Основатель научной психологии немецкий исследователь Вильгельм Вундт (1832-1920)

Общая характеристика взглядов на психику в период с 18 по 17 век.

Представление о психике в эпоху Нового времени.

Наметившийся коренной перелом в развитии естествознания и сопровождавшие его многочисленные грандиозные открытия Нового времени выдвинули на первый план потребность обращения к основным ψическим способностям и функциям человека. При выборе методологии и методов познания учёные разделились на два течения – эмпирическое и рациональное. Основатели эмпирического направления Ф. Бэкон (1561 – 1626 гг.), Т. Гоббс (1588 – 1679 гг.), Д. Локк (1632 – 1704 гг.) и их последователи полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт и общие понятия имеют опытное происхождение. Представители рационалистического течения, пионерами которого выступали Р. Декарт (1596 – 1650 гг.) и Г. Лейбниц (1646 – 1716 гг.), считали, что источник знаний заключён в самом разуме, а всеобщие понятия имеют априорное происхождение, т.е. выводились из самого ума и врождённых интеллектуальных способностей. По–прежнему существовало и два других непримиримых лагеря – материализм и идеализм.

По Р. Декару собственно ψическим является только то, что пронизывается разумом или осознаётся мыслящей субстанцией. Воображение, представления, память, чувства и аффекты есть не более, чем простые телесные движения, “не просветление” мышлением, единственно составляющим суть духовной субстанции. Поскольку же мышление – единственный атрибут души, она всегда мыслит, всегда знает о своих психических содержаниях, зримых изнутри (бессознательной психики не существует). В дальнейшем это “внутреннее зрение” стали называть интроспекцией, а декартову концепцию сознания – интроспективной. Она отрицает существование Ψхики у животных, так как они не мыслят. Декарт отделил тело и душу друг от друга. Принцип работы тела – рефлекс, души – рефлексия (от латинского “обращение назад”). Начиная с Р. Декарта, психология стала трактоваться не как наука о душе, а как наука о сознании.

Все последующие концепции были поглощены пересмотром декартовой теории. Б. Спиноза утверждал, что человек – целостное телесно-духовное существо и главные побудительные силы человеческого поведения, это: влечение, радость и печаль.

Основанием единства телесного и психологического Г. Лейбницу считал духовное начало. Мир по Лейбницу состоит из бесконечного множества монод (от греческого “моно”- единое). Каждая из них “психичне” и наделена способностью воспринимать всё, что происходит во Вселенной. Было перечёркнуто декартово равенство ψхики и сознания. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность “малых перцепций” – несознаваемых восприятий. Зависимость психики от телесных воздействий – это иллюзия; психика бессознательна.

Т. Гоббс начисто отверг душу как особую сущность. Материальные вещи способны вызывать ощущения, из которых появляются представления, влекущие за собой цепи мыслей. Такая связь получила впоследствии имя ассоциации. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии, он провозгласил разум продуктом ассоциации.

За основу познания были принят опыт. Д. Локк в самом опыте выделил два источника: ощущение и рефлексию. Соответственно, явления сознания порождают два опыта – внешний, который исходит от органов чувств, и внутренний, накапливаемый собственным разумом индивида.

XVIII век радикально преобразовал объяснительные принципы прежних веков. Понятия о рефлексе, ощущении, представлении, ассоциации вошли в основной фонд научных знаний.

Знаменитый немецкий ученый (психолог, физиолог, философ), пришел в психологию из физиологии (одно время был ассистентом Гельмгольца) и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями. Назвав эту дисциплину «физиологической психологией», он стремился расстаться со спекулятивным прошлым психологии. «Основы физиологической психологии» (1873-1874) – так назывался его монументальный труд, воспринятый как свод знаний о новой науке. Вундт разработал программу психологии как самостоятельной науки. Им написаны «Материалы к теории чувственного восприятия» (1862), «Лекции о душе человека и животных»(1863), десятитомник «Психология народов» (1900-1920). Организовал первую лабораторию по экспериментальному изучению сознания и первый учебный центр в Лейпциге в 1879 году.

Вундт формулирует свои идеи относительно применимости эксперимента в психологии в работе 1862 года «Очерки по теории восприятия». В работе «Лекции о душе человека и животных» (1863) обосновывает свое убеждение о невозможности применить метод эксперимента к анализу продуктов человеческого духа – языку, мифам, верованиям. К середине 60-х годов 19 века складывается представление Вундта о предмете психологии как науки, о ее методах и ближайших задачах развития. В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы ичувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. «Психологияэто наука о структурах сознания» — это направление назвали структуралистский подход. Использовали метод интроспекции, самонаблюдения. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т. е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Вундт пытался изучать такую характеристику сознания, как его объем. Эксперимент показал, что ряд из восьми двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания. Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть еще и субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил 3 пары субъективных элементов: удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжениеразрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость — это удовольствие и возбуждение, надежда — удовольствие и напряжение, страх — неудовольствие и напряжение. Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.
Психологическая система Вундта. Историческая роль Вундта в развитии психологии. Вильгельм Вундт: "отец" экспериментальной психологии. Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И.Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в институт.
Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии (разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге "Материалы к теории чувственного восприятия" (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных". План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувства ми, представлениями; б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектовкультуры языка, мифов, нравов.
Следуя этому замыслу, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о "непосредственном опыте". Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых было разработано физиологией (преимущественно физиологией органов). Так как продуктом деятельности этих органов являются осознаваемые субъектом психические образы, то именно они, в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания: психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы.

11. Вклад в развитие психологии американского ученого Уильяма Джеймса (1842-1910).

Американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии. Получил медицинское и естественнонаучное образование в Гарвардском университете США и в Германии. Профессор философии (1885 - 1889) и психологии (1889 - 1907) в Гарвардском университете. Организовал (совместно с Г. Мюнстербергом) первую в США лабораторию прикладной психологии (Гарвардский университет, 1892).

Первоначально психологические взгляды Джеймса развивались в русле "психологии сознания" В. Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе ("Принципы психологии", 1890) он выступил против атомизма классической ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о "потоке" непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из которого человек вычленяет отдельные "группы чувственных элементов", составляющих затем его "реальный мир". Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его "функциональной" ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида. В связи с этим он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологическим особенностям человека. Развитая в одной из глав "Психологии", теория личности оказала решающее влияние на формирование американской персонологии. Многие темы, намеченные здесь Джеймсом, были подхвачены научной психологией личности и в настоящее время интенсивно разрабатываются в рамках исследований "образа самого себя", "самооценки", "самосознания". Другие же стали исходными точками в разработке таких аспектов личности, которые раскрываются со стороны ее собственного сознания. Эмоциональная жизнь личности, ее смысловые образования, ее жизненные проблемы, перспективы и прочее стали важными проблемами психологических исследований личности. Джеймс включает в личность, наряду с "чистым Я", также "эмпирическое Я", которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может, считает своим: свой дом, близких, свои дела репутацию и т. п.. По отношению ко всему этому человек испытывает те же чувства, что и по отношению к самому себе. Потеря доброго имени переживается, как утрата части собственного Я. Самая логика обсуждаемых Джеймсом вопросов заставляла его выходить за пределы индивидуального сознания человека. Понятно, однако, что в рамках традиционной психологии сознания, поднимавшиеся Джемсом, проблемы не могли получить адекватного решения. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций. Ряд интересных работ Джемса посвящен научно-психологическому анализу религии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: