double arrow

Архитектура первых лет Октября (1917-1927 гг.) - пути развития Советской архитектуры

Неоклассицизм

Ар-деко

Особенности и примеры стилей в сталинской архитектуре

В сталинской архитектуре ар-деко занимает особое место. Практически все крупные объекты и ансамбли как: Дворец Советов, Высотные здания, библиотека им. Ленина, довоенная и послевоенная ВСХВ, Ансамбль 6 очередей строительства Московского Метрополитена и т. д.; по своим особенностям и конструктивно-художественным решениям являются самыми яркими примерами стиля ар-деко в СССР. Становление стиля ар-деко в СССР началось в конце 1920-х гг., и наиболее ярко было развито в Ленинграде, где были возведены такие крупные объекты как: Фрунзенский универмаг, Дворец культуры им. Кирова, кинотеатры «Москва» и «Гигант». В довоенной Москве стиль ар-деко занял лидирующее место в архитектуре в ходе проектирования здания Дворца Советов по проекту архитекторов Б. М. Иофана, В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха. В архитектуре Московского метрополитена стиль ар-деко наиболее ярко был представлен станциями «Дворец Советов» (Кропоткинская), «Сокол», «Аэропорт» и «Маяковская», созданные по проекту А. Н. Душкина. В мировом масштабе стиль ар-деко в СССР стал известен благодаря выставочным павильонам СССР на Всемирных выставках 1937 и 1939-х гг.

В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное десятилетие ар-деко приобрёл ярко выраженные черты ретроспективизма, при этом сохраняя основные принципы стиля: современное конструктивное решение, закономерность и чёткость, национальные мотивы и роскошные (дорогие) отделочные материалы. Такими примерами стали почти все послевоенные станции Московского метрополитена, высотные здания, общее художественное решение реконструированной ВСХВ, ряд зданий в Москве, Минске и в других городах СССР. Последним крупным объектом, полностью совпадающим с основными принципами стиля, стала первая очередь Ленинградского метрополитена.

·

Дом Советов, Ленинград, 1939, арх. Н.А.Троцкий, М.А.Шепилевский и др.

·

Универмаг «Фрунзенский» в Санкт-Петербурге

станция «Сокол» Московского метрополитена

станция «Маяковская» Московского метрополитена

Театр Красной Армии, Москва, архитекторы К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев

частично восстановленный фрагмент павильона СССР на Парижской выставке 1937 года.

·

Новосибирский оперный театр

Высотное здание на Котельнической набережной

ВСХВ. фонтан «Дружба народов».

станция «Автово» Ленинградского метрополитена

В cталинской архитектуре неоклассика занимала центральную и лидирующую роль наряду с ар-деко. Основоположниками советского неоклассицизма стали такие выдающиеся архитекторы как: И. В. Жолтовский, И. А. Фомин и др. Советский неоклассицизм основывался на античном и классическом наследии и логично продолжал дореволюционные тенденции русской архитектуры. Характерная ансамблевость и целостность образа стала основой для последующего развития сталинской архитектуры, что было отражено в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года. Одним из самых первых зданий в стиле неоклассицизма стал знаменитый дом на Моховой, построенный по проекту И. В. Жолтовского, который стал «последним гвоздём в гроб конструктивизма». В период с 1931 по 1955 г. в стиле неоклассицизма были значительно перестроены большие транспортные магистрали как улица Горького, Ленинский, Ленинградский и Кутузовский проспекты, Садовое кольцо и др. В послевоенной архитектуре неоклассицизм стал определяющим стилем в планировке и застройке таких восстанавливаемых городов, как Калинин, Минск, Сталинград и др. Сталинская неоклассике относятся почти все серии типовых двух-трёх этажек, именнуемые в народе "немецкими" домами, которые вопреки слухам являются произведениями советских архитекторов. Уже к началу 1950-х гг. неоклассицизм «переродился» в сталинский ампир, а в 1955 году, наряду со всей архитектурной традицией, неоклассицизм был практически запрещён как развивающийся стиль.

·

дом на Моховой (1931-1935)

Здание Кабинета министров Украины, арх. И. А. Фомин, Киев

·

Самарский академический театр оперы и балета

Ленинградская школа, (1947) архитектор М. А. Шепилевский

Реконструирвоанный дом №68 на Невском проспекте. 1947-1950. Архитекторы:Б. Н. Журавлёв и И. И. Фомин

Белорусский национальный технический университет в Минске

павильон РСФСР на ВСХВ

Железнодорожный вокзал в Харькове

Сталинский ампир

Здания в стиле ампир (т. н. «сталинский ампир») логично продолжили традиции первого этапа стиля, длившегося почти большую часть XIX века. Сочетая классические пропорции и основные символические мотивы во внешней отделке, ампир был развит и существенно расширен, где фигурировали в лепных украшениях героизированные люди разных профессий. Фасады подчёркнуты укрупнённым композитным ордером, и очень часто применялся в цокольных этажах руст. Главным отличительным примером сталинского ампира является портик и парадная фасадная композиция. Часто термином «сталинский ампир» огульно именуют и сталинские высотки, и ансамбли ВСХВ, и оформление станций Московского метрополитена, которые являются ампирными только отчасти, в целом же представляют собой примеры ретроспективизма с привкусом ар-деко.

·

Главный вход в ЦПКиО им. Горького в Москве

реконструированное здание Моссовета на Тверской улице. Автор реконструкции - Д.Н.Чечулин

Главный павильон ВСХВ

Главный павильон ВДНХ Украины

·

Волгоградский планетарий, (1954), архитектор В. Н. Симбирцев,

] Эклектика и постройки в других стилях

Сталинская архитектура, будучи интернациональным направлением в искусстве, в архитектуре выражалась не только в использовании уже существующих архитектурных форм, но и в создании новых, соответствующих каждому национальному направлению республик и областей. Наиболее ярко это движение было выражено в элементах декоративного оформления Высотных зданий, станций метрополитена, в республиканских и областных центрах и т. д. Самым главным примером подобного подхода стал ансамбль Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки, реконструированный в 1950—1954-х гг. Будучи решённым в общем стиле ар-деко, каждый павильон выставки представлял собой выражение каждого региона или отрасли, что давало архитекторам серьёзную задачу работы в нескольких архитектурных стилях одновременно. Особенно яркими работами стали павильоны по проекту Жукова, Полупанова, Кликса, Ревякина, Ашастина, Ефимова и др. авторов. К числу лучших примеров в довоенной архитектуре СССР относятся: Театра оперы и балета в Ташкенте, здания Верховного совета и ИМЭЛа в Тбилиси, застройка центральных площадей в Ереване, административные и гражданские сооружения в Баку и в др. городах.

·

Здание Национальной библиотеки им. М.Ф.Ахундова. Архитектор Микаил Усейнов

Армянский академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова в Ереване. Архитектор: А.О.Таманян

Павильон "Армения" на ВСХВ


10. Всероссийская сельскохозяйственная выставка и кустарно-промышленная выставка 1923 г. В Москве.

Мсква. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923 г. Генеральный план. И. Жолтовский

Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка в Москве (1923 г.) была призвана, с одной стороны, отразить первые успехи возрождения и развития сельского хозяйства, а с другой — служить целям пропаганды передового опыта союзных республик и сельскохозяйственной кооперации. Для ВСХВ была отведена территория пустыря, находившегося на месте нынешнего Парка культуры и отдыха им. Горького. Строительство выставки началось осенью 1922 г. по генеральному плану, разработанному И. Жолтовским. Он соединил преимущества регулярной организации территории, позволяющие принять большие массы посетителей, с принципами свободной (английского типа) планировки в зоне отдыха. Главным архитектором выставки был А. Щусев. В основном все павильоны выставки были построены из дерева, кроме павильона «Машиностроение», сооруженного из железобетона.

Выставка состояла из двух отделов: советского, занимавшего территорию нынешнего Парка культуры им. Горького, и иностранного, расположенного по другую сторону Крымского вала, которые соединил мост, сооруженный по проекту В. Щуко.

В основных павильонах выставки — «Шестигранник», «Механизация», «Животноводство» (И. Жолтовский), «Мелиорация» а (Н. Колли) и др. — удобная экспозиция сочеталась с выразительной художественной формой. Но архитектура большинства павильонов национальных республик интерпретировала традиционные формы культовых монументальных сооружений или использовала мотивы народного жилища (па­вильоны Белорусской, Украинской, Татарской и ряда других республик). На общем фоне пестрой и отчасти эклектичной архитектуры контрастно выделялись своим обликом павильоны «Махорка» (К. Мельников) и Дальнего Востока (Н. Ладовский).

Тем не менее значение ВСХВ 1923 г. трудно переоценить. Во-первых, здесь была поставлена и удачно решена проблема архитектурного ансамбля, градостроительные принципы которого в известной мере сохранились в структуре позднейшей планировки ЦПКиО. Во-вторых, наметились пути творческого сочетания новаторской архитектуры и черт классического наследия и, в-третьих, впервые была поставлена, хотя и не вполне удачно решена, проблема национального своеобразия в советской архитектуре.

Москва. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923 г. Развертка главной площади

Москва. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923 г. Главный вход. И. Жолтовский

Москва. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923 г. Главный павильон. И. Жолтовский

Москва. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923 г. Павильон «Известий ВЦИК». Б. Гладков

Москва. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923 г. Павильон «Махорка». К. Мельников

Москва. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923 г. Павильон Азербайджанской ССР, Н. Сырыщев

Насыщенная творческая атмосфера. Импульс к творчеству. Первые послерев-ые годы - приподнятое восприятие новой жизни. Будоражущий полет фантазии. Люди мечтали о небоскребах. Футуристы - первые представители чего-то нового. Ар-ра выросла из графического и живописного футуризма (разложение привычной формы, эксперименты с цветом, абстракции) Много проектировали, очень много конкурсов.

В борьбе формировались различные тенденции идей, различные архитектурные школы.

Высшие художественно-технические мастерские подготавливали архитекторов и мастеров различного профиля для промышленности. (*)

*-Ладовский-новая методика преподавания арх. композиции с учетом психофизических законов восприятия формы и цвета в пространстве.

*-Веснин подходил с другой стороны. В основу положил функциональные методы проектирования. здания должны быть не красивыми, а функциональными. Из плана вырастут фасады.

АВАНГАРДИСТЫ: деятельно негативное отношение к прошлому, ищут новое. Культ техники. Татлин, Веснины, Чернихов. Леонидов (институт Ленина, “МАХОРКА” 23 г)

Мельников(павильон СССр в Париже 25 г)

Веснины (московско отделение Ленинградской правды)

НЕОКЛАССИКИ: идеи великой франц рев-ии, продолжение дореволюционной классики (главное и второстепенное, ордер, огромный масштаб). Желтовский, Щуко, Фомин, Щусев, Гельфрейх.

Н. Троцкий (проект дворца труда)

Щуко и Гельфрейх (пилоны Смольного института)

Фомин (дворец рабочих в петрограде).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: