кладка камня гранями, для приемов гостей, торжественных мероприятий. Композиционный принцип Московского Кремля-принцип динамического единства (когда каждое здание раскрывается во время движения.

Главный тип постройки- Кремль.

Принцип моноцентризма: Все дороги ведут в Третий Рим-Москву.

Художественность складывается из 3х компонентов: -византийских традиций; -европейских традиций (строили итальянцы); -русских народных традиций.

Праздничность, нарядность, декоративность.

Величественность, монументальность, масштабность, (полит., церковная мощь) Идея сильного централизованного гос-ва.

Вопрос 32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи15-16 века.

После освобождения от монголо-татарского ига (1480г-стояние на р.Угре) При московском князе Иване Калите (Иван III) митрополит Петр перевел митрополичью кафедру из Владимира в Москву, первопрестольная стала церковной столицей всех русских земель. («Москва-третий Рим, и четвертому не бывать!» 1-Свящ.Римская империя,2-Византия, 3-наследница Византии-Русь).
Общая хар-ка иск-ва 15-16вв:

Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного). (арх. Постник Яковлев и Барма) Символизирует небесный храм Иерусалим. Собор возведен в ознаменование выдающегося события русской истории - взятия Казани в 1552 г. Центром ансамбля стала увенчанная высоким шатром церковь Покрова Богородицы. Восемь столпообразных храмов разной высоты окружили ее со всех сторон, образовав крестообразную конструкцию. В конце XVI в. появились нарядные луковичные главы, в XVII в. собор украсился яркой, праздничной, многоцветной раскраской, отражавшей эстетические вкусы того времени. В этой нарядности несколько растворилась исходная схема архитектурной композиции, но само сооружение не утратило величественности и торжественности.
Зодчество второй половины XV-XVI в., судя по масштабам и разнообразию, по оригинальности архитектурных замыслов и высоте взлета творческой фантазии мастеров, является одним из самых ярких исторических достижений художественной культуры России.

Для Рублева характерны четкая ритмическая организация живописной плоскости, заостренное внимание к человеческому лицу и тщательность его изображения. В произведениях Дионисия, прежде всего, привлекает цветовая гармония, напоминающая колористику импрессионистов. Его живопись словно создана для радостного любования подобно тому, как живопись Рублева предназначена для восхищенного и вдумчивого созерцания.
Дионисию нравилась масштабность, торжественность изображения.
*Акафист Богородицы.
*Церковь Воинствующая.(имеет полит.значимость)

XVII в. - сложный, бурный и противоречивый период в истории России. Новые явления в экономическом и общественно-политическом развитии страны, наметившиеся сдвиги в традиционном мировоззрении, заметно возросший интерес к окружающему миру, тяга к "внешней премудрости" (философии, наукам) - все это отразилось на характере культуры. Ее важный признак - "обмирщение", освобождение от церковных канонов. Искусство этого столетия, особенно второй его половины, отличалось большим разнообразием форм, обилием сюжетов, порой совершенно новых, и оригинальностью их трактовки. В это время достигло апогея стремление к декоративной обработке деталей и нарядному многоцветию.В 16-17вв 3 компонента в искусстве: Византийский компонент,
Итальянский
Народное влияние.
Отсюда, мозаичность (неоднородность, компромиссность) различные тенденции, т.е. недружная конфликтная среда= упадок рус.искусства =НО появляются новые иконописи,другие, с зарядом новой энергии и расцвет.


Начало XVII в. прошло в соперничестве двух художественных направлений, унаследованных от предыдущей эпохи.Первое - годуновская школа (многие работы выполнялись по заказу Бориса Годунова и его родственников). Этот стиль в целом тяготел к повествовательности, отличался перегруженностью композиции деталями, материальностью образа при сдержанности цветовой палитры. Художники стремились следовать одновременно образцам Рублева и Дионисия, других авторитетных мастеров, проявляя колебания между архаикой и эклектикой.Второе направление представляла строгановская школа (основные заказчики - представители знатного купеческого рода Строгановых). Для нее были характерны тщательное, очень мелкое письмо, изощренность рисунка, обилие золота и серебра. Краски накладывались на золото, чтобы изображение как бы светилось изнутри подобно драгоценным камням или эмалям. Манерная эстетика здесь порой заслоняла культовое значение образа. Заказывались иконы для дома, маленькие пядийные иконы(т.е. 5, размером с ладошку), сюжеты чаще всего –не Богородица и Иисус, а Житие Святых. Элементы реализма, свойственные живописи второго направления, получили развитие в творчестве Симона Ушакова (1626-1686). Человек разносторонних талантов, теоретик и практик живописи, графики и прикладного искусства. Ушаков порывал с иконописной традицией предшествующих столетий. Устоявшемуся представлению об иконописи он противопоставил собственное понимание иконы, сделав упор на ее художественно-эстетической стороне. Художник пришел к заключению о необходимости правдивого земного изображения явлений сверхчувственного мира - "как в жизни бывает". Христос, святые, ангелы на его иконах "Спас Великий архиерей" (церковь Троицы в Никитниках), "Спас нерукотворный" объемны, у них живые, тонкие, одухотворенные лица.
«Насаждение древа государства Российского». Полит.заказ (Алексей Михайлович). Изображены русские патриархи и цари, цветовая гамма-византивированная, т.е. темная.Последний взлет фресковой живописи пришелся на вторую половину XVII в. Реалистическая направленность живописи этого периода отразилась в изображении человека не созерцательным философом, а деятелем: он строит, воюет, торгует, пашет. Сцены на фресках насыщены персонажами и звуками: "пением птиц и ржанием коней, шелестом деревьев и грохотом битв, скрипом повозок и стуком топоров" (В.А. Плугин). Этот "бытовизм" смещал акценты в композициях росписей церквей. Внимание фиксировалось теперь не на основных героях христианской легенды, а на красоте природы, человеческого труда, жизни вообще. Стенопись этого времени была необычайно декоративной. Орнамент занимал как никогда много места на стенах храмов, покрывая узорами архитектуру, аксессуары, костюмы людей.Провозвестником живописи будущей эпохи выступил специфический портретный жанр - так называемая парсуна (с лат. - личность, в данном случае - идеализированное изображение реального исторического лица). Художники стремились к передаче индивидуальных особенностей знатной особы, объемным формам, сохраняя при этом канонические позы и допуская условность одеяний. Так, изображения царей Ивана Грозного и Федора Иоанновича еще где-то близки к иконам, но в них уже заметно портретное сходство.

Искусство XVII в. носит переходный характер явственно отличается как от искусства предшествующих веков, так и от художественного творчества следующего столетия. Вместе с тем новое искусство логически завершало многовековую историю древнерусского художества, которое в результате изменения общественных условий постепенно изживало в себе устаревшие каноны и архаические формы.

В архитектуре:

Троице-Сергиева Лавра

Храм в подмосковье (Останкино) (сложные по композиции,асимметричные храмы, масса пристроек, разнообразная отделка, декоративные, влияние разных тенденций. Новый строит.материал- фигурный кирпич, появляются изразцы, полихромная палитра.)

Нарышкинское барокко(1этап русского барокко)

Церковь Покрова в Фили. Нарышкинский заказ, пышность, декоративность, эмоциональность, динамичность, вычурность, любовь к контрастам, к криволинейным очертаниям, обман зрения, повышенная эмоциональная нагрузка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: