Особенности русского романтизма (на примере живописи)

Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.

Предпосылки:
Век Екатерины II.
Век русского Просвещения.
Основные установки — 1) патриотизм, гражданственность;

2) воспитание идеального общества, слуга отечества; = разностороннее развитие личности; = учебные заведения закрытого типа (т.е. интернатного вида, в изоляции от семьи; кадетские, военные, худож. учебные заведения);

3) Академия Художеств – Оплот классицизма (учебное заведение, гос.учреждение, насаждавшее классицизм, как главный стиль эпохи.)

За образец была взята франц.Академия Художеств.

В 1757г. был учрежден устав (скопированный с франц.Ак.Худ-в), стало строиться специализированное здание для Академии. Кокоринов –первый главный ректор, архитектор Ак.Худ-в.

Академия делилась на:

Воспитательное училище (мальчики с 5-6 лет) Академию Художеств (Императорская Ак-я трех главных Художеств: живописи, ваяния и зодчества.)
Предметы: Рисунок (с образцов), гравюры с картин. Античность и эпохи Возрождения (ради формирования идеала красоты) 3 отделения (на основе усвоенного материала) Живопись; Ваяние; Зодчество.

Вся жизнь художников была связана с Академией художеств. (Бесталанные ученики, не получившие медаль, не имеющие особого успеха, становились исполнителями в подмастерье.)

Общая характеристика:

1) опора на античность;

2) композиция: симметричная, (статичная, принцип треугольника, уравновешенная)

3) ясность и простота (гармония), (геометрические формы, завершенность форм)

Русский классицизм основан, конечно, на тех же принцип ах, что и классицизм европейский. Он привержен большим обобщениям, «общечеловеческому», стремится к гармонии, логике, упорядоченности. Идея Отечества, так же, как и руссоистская идея «естественного человека»,–основные в его программе.

Периоды:

1) Ранний классицизм (элементы барокко, переход к классицизму) 1760-1780гг;

2) Строгий классицизм (зрелый), 1780-1800гг;

3) Высокий классицизм (лучший) (Русский ампир», т.е. стиль империи.. Под влиянием победы в войне 1812г. наступает пик.) 1800-1820гг.

Ранний кл-зм.
Крупнейшие мастера раннего классицизма А.Ф. Кокоринов (1726– 1772) и француз Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729–1800) – авторы проекта здания Академии художеств в Петербурге (1764–1788), в котором учтено важное в градостроительном отношении местоположение здания на берегу Невы. В плане оно представляет собой почти квадрат, в который вписан круглый внутренний двор, а по углам –малые служебные. Цокольный и первый этажи являются неким рустованным пьедесталом, два верхних объединены общим ордером. Почти ничто уже не говорит об уходящем барокко, лишь средняя часть фасада с колоннами и статуями построена на игре выпуклых и вогнутых поверхностей. Все привычные для барокко элементы: филенки, тяги, наличники –строго упорядочены. Кокоринов стал первым профессором-руководителем архитектурного класса в Академии, здание которой он строил. Валлен-Деламоту принадлежит также здание Малого Эрмитажа (1764–1769) и фасады и арки лесных складов Адмиралтейства, так называемая «новая Голландия» (1765–1780), строительство которых было начато еще С. Чевакинским.

Ринальди строит в Петербурге Мраморный дворец (1768–1785), названный так потому, что нижний этаж его облицован гранитом, а два верхних, объединенных коринфскими пилястрами и полуколоннами,– цветным олонецким мрамором. П-образный дом. В этот период архитектуре вообще свойственно использование естественного материала, тонкое понимание красоты разных пород камня.

Баженов В.И. Дом Пашкова. (ордерная система, купол, ротонда. Барокко: в резких контрастах- верхний и нижний этажи, лестницы, вазоны, балюстрады, декоративность, на стене и на основании портиков барельефы.) Умению располагать здание в природной среде Баженов учился у древнерусских зодчих. Это прекрасно видно на примере дома П.Е. Пашкова (1784–1786, старое здание РосГосБиблиотеки) в Москве, расположенного на откосе высокого холма, напротив Кремля, у впадения Неглинки в Москву-реку,–одного из самых красивых домов столицы и по сей день.
Баженов –автор многих великолепных архит.проектов в Петербурге и Москве, часть которых была построена, и многое осталось лишь на бумаге.

Крупнейший зодчий второй половины XVIII в.– Иван Егорович Старов (1744–1808). В духе раннего классицизма решены его некоторые загородные усадьбы (Никольское-Гагарино под Москвой, 1773–1776). В эти же годы он возводит в Петербурге Троицкий собор Александро-Невской лавры на месте старого, начатого еще при Петре и предназначенного теперь служить мавзолеем Александра Невского (1774–1790). Отсюда сохраненный им тип трехнефной базилики с куполом и двумя башнями-колокольнями. Благодаря реконструкции Старовым подъезда к Лавре, въездных ворот и площади около них был создан целостный ансамбль, который включил в себя архитектуру начала и конца столетия и завершил Невскую перспективу. Но самое значительное сооружение Старова –Таврический дворец (1782–1789). Таврический дворец – огромная городская усадьба Г.А. Потемкина – предназначен для торжественных приемов и пиршеств. Главный корпус размещен в глубине парадного двора. Главный зал, которому закругленные торцы придают овальную форму, делит весь комплекс интерьеров на две части: с одной стороны –комнаты, объединенные купольным залом, с другой – зимний сад. Экстерьер здания очень скромен, но он скрывает роскошь и даже некоторую преднамеренную театральность интерьеров.

Строгий кл-зм

В 1792–1796 гг. Кваренги строит Александровский дворец в Царском Селе, где основным мотивом становится мощная колоннада коринфского ордера. Одной из замечательных построек Кваренги было здание Смольного института (1806–1808), который имеет четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения. План его типичен для Кваренги: центр фасада украшен величественным восьмиколонным портиком, парадный двор ограничен крыльями здания и оградой.

Скульптура

Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Прокофьев, Мартос – общие идеи гражданственности и патриотизма, высокие идеалы античности. Стремятся воплотить в мужском образе черты героической личности, а в женском – идеально-прекрасное, гармоничное, совершенное начало.

Высокий кл-зм. (Русский ампир)

1) триумфальный характер, т.е. все здания в честь победы в войне 1812г;

2) монументальность, масштабность (огромные);

3) через синтез скульптуры и архитектуры. Синтез-это равенство и содружество двух видов искусства на основе общей идеи.

4) ансамблевый характер(центры городского ансамбля и скульптурные дополнения).

Захаров А.Д. Ансамбль: Здание Адмиралтейства, Башня Адмир-ва, Щедрин «Нимфы, держащие земной шар»(2скульптуры по бокам входа в Адм.-во)

Воронихин. Ансамбль. Казанский собор, Орловский- «Памятник Кутузову», «Памятник Бартлаю-де-Толли».

Стрелка Васильевского острова. (Тома’ де Томо’). Расстральные колонны(2маяка).

Росси. Дворцовая площадь. Ансамбль.
Здание главного штаба. Монферан- «Александрийский столп»,
Знаменитая триумфальная арка.

Ансамбль Михайловского дворца(Русский Музей) и площади Искусств.

Сенатская площадь. Памятник Петру 1 на коне (Фальконе).

Мартос. Памятник Минину и Пожарскому (к 200-летию победы). Тема всенародного подъема, построен на собранные народом деньги.

Романти́зм — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Пришло в Россию данное течение с Франции, в которой стало популярным после Великой французской революции - кровь, потрясение, диктатура Наполеона.

Предпосылки: Драматические события, в частности война 1812 года - патриотизм народа, двойная ноша. Восстание декабристов (1825) - мрачный период упадка, разочарования. И особое романтическое (эмоциональное) мироощущение личности. Различные чувства – патриотизм, национальный подъем, после 1825 года - апатия, разочарование, упадок.

Общие черты романтизма: Экстремальные, необычные сюжеты – средневековые сюжеты, мистические, приключенческие, восточные сюжеты. Игра чувств, динамика, ассиметрия, неуравновешенность композиции, построена на контрастах. Живопись динамичная, активная цветовая гамма, колорит.

Русский же классицизм отличается тем, что не преодолел до конца черты классицизма. В портрете и пейзаже романтизм более спокойный.

1)К.П. Брюллов

«Последний день Помпеи» - Классицизм (история античного мира, ее конец, трактуется как античный миф. Герои – под классические идеалы – красота внешняя и внутренняя. Нравственный подвиг во имя родственников – выглядит благородно, но с застывшими позами, скульптурной лепки. 3-х плановость композиции (первый план подобен сцене, второй – это дома, а третий огонь). Декоративные драпировки – принцип классицизма. Главная сцена вписана в треугольник). Романтизм (сюжет: гибель города, эмоциональное сочетание смерти и жизни, аллегорический портрет (классический) борется языческий идеал и новая христианская вера. Задний план контрастно решенный.

«Автопортрет» - поздний романтизм.

«Всадница»

«Итальянский полдень»

2) А.А. Иванов

«Явление Христа народу»

3) Ф.А. Бруни

«Медный змей»

4) О.А. Кипренский

«Автопортрет с кистями за ухом»

«Портрет Е. Д. Давыдова» - ранний романтизм.

«Портрет Е. С. Авдулиной» - усталость, болезненность, надменность, цветок на фоне темного неба.

«Портрет Пушкина» - шарф, закрытый жест, вдохновенное лицо, фигура музы. Живописный памятник.

5) В.А. Тропинин

Халатные портреты, чтобы передать живость характера, вдохновенное лицо. Великий русский поэт.

«Автопортрет» - герой, «Я- художник!», контрастно освещенные лица.

«Портрет сына Арсения» - светлый, чистый, нежный.

Множество типизированных образов. Сделал шаг к реализму (бытовые).

6) Сер. 19 в. И.К. Айвазовский

«9 вас»

«Стамбул. Лунная ночь» - восток.

«Чусменский бой» - морские сюжеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: