Москва. Дворец Труда, конкурсное проектирование 1923 г

Объединения современных архитекторов (ОСА)

Общественная организация, основанная в 1924 году членами ЛЕФа. Выступало под лозунгами конструктивизма и функционализма. Пропагандировало использование новейших конструкций и материалов, типизацию и индустриализацию строительства.

Печатным органом ОСА являлся журнал «Современная архитектура», на страницах которого было изложено кредо объединения — функциональный метод, который требовал от архитектора учёта особенностей функционирования зданий, сооружений и комплексов путем создания их рационального плана и оборудования.

· 1927 год — Первая выставка современной архитектуры;

· 1928 год — Первая конференция ОСА

· 1929 год — Первый съезд ОСА

В 1930 году ОСА было преобразовано в Сектор архитекторов социалистического строительства (САСС) при Всесоюзном архитектурно-научном обществе.

1925 г. Лидеры: Веснины, Гинзбург + молодежь Барщ, Ленидов, Орлов. С 1926 издание журнала “Современ. арх-ра”.

Конструктивисты: Гинзбург - ведущий теоретик, разработал метод функционального проектирования. Цель - рациональная организация производственно-бытовых процессов. ОСА критиковала АСНОВА за формализм, за недооценку арх. формы. Общее: борьба против эклектики + отрицание значения классического наследия для совр. арх-ры.

Поиск типов зданий, отвечающих новым соц. процессам. Решающие значение за функциональной организацией. Худож. образ сводился к гармонизации единства функциональных и технических элементов арх-ры посредством ритма, метра, пропорции.

Формообразование шло изнутри-наружу: от разработки планировки, через конструкции к выявлению внешнего объема.

Веснины “Дворец труда”, “Ленинградская правда” Леонидов “Наркомтяжпром”

Значительным событием в архитектурной жизни СССР был конкурс на Дворец труда в 1922—1923 гг. Конкурс проходил в пору образования Союза Советских Социалистических Республик. Дворец предполагалось разместить на проспекте Маркса, примерно там, где в настоящее время находится гостиница «Москва». По программе в здании предусматривалось создание грандиозного зала на 8000 чел. и залов меньшей вместимости, помещения для народного университета, музея социальных знаний, центральной радиостанции, астрофизической обсерватории, библиотеки, художественной школы, гимнастических залов, различных клубных помещений. Дворец труда должен был объединить функции общественного и культурно-просветительного центра.

Москва. Конкурсный проект Дворца труда, 1923 г. Н. Троцкий (1-я премия). Фасад, большой зал, план

Конкурсные проекты Дворца труда отразили представления различных архитектурных течений о направленности зодчества в условиях нового общества. Условно их можно разделить на три группы: архаизирующая романтика, индустриальная символика и складывающийся конструктивизм.

Первую премию получил проект Н. Троцкого — наиболее яркий пример архаизирующей романтики. В основе композиции плана лежит большой зрительный зал, к которому примыкают малые залы и обслуживающие помещения. Грандиозный объем эллиптического в плане зала подчеркнут своеобразными абсидами, в которых размещены лестницы. Во всей композиции — монументальной и тяжеловесной — есть что-то от романской архитектуры.

Несмотря на первую премию, большинство архитекторов считали предложение Н. Троцкого не соответствующим идее Дворца труда ни с градостроительной точки зрения, ни по образным характеристикам.

Проекты И. Голосова и Г. Людвига — примеры индустриальной символики. И. Голосов строил свою композицию, стремясь добиться функционально четкой связи отдельных групп помещений и вместе с тем получить остродинамичное построение здания. В результате сильно расчлененный объем с господствующей формой большого зала, покрытие которого напоминает некий гигантский механизм и ассоциируется с турбиной, создает впечатление не единого здания, а целого конгломерата сочлененных вплотную различных по характеру и масштабу объемов. Акцентированное движение архитектурных масс, по мысли автора, должно было передать динамику революции.

Москва. Конкурсный проект Дворца труда, 1923 г. И. Голосов (5-я премия). Боковой фасад, план второго этажа

Самым значительным явлением был проект братьев Весниных. Они выступили как представители нового творческого направления в архитектуре — конструктивизма. И их проект был ясной творческой декларацией этого направления. Характерны тщательная проработка функциональной стороны замысла, расчет на его осуществление в новых железобетонных конструкциях. Зрительный зал, решенный единым амфитеатром, имел эллиптическую форму и был окружен пространством фойе. Горизонтальный висячий переход соединял объем зрительного зала с прямоугольным блоком, асимметрично завершенным 20-этажной башней, придавшей динамичность всей композиции. Башня завершалась своеобразной решетчатой мачтой-антенной с растяжками, образующей на фоне неба легкий геометризированный ажурный абрис.

Дворец труда не был построен. Сама программа конкурса предопределяла неосуществимость такого сооружения в условиях той поры. Но среди всех конкурсных проектов именно предложение Весниных воплощало в себе прогрессивные идеи новой архитектуры. Впоследствии многие идеи конкурса нашли развитие в проектировании крупных общественных зданий.

Москва. Конкурсный проект Дворца труда, 1923 г. Братья Веснины (3-я премия). Перспектива, план

19. Мельников К. Павильон «Махорка», павильон СССР на выставке в Париже 1925 г. Сравнительный анализ с павильонами СССР 1937-1939 гг.

В 1925 г. СССР впервые выступил на Международной выставке декоративного искусства в Париже. На проект Парижского павильона был проведен закрытый конкурс, в котором принимали участие крупные мастера архитектуры, в частности М. Гинзбург, В. Щуко, В. Гельфрейх, Н. Ладовский и др. Наиболее интересным был признан проект К. Мельникова, который простейшими средствами добился остроты объемно-пространственной композиции, хорошо понимая, что для того чтобы привлечь внимание посетителей, надо сочинить такую форму, которая своей необычностью превратила бы сам павильон в своеобразный экспонат выставки. Мельников достиг этого, создав динамичную композицию, которая резко выделялась на достаточно однообразном эклектическом фоне большинства павильонов. В композиции наряду с объемными эффектами активно использована цветовая гамма, гармонично сочетающая красный, серый и белый цвета. Проект цветового решения павильона был разработан художником А. Родченко.

Париж. Советский павильон на Международной выставке, 1925 г. К. Мельников. Общий вид, планы, фасад

Павильон «Махорка»павильон Всероссийского махорочного синдиката на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве, спроектированный выдающимся архитектором-модернистом К. С. Мельниковым.

Павильон «Махорка» — один из самых первых примеров архитектуры советского авангарда и первая из реализованных построек К. С. Мельникова.

Как вспоминал сам К. Мельников, Синдикат махорочной промышленности (Махорсиндикат), возглавляемый большевиком Н. И. Зориным, ожидал получить проект одноэтажного здания, в котором был бы представлен механизированный цикл производства махорки («фабрика») с отдельным помещением для экспонатов и оранжереей с растениями табака, движение посетителей по которым предполагалось устроить вдоль берега реки в одном направлении [1] . Мельников предложил свою систему, в которой оборудование располагалось по вертикали и таким же образом организовывалось движение посетителей павильона. Из одноэтажного сооружения, которое мыслилось заказчиками, «Махорка» превратилась в концептуальное сооружение с консольными свесами, большими плоскостями рекламных плакатов, открытой винтовой лестницей и прозрачным остеклением, не имеющим в углах конструктивных опор — всё это резко выделяло проект из многочисленных построек выставки.

Проект «Махорки» был резко негативно встречен заказчиками, однако Мельникова поддержал главный архитектор выставки А. В. Щусев, за что Константин Степанович до конца жизни был ему благодарен, несмотря на резкие необъективные выступления Щусева против Мельникова в 1930-х годах.

Сам К. С. Мельников так определил основные архитектурные особенности собственного павильона, выделившие его из других сооружений выставки [1] :

1. Объёмы сдвинуты с опор

2. У открытой наружной лестницы ступени-консоли

3. Односкатная стремительность кровель

4. Прозрачность углового остекления

Мельников не хотел видеть в своём павильоне крыш, которые «составляли стиль всех построенных на выставке павильонов» [2] . В результате все крыши были сделаны односкатными и сдвинуты с главного фасада в заднюю сторону здания. Винтовая лестница тремя изгибами открыто поднималась вверх, не касаясь фасада здания. Ступени-консоли удерживали 200 болтов, и ни один из них не был виден снаружи. Мельниковым были разработаны не только конструкция павильона, но и средства наглядной агитации и рекламные плакаты, располагавшиеся на фасадах «Махорки».

По Парижской выставке 1937 г. был проведен закрытый конкурс. В нем участвовали крупнейшие мастера советской архитектуры. Проект Б. Иофана был признан лучшим. В проекте мастер необычайно лаконично и впечатляюще выразил главную идею. Это был павильон-постамент, динамичные формы которого выражали нарастающее движение, подхваченное превосходной скульптурной группой юноши и девушки, стремительно поднявших символы труда — серп и молот (скульптор В. Мухина). Б. Иофан уже в эскизном проекте нарисовал именно эту скульптурную композицию. В. Мухина впоследствии подтверждала, что сама идея скульптуры принадлежала архитектору. «Я же шаги Рабочего и Колхозницы развернула в победный марш»,-говорила она. Это действительно так. Предложенная тема была осуществлена содружеством искусств в замечательной по выразительности и эмоциональному настрою форме. Советский павильон стоял вдоль набережной Сены и против фашистского павильона, завершавшегося орлом, в лапах которого была огромная черная свастика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: