Существенная активизация средневековой науки начинается в эпоху Высокого Средневековья, с XIII в., — времени образования европейских университетов. Освоение расширенного корпуса аристотелевских работ, пришедших на Запад в арабском переводе, ставит перед средневековыми мыслителями новые задачи. Под влиянием аристотелизма нарастает интерес к изучению природы (Альберт Великий и др.). Универсальный рационалистический синтез католического мировоззрения (вопросов догматики, космология, теории познания, антропологии, этики, социальном учении) осуществляет Фома Аквинский (1225-1274).
Средневековые университеты замечательны тем, что в них были выработаны базовые ориентиры европейского образования, сохранившиеся до наших дней. Такие понятия, как лекции, экзамены, диспуты, университетские должности, учёные звания, диссертации и даже практика деления научных текстов на главы и подглавы (прямо связанная с канонами схоластики), пришли из средневекового университета. Образовалось целое сословие университетских интеллектуалов со своими традициями и образом жизни.
|
|
Оплотом эмпирической науки явились университеты Парижа и Оксфорда. Роберт Гроссетест (1168-1253) занимался оптикой, развивал идеи о применении математики в физике и о необходимости экспериментальных проверок в научном продвижении. Роджер Бэкон (1214—1292) обладал внушительными познаниями в различных науках, защищал небходимость эмпирического метода в науке, совершил ряд открытий в оптике (ему приписывают изобретение очков), разрабатывал чертежи необыкновенных машин (прообраз аэроплана) и др.
Позднее Средневековье
Но самая серьёзная трансформация средневекового мышления начинается в позднем Средневековье, XIV в. под влиянием Уильяма Оккама (ок. 1285—1349). Его учение называют номинализмом, т.к. оно признает единственной реальностью единичные вещи и отрицает существование умопостигаемых субстанций, признавая за ними статус лишь имён (от лат. потеп — «имя»). Появление оккамизма означало, по сути дела разрушение средневековой аристотелевской онтологии. Исследовательские акценты сдвигаются с умопостигаемого бытия к эмпирическим феноменам. Подрываются основы иерархической космологии, высказываются соображения об отсутствии принципиальных различий между земными и космическими явлениями.
Новаторское учение У. Оккама, несмотря на запреты, завоёвывает признание и в Англии, и на континенте. Во многом под влиянием оккамистского эмпиризма начинается новое оживление научной деятельности. Одной из центральных тем физики XIV в. оказывается проблема движения. Знаменитый физик Жан Буридан (1295-1358), а также Альберт Саксонский, Николай Орем и т.д. развивают неаристотелевские интуиции. Обсуждается возможность движения в пустоте, несовместимая с традиционной аристотелевской онтологией. Гипотеза движения, предложенная Ж. Буриданом, является, по сути, идейным предвестником современной концепции механического (в т. ч. инерциального) движения. Оживлённо рассматриваются методологические устои науки — принципы оценки гипотез, вопросы эмпирического подтверждения. Николай Орем, помимо прочего, высказывает соображения в пользу гипотезы движения Земли.
|
|
В свете последующих открытий новой науки мыслители XIV в. порой кажутся нам уже знающими почти все, к чему значительно позже придёт Г. Галилей. Действительно, их идеи столь узнаваемы в контексте последующей науки, что некоторые историки склонны именно здесь видеть непосредственное начало научной революции XVI-XV1I вв. Конечно, не стоит снижать значимость действительных достижений Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея и др.; но позднее Средневековье, если и не является точкой начала научной революции, то, во всяком случае, есть её прямое преддверие.
Значение средневековой науки
Итак, Средневековье нельзя рассматривать как период сплошного обскурантизма. Конечно, для современного наблюдателя средневековая наука выглядит довольно необычно с её громоздкими абстрактно-спекулятивными рассуждениями, теологической нагруженностью, фрагментарностью эмпирических поисков; так, в опытных науках она демонстрирует зависимость от авторитетов, игру воображения и преимущественный интерес ко всему диковинному. Тем не менее, это тоже своеобразное рационалистическое устремление. Средневековая наука не только сберегла многие античные достижения, но и продвинулась вперёд, построив университетскую систему, разработав логические и некоторые гуманитарные дисциплины, создав непосредственные предпосылки для новоевропейской науки. Сегодня Средневековье реабилитировано. Многое сделали для этого, например, П. Дюгем и А. Койре, доказывая, что мыслителями Средневековья была подготовлена почва для нового естествознания. Кроме того, многие исследователи считают, что именно под влиянием христианского вероучения (а именно — под влиянием учения о воплощении), догматика которого была разработана на христианском Востоке ещё на заре Средневековья, были созданы предпосылки для преодоления идущего из Античности разрыва между сферой умопостигаемого и сферой чувственно-данного.
8.3. Научная революция и начало нового времени
Возрождение
Итальянский Ренессанс XV-XVI вв. стал ярким событием европейской культуры. Само понятие «гуманизм», характеризующее устремления этой эпохи, означает приоритет гуманитарного образования. Действительно, Ренессанс можно считать периодом интенсивного становления гуманитарных наук. Деятелями Ренессанса была открыта история как таковая. Были разработаны основы филологического подхода к памятникам прошлого — соблюдение исторической дистанции, требования адекватного и корректного перевода, текстологический анализ, научные комментарии и толкование. Итальянские гуманисты интенсивно занимались также этикой, эстетикой, проблемами воспитания и образования, социально-политическими вопросами. Среди известных деятелей Возрождения следует назвать прежде всего Л. Альберти, Л. Бруни, Л. Валла, М. Фичино. Само понятие гуманитарной образованности (включающей знание языков, истории, литературы, искусства и т.п.) пришло к нам из тех времён.
В изучении природы деятели Ренессанса исходили из понимания природы как тайны, загадки, для решения которой необходим особый опыт художественно-философских, даже мистических прозрений. Своеобразная на-
|
|
турфилософия Ренессанса характеризуется сплавом совершенно различных подходов и традиций — некоторых тайных учений мистического и магического характера, астрологии и алхимии, неоплатонизма, аристотелизма и др. В эту эпоху возникает новый тип мыслителя — активного «выспрашивателя» природы, сочетающего в себе черты и созерцателя-философа, и ремесленника, и инженера, и художника. Яркий пример такого деятеля представляет собой знаменитый Леонардо да Винчи (1452-1519).
Ренессансное мышление с характерными для него чертами пантеизма (обожествления природы), эстетизма, интереса к тайным учениям не смогло указать пути для действительно научного продвижения. Будущее развитие науки не пошло по пути художественно-натурфилософского синтеза. Тем не менее, ренессансный интерес к природе, основанный на понимании богатства её взаимосвязей, способствовал оформлению естественно-научного устремления Нового времени. В натурфилософских изысканиях можно увидеть множество черт будущего экспериментального проекта — и требование понимать природу на основе её собственных принципов (Б. Телезио), и догадки о роли математики, и осознание важности непосредственного опыта обращения с природными объектами и явлениями. Кроме того, в эпоху Возрождения были совершены важные открытия в оптике, астрономии, анатомии, технических науках. Но, пожалуй, главным достижением Ренессанса стала сама пытливая исследовательская активность, общая «разведывательная» установка его деятелей, так контрастировавшая с консервативным, размеренным жизненным укладом Средневековья.