Англосаксонская Британия. Гептархия. Особенности развития региона. Отношения с соседями

Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья.

Под эпохой средних веков принято понимать довольно длительный исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление европейской средневековой цивилизации и продолжительный процесс ее трансформации - перехода к Новому времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты - с падения Западной Римской империи в 476 г.. Однако, по мнению современных медиевистов, более справедливо проводить границу где-то в к.VI - нач.VII столетия, после вторжения в Италию лангобардов. Окончанием периода средних веков в отечественной историографии традиционно принято считать Английскую буржуазную революцию середины XVII в., хотя последние века перед ней имеют особые,
далеко не средневековые черты. Поэтому современные исследователи склонны выделять период сер.XVI - нач. XVII вв. как самостоятельную эпоху раннего Нового времени и ограничивать его кануном историю собственно средних веков. Таким образом, Средневековье - это период VII-XV вв., хотя и эта периодизация во многом условна. История термина «Средние века» включает созданную Просвещением «черную легенду» («Средние века - время религиозного фанатизма, невежества и упадка искусств»), созданную романтизмом «золоту легенду» («Средние века – время единства искусства и жизни, одинаково одухотворенных религиозным чувством») и культурно-историческую интерпретацию, предложенную французскими историками школы «Анналов» в начале ХХ века. Эта концепция предполагает оценку людей другой эпохи критериями их собственной, а не современной культуры. С этой точки зрения информативность термина «Средние века» ниже, чем самоназвания эпохи - «medium acvum», из которого мы узнаем о важном психологическом феномене - преследовавшем людей того времени ужасе светопреставления.

Чтобы понять и оценить разрыв между нами и людьми Средневековья, можно привести пример, когда их поведение кажется нам нелепым, но на самом деле оно вполне адекватно по меркам их культуры, которых мы не принимаем в расчет. С этим различием мы будем постоянно сталкиваться при изучении средневековой литературы, поэтому о нем лучше знать заранее.

Периодизация эпохи Средневековья. Для нашего курса понадобится не школьная 3-х частная, а более подробная 5-ти членная схема: 1-й период – IV-VI вв. – переход от Античности к Средневековью, 2-й период – VI-VIII вв. – «темные века» или эпоха варварских королевств, 3-й период – IX-XI вв. – эпоха раннего феодализма, 4-й период – XI-XIII вв. – эпоха зрелого феодализма или Высокое Средневековье, 5-й период – XIV-XV вв. – кризис феодализма, закат Средневековья.

Критически важный период – переход от Античности к Средневековью. Эти три века (IV-VI) ознаменованы тремя революциями, предопределившими «сценарий» средневековой истории: религиозной, геополитической, этнокультурной. Религиозная революция – принятие христианства Римской Империей; геополитическая революция – раздел Римской Империи на Западную и Восточную; этнокультурная революция – Великое переселение народов. Христианизация Империи легализовала на ее территории вторую власть помимо государственной – церковь. Раздел Империи отделил бедный и слабый латинский Запад от богатого и сильного греческого Востока. Великое переселение народов в конце концов сделало Западную Империю добычей германских племен, поделивших ее провинции.

Однако победа поставила пришельцев в трудное положение, отмеченное опасными для них противоречиями с покоренным населением - религиозными, культурными, языковыми. Чтобы в этих условиях сохранить завоевания, германцы должны были иметь с враждебным для них романским окружением некую существенную общность. Поэтому вожди франков, саксов, англов, лангобардов и прочих германских племен приняли крещенье из рук римской церкви. Это событие положило начало нескольким важнейшим процессам средневековой истории: ассимиляции варваров, христианизации варваров, конфронтации светской и духовной власти в Европе.

Далее даются определения ассимиляции и христианизации. Ассимиляция – уподобление одного народа другому по языку и культуре, христианизация – постепенное вытеснение христианской системой ценностей язычества в сознании германцев. В результате этих процессов исчез конфликт вер, языков и обычаев, поскольку из победителей и побежденных сложились совершенно новые этнические общности – французы, англичане, испанцы, итальянцы, то есть современные европейские народы. Характерная для раннесредневековой Европы оппозиция христианства и язычества в эпоху Высокого Средневековья сменилась борьбой и взаимодействием крупных социальных групп – сословий.

Эта разница состояний средневекового общества в двух его хронологических срезах определяет структуру этого курса. Он также имеет две части, посвященных, соответственно, литературе раннего и зрелого Средневековья. При изучении литературы раннего Средневековья нас будут интересовать памятники христианской и языческой культуры, а при знакомстве с литературой зрелого Средневековья – ее сословная дифференциация.

2. Сущность «феодализма». Признаки и периодизация феодализма. Особенности развития феодализма в различных регионах.

Термин «феодализм» стал широко употребляться в исторической науке с начала XVIII в. Произошёл он от латинского слова feodum — феод, которым в средние века во многих странах Западной Европы обозначалось условное, наследственное земельное держание, получаемое вассалом от сеньора за выполнение какой-либо (обычно военной) службы.

Развитие общественного устройства и государственности у народов Западной Европы в период Средневековья прошло два этапа. Первый этап характеризуется сосуществованием видоизмененных римских и германских общественных институтов и политических структур в форме “варварских королевств”. На втором этапе феодальное общество и государство выступают как особая социально-политическая система, описанная ниже. На первом этапе Средневековья важнейшую роль в феодализации варварских обществ сыграла королевская власть. Крупные королевские земельные пожалования, а также раздача магнатам церкви налоговых и судебных привилегий создали материальную и правовую базу сеньориальной власти. В процессе
социального расслоения и роста влияния земельной аристократии между собственником земли - сеньором и населением, сидящем на ней, естественно возникали отношения господства и подчинения.
Хозяйственные условия, сложившиеся к VII веку, определили развитие феодального строя, характерного для всех регионов средневековой Европы. В собственности крестьянина обычно сохранялись основные орудия труда, скот, усадьбы. Социально-классовая структура средневекового европейского общества определялась феодальным способом производства. Его основными классами были собственники земли (феодалы) разного ранга и крестьяне (различного юридического статуса). Важный социальный слой периода зрелого феодализма образовывали также горожане, не составлявшие единого класса из-за значительной имущественной дифференциации. Взаимоотношения внутри господствующего класса наиболее полно и ярко выражались в вассально-ленной системе и феодальной иерархии.
Во второй период Средневековья эволюция общества заметно ускорилась под воздействием обмена товарного производства и денежных отношений, хотя они по-прежнему имели лишь ограниченное влияние. Все возрастающую роль играет средневековый город, который в первое время еще остается в
политическом и административном и политическом подчинении у поместья - сеньории, в идеологическом у монастыря. В дальнейшем именно с развитием городов связано зарождение политико-правовой системы Нового Времени (а значит, и новых представлений о взаимоотношений личности и социума,
гражданина и государства). Этот процесс традиционно воспримется как следствие создания и развития городских коммун, отстаивавших свои вольности в борьбе с сеньором. Действительно, именно в городах
складывались те элементы правосознания, которые принято называть демократическими. Однако, как считают современные историки, искать истоки современных правовых представлений лишь в городской среде было бы неверно. Большую роль в становлении правосознания позднего Средневековья
сыграли и представители других сословий. Так, например, формирование представлений о достоинстве личности происходило главным образом в сословном сознании феодалов и изначально носилоаристократический характер. Следовательно, демократические свободы вырастали также и из
аристократического вольнолюбия.
Постепенно город подтачивает основы Средневековья, преобразуясь сам, и преобразуя своих “противников” - феодалов. В острой и социальной борьбе между крестьянством и феодалами, между городами и сеньорами, между различными группировками внутри самого феодального класса, между сторонниками сепаратизма и приверженцами централизации Средневековье постепенно подошло к своему концу.
Таким образом, материальной базой феодализма являлась сельская сеньория, а феодализм как европейская цивилизация имел две основы: военную – в соответствии с главной функцией вассалов, и аграрную - источник их средств существования.

Гептархия - семь царств, термин, введённый английскими историками 16 в. для обозначения периода истории Англии с конца 6 — начала 7 вв. до 9 в., характеризовавшегося отсутствием политического единства страны. Под "7 царствами" имелись в виду англосаксонские королевства Уэссекс, Суссекс, Эссекс, Мерсия, Нортумбрия, Вост. Англия, Кент. В действительности число королевств не было постоянным.

Великое переселение народов, начавшееся в IV в. н.э., коснулось и племен, живших на территории современной Германии, в низовьях Эльбы и Везера. Некоторая их часть пересекла Северное море и высадилась на восточном побережье Британии, которая тогда являлась провинцией Римской империи. Римляне позволили пришельцам поселиться на побережье и дали им статус лаэтов, или федератов, союзных варварских племен, которые могли жить в приграничных районах империи, защищая её от набегов других варваров. К 410 г. римская администрация полностью покинула Британию. На месте бывшей римской провинции образовались многочисленные кельтские королевства. Однако большинство из них оказались нежизнеспособными. Лишившись военной мощи Рима, кельты оказались под угрозой нашествия пиктов, воинственного и дикого племени с севера острова. Согласно преданию, осознав неспособность самостоятельно справиться с пиктской угрозой, около 446-449 гг. Верховный король бриттов Вортигерн призвал на помощь германцев. Беда Достопочтенный упоминает о трех германских племенах, прибывших в Британию: ютах, саксах и англах. Однако помимо них в Британию прибывали и другие народы, в частности, франки и фризы. Первоначально иноземцам были выделены земли в Кенте, для чего Вортигерн даже смирился с необходимостью изгнания оттуда коренного населения. Но вскоре в Британию из-за моря хлынул такой мощный поток переселенцев, что бритты сами пожалели о принятом ранее решении. Прибрежных земель германцам стало явно не хватать, и они стали постепенно продвигаться вглубь острова, повернув оружие против пригласивших их бриттов. К 450 г. юты Хенгист и Хорса изгнали кельтов из Кента. Часть саксов продвинулись по Темзе далеко вглубь острова. Восточные англы активно завоевывали Кайр-Вент и Линний. Лишь англы Бринейха и Деиура вели себя относительно мирно.

К концу V в. юты создали на юго-востоке острова королевство Кент, а англы – королевство Линдисваре, или Линдси, на востоке, на территории кельтского Линния. Кроме того, они начали вытеснять коренное население из Кайр-Вента и укреплять свои позиции на севере, в Бринейхе и Деиуре. Западные и южные саксы заселили южное побережье, долину Темзы и даже продвинулись на запад к холмам Чилтерн. Срединные саксы начали селиться на территории Кайр-Колуна. К этому времени бритты поняли, что им противостоит сильный и умелый в военном отношении противник. В конце V в. произошли первые крупные вооруженные столкновения между бриттами и саксами. Некоторые из них, как, например, сражение у горы Бадон около 495 г., описаны в средневековой литературе как битвы легендарного короля Артура.

Потерпев поражение при Бадоне, саксы ненадолго ослабили натиск на запад. Но с воцарением Кердика, основавшего около 519 г. королевство Гевиссе, их мощь снова начала расти. Они постепенно захватили долину Темзы и холмы Чилтерн. В это же время на севере активизировались англы. В 547 г. они захватили власть в Бринейхе, а через несколько лет в Эврауке, основав там королевства Берникию и Дейру. Из Дейры, Линдси, Норфолка и Саффолка они стали продвигаться на юго-запад, очевидно, намереваясь соединиться с Чилтернскими саксами.

Около 550 г. западные саксы нарушили долгий мир, тянувшийся со времен поражения при Бадоне. Они стали интенсивно наступать на запад. Захватив Уилтсет, в 552 г. саксы разгромили Кайр-Гвиннтгуик. Теперь им была полностью открыта равнина Сэйлсбери. Воспользовавшись ситуацией, саксы быстро окружили Кайр-Келемион и усилили свое влияние в Чилтернсете.
На юго-востоке еще сохраняло независимость кельтское королевство Кинвидион, но его территория была сильно уменьшена наседавшими срединными англами.
В Мидленде усилилось племя иклингов, начавших подчинять себе соседей-англов. Королевство иклингов стало зародышем будущей Мерсии.
На севере англы уже вовсю хозяйничали в Берникии (бывшем кельтсокм Бринейхе), а около 559 г. захватили власть в Дейре и начали наступление на остальной Эвраук.

В конце VI в. восточные англы объединились под властью единого короля. Иклинги распространили свое влияние на значительную часть Мидленда, создав там королевство Мерсию. В это же время к северу от Хамбера англы Берникии и Дейры быстро завоевали Эвраук (ок. 580 г.), Пик (ок. 590 г.) и Дунотинг (ок. 595 г.) В Пик переселились саксонские племена, известные как Пексет. Однако окруженный со всех сторон Элмет и, особенно, Регед еще продолжали сопротивляться.
Западные саксы продолжали захватывать новые земли. Около 577 г. они завоевали три бриттских королевства: Кайр-Бадан, Кайр-Глоуи и Кайр-Кери. На захваченные земли переселились саксы Хвикке, образовав там свое королевство. Тем временем западные саксы начали войну против Думнонии, которая была полностью изолирована от остальных кельтских земель. В том же состоянии находились Кинвидион и Кайр-Келемион. Восточные саксы также завершили свое объединение в единое королевство.

В первой половине VII в. началась консолидация англов Дейры и Берникии. Продолжая расширять границы своих владений, они захватили Элмет, кельтский анклав посреди своих земель, и победили могущественный Регед. От него уцелела лишь небольшая часть близ границы с Галвиделом. Ближе к середине VII в. англы захватили Гододин.
В Мидленде иклинги интенсивно расширяли сферу своего влияния. Там же начался процесс их интеграции с саксами Пексета. Земли иклингов граничили на западе с землями кельтов, а потому назывались Маркой, т.е. Приграничьем. Отсюда произошло название их королевства – Мерсия. Около 630 г. мерсийцы захватили Калхвинед (Кинвидион), кельтское королевство на востоке Мидленда.
На юге саксы расправились с Кайр-Келемионом, последним островком кельтской независимости на юго-востоке Британии, и понемногу начали оттеснять бриттов из Думнонии к крайней оконечности Корнуолла. В частности, около 611 г. был захвачен Сомерсет. Восточные саксы подчинили себе срединных саксов, включая тех, кто жил в области Сутер-ге к югу от Темзы.
Первая половина VII в. также была ознаменована распространением христианства среди англосаксов, которые до того времени, по большей части, оставались верны своим германским богам. В 597 г. в Британию по распоряжению папы Григория Великого прибыл священник Августин. Там он встретился с Этельбертом Кентским, который был женат на христианке Берте, дочери франкского короля Хариберта. Одним из условий брака было разрешение Берте свободно поклоняться Христу. Заинтересовавшись новой верой после бесед с Августином, Этельберт в 601 г. решил креститься. Новая религия очень быстро распространилась среди англосаксов. Пенда Мерсийский, умерший в 655 г., был последним англосаксонским королем-язычником.

Во второй половине VII в. были захвачены последние кельтские анклавы среди земель англосаксов, а потому их главные усилия были напрвлены на расширение своих владений на запад. В первую очередь, это касалось западных саксов. В течение нескольких десятилетий были они захватили Сомерсет, Дормсет и Девон, оттеснив думнонийцев на крайний юго-запад Британии.
В это же время Уэссекс захватил Сутер-ге, но потерял Чилтернсет, завоеванный Мерсией.
На севере Нортумбрия и Мерсия вели борьбу за влияние среди англов. Положение Нортумбрии усугублялось необходимостью воевать на два фронта – кроме мерсийцев им еще угрожали пикты с севера. В союзе с Пенгверном Мерсии удалось одержать победу и захватить часть бывшего Элмета. Однако вскоре Пенгверн пал под натиском саксов. С его гибелью англосаксонское завоевание Британии фактически завершилось.

К началу VIII в. на территории Британии образовалось семь сравнительно больших англосаксонских королевств, так называемая Гептархия ("Семицарствие"), в которую входили Нортумбрия, Мерсия, Восточная Англия, Уэссекс, Эссекс, Сассекс и Кент. Однако термин "Гептархия" не совсем корректен, поскольку в то время еще существовали более мелкие королевства, такие как Хвикке, Линдси, Магонсет и другие, находившиеся в вассальной зависимости от более крупных. На юге доминировал Уэссекс, в центральной части – Мерсия, а на севере – Нортумбрия. Под властью кельтов остались Корнуолл, Стратклайд и Уэльс, где несколько княжеств вели междоусобную борьбу, а потому не представляли для англосаксов никакой опасности.
Между англосаксонскими королевствами начала разворачиваться борьба за первенство. Самый влиятельный из королей носил титул Бретвальды. Если наиболее сильным государством в начале VII в. был Кент, то к его середине могущество перешло к Восточной Англии и Берникии, которая впоследствии объединилась с Дейрой в королевство Нортумбрию. Однако постоянные войны с пиктами и Мерсией очень скоро привели к ее упадку.

VIII век можно с полным правом назвать Веком Мерсийского Превосходства. Короля Мерсии Оффу некоторые историки даже рассматривают как первого короля Англии, равного по положению Карлу Великому. К концу его правления мерсийцы захватили Эргинг, Хвикке, Сассекс, Кент, земли восточных англов и срединных саксов. Короли Эссекса и Уэссекса признали себя вассалами Оффы.

Междоусобицы, начавшиеся в Мерсии после смерти Оффы в 796 г., резко ослабили ее позиции, и пальму первенства в англосаксонском мире перехватили короли Уэссекса. Они подчинили себе Сассекс, Эссекс и Кент. К середине IX в. все земли англосаксов или вошли в состав Уэссекса или управлялись через дружественных государей.

Объединению англосаксов способствовало нашествие норвежских и датских викингов, начавшееся в 793 г. Постепенно они победили Нортумбрию, Мерсию и Восточную Англию, образовав на их землях королевства Йорвик и Данелаг. Новая опасность подтолкнула англосаксов к скорейшему объединению, а крах основных конкурентов, Мерсии и Нортумбрии, позволил Уэссексу объединить под своей властью оставшиеся земли. Это произошло при Альфреде Великом в 871-899 гг. В 878 г. Альфреду удалось заключить мир с викингами. По Чиппенхэмскому соглашению Англия была разделена на две части: северо-восток принадлежал викингам, а юго-запад – англосаксам.

В 918 г. Эдуард Старший разбил датчанина Гутрума II и захватил Данелаг. В 924 г. к власти в Уэссексе пришел Этельстан, внук Альфреда. Приняв присягу последних независимых англосаксонских королей и некоторых кельтских правителей в 927 г., он стал первым монархом единого государства, получившего название Англия, т.е. "Земля англов".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: