Высокое Средневековье

Существенная активизация средневековой науки начинается в эпоху Высокого Средневековья, с XIII в., — времени образования европейских университетов. Освоение расширенного корпуса аристотелевских работ, пришедших на Запад в арабском переводе, ставит перед средневековыми мыслителями новые задачи. Под влиянием аристотелизма нарастает инте­рес к изучению природы (Альберт Великий и др.). Универсальный рацио­налистический синтез католического мировоззрения (вопросов догматики, космология, теории познания, антропологии, этики, социальном учении) осуществляет Фома Аквинский (1225-1274).

Средневековые университеты замечательны тем, что в них были выра­ботаны базовые ориентиры европейского образования, сохранившиеся до наших дней. Такие понятия, как лекции, экзамены, диспуты, университет­ские должности, учёные звания, диссертации и даже практика деления научных текстов на главы и подглавы (прямо связанная с канонами схола­стики), пришли из средневекового университета. Образовалось целое сословие университетских интеллектуалов со своими традициями и обра­зом жизни.


Оплотом эмпирической науки явились университеты Парижа и Оксфор­да. Роберт Гроссетест (1168-1253) занимался оптикой, развивал идеи о применении математики в физике и о необходимости экспериментальных проверок в научном продвижении. Роджер Бэкон (1214—1292) обладал вну­шительными познаниями в различных науках, защищал небходимость эмпи­рического метода в науке, совершил ряд открытий в оптике (ему приписы­вают изобретение очков), разрабатывал чертежи необыкновенных машин (прообраз аэроплана) и др.

Позднее Средневековье

Но самая серьёзная трансформация средневекового мышления начинает­ся в позднем Средневековье, XIV в. под влиянием Уильяма Оккама (ок. 1285—1349). Его учение называют номинализмом, т.к. оно признает един­ственной реальностью единичные вещи и отрицает существование умопос­тигаемых субстанций, признавая за ними статус лишь имён (от лат. потеп — «имя»). Появление оккамизма означало, по сути дела разрушение средневе­ковой аристотелевской онтологии. Исследовательские акценты сдвигаются с умопостигаемого бытия к эмпирическим феноменам. Подрываются осно­вы иерархической космологии, высказываются соображения об отсутствии принципиальных различий между земными и космическими явлениями.

Новаторское учение У. Оккама, несмотря на запреты, завоёвывает при­знание и в Англии, и на континенте. Во многом под влиянием оккамистского эмпиризма начинается новое оживление научной деятельности. Од­ной из центральных тем физики XIV в. оказывается проблема движения. Знаменитый физик Жан Буридан (1295-1358), а также Альберт Саксон­ский, Николай Орем и т.д. развивают неаристотелевские интуиции. Обсуж­дается возможность движения в пустоте, несовместимая с традиционной аристотелевской онтологией. Гипотеза движения, предложенная Ж. Буриданом, является, по сути, идейным предвестником современной концепции механического (в т. ч. инерциального) движения. Оживлённо рассматрива­ются методологические устои науки — принципы оценки гипотез, вопросы эмпирического подтверждения. Николай Орем, помимо прочего, высказы­вает соображения в пользу гипотезы движения Земли.

В свете последующих открытий новой науки мыслители XIV в. порой кажутся нам уже знающими почти все, к чему значительно позже придёт Г. Галилей. Действительно, их идеи столь узнаваемы в контексте последую­щей науки, что некоторые историки склонны именно здесь видеть непо­средственное начало научной революции XVI-XV1I вв. Конечно, не стоит снижать значимость действительных достижений Н. Коперника, И. Кепле­ра, Г. Галилея и др.; но позднее Средневековье, если и не является точкой начала научной революции, то, во всяком случае, есть её прямое преддверие.


Значение средневековой науки

Итак, Средневековье нельзя рассматривать как период сплошного обскурантизма. Конечно, для современного наблюдателя средневековая наука выглядит довольно необычно с её громоздкими абстрактно-спеку­лятивными рассуждениями, теологической нагруженностью, фрагмен­тарностью эмпирических поисков; так, в опытных науках она демонстриру­ет зависимость от авторитетов, игру воображения и преимущественный интерес ко всему диковинному. Тем не менее, это тоже своеобразное рацио­налистическое устремление. Средневековая наука не только сберегла многие античные достижения, но и продвинулась вперёд, построив университет­скую систему, разработав логические и некоторые гуманитарные дисципли­ны, создав непосредственные предпосылки для новоевропейской науки. Сегодня Средневековье реабилитировано. Многое сделали для этого, на­пример, П. Дюгем и А. Койре, доказывая, что мыслителями Средневековья была подготовлена почва для нового естествознания. Кроме того, многие исследователи считают, что именно под влиянием христианского вероучения (а именно — под влиянием учения о воплощении), догматика которого была разработана на христианском Востоке ещё на заре Средневековья, были соз­даны предпосылки для преодоления идущего из Античности разрыва между сферой умопостигаемого и сферой чувственно-данного.

8.3. Научная революция и начало нового времени

Возрождение

Итальянский Ренессанс XV-XVI вв. стал ярким событием европей­ской культуры. Само понятие «гуманизм», характеризующее устремле­ния этой эпохи, означает приоритет гуманитарного образования. Действи­тельно, Ренессанс можно считать периодом интенсивного становления гуманитарных наук. Деятелями Ренессанса была открыта история как та­ковая. Были разработаны основы филологического подхода к памятникам прошлого — соблюдение исторической дистанции, требования адекват­ного и корректного перевода, текстологический анализ, научные коммен­тарии и толкование. Итальянские гуманисты интенсивно занимались также этикой, эстетикой, проблемами воспитания и образования, социально-политическими вопросами. Среди известных деятелей Возрождения следу­ет назвать прежде всего Л. Альберти, Л. Бруни, Л. Валла, М. Фичино. Само понятие гуманитарной образованности (включающей знание языков, истории, литературы, искусства и т.п.) пришло к нам из тех времён.

В изучении природы деятели Ренессанса исходили из понимания приро­ды как тайны, загадки, для решения которой необходим особый опыт худо­жественно-философских, даже мистических прозрений. Своеобразная на-


турфилософия Ренессанса характеризуется сплавом совершенно различных подходов и традиций — некоторых тайных учений мистического и магиче­ского характера, астрологии и алхимии, неоплатонизма, аристотелизма и др. В эту эпоху возникает новый тип мыслителя — активного «выспрашивателя» природы, сочетающего в себе черты и созерцателя-философа, и ремес­ленника, и инженера, и художника. Яркий пример такого деятеля представ­ляет собой знаменитый Леонардо да Винчи (1452-1519).

Ренессансное мышление с характерными для него чертами пантеизма (обожествления природы), эстетизма, интереса к тайным учениям не смог­ло указать пути для действительно научного продвижения. Будущее разви­тие науки не пошло по пути художественно-натурфилософского синтеза. Тем не менее, ренессансный интерес к природе, основанный на понимании богатства её взаимосвязей, способствовал оформлению естественно-науч­ного устремления Нового времени. В натурфилософских изысканиях мож­но увидеть множество черт будущего экспериментального проекта — и требование понимать природу на основе её собственных принципов (Б. Телезио), и догадки о роли математики, и осознание важности непо­средственного опыта обращения с природными объектами и явлениями. Кроме того, в эпоху Возрождения были совершены важные открытия в оптике, астрономии, анатомии, технических науках. Но, пожалуй, главным достижением Ренессанса стала сама пытливая исследовательская активность, общая «разведывательная» установка его деятелей, так контрастировавшая с консервативным, размеренным жизненным укладом Средневековья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: