Билет № 3
Ответ:
Во второй половине XIX в. появляются специализированные торговые международные выставки, а в начале XX в. начали проводиться и международные выставки, преследовавшие преимущественно просветительно-познавательные цели. Международный уровень выставок способствовал духу соревнования и стремлению сделать каждую – новую выставку лучше предыдущих. Поэтому во многих областях и не в последнюю очередь в архитектуре их устроители проявляли немалую смелость.
Первая всемирная промышленная выставка 1851 г. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона Промышленная революция XIX в., коренным образом преобразившая методы производства, обусловила необходимость новой организации рынков сбыта. Сопоставление промышленных потенциалов Нескольких десятков стран разных континентов должно было ознаменовать начало новой эпохи - эпохи свободной конкуренции. Первая всемирная промышленная выставка, получившая название"великая", состоялась в Англии в 1851 году.
Первые попытки теоретического осмысления дизайна как принципиально нового вида проектной деятельности протекали в условиях распространения индустриального производства. Этот процесс имел как своих сторонников, так и ярых противников. Многие исследователи отмечают парадокс середины XIX в. - бурное развитие техники и не менее бурный протест против нее. Споры о том, может ли машина создавать произведения искусства, может ли она сама быть произведением искусства; споры о границах прикладного искусства и о месте художника в современном производственном процессе - вот лишь небольшой круг вопросов, который волновал в то время самые передовые умы. В теоретическом плане прежде всего необходимо было переосмыслить такие понятия, как «человек», «среда», «художественное», «техническое» и т. д. Этот период можно охарактеризовать как промежуточный: он являл собой переход от ремесленного мировоззрения к формированию основ мировоззрения дизайнерского.
На фоне художественного упадка архитектуры во второй половине XIX в. расцвет русской инженерной школы был особенно заметным. Лучшие представители этой школы получили европейскую и даже мировую известность. Под влиянием решетчатых инженерных конструкций типа металлических ферм формировалась стилистика русского авангарда - конструктивизм.
Висячие покрытия, арочные конструкции, сетчатые оболочки и башни-гиперболоиды Шухова стали сенсацией. Эти конструкции явились завершающей и высшей точкой развития металлических конструкций XIX века.
Машинизация промышленности в России, как и во всем мире, сопровождалась упадком художественного производства в середине и во второй половине XIX века.
Обладая огромными природными богатствами и территорией, Россия являлась одним из потенциальных лидеров промышленного прогресса.
2. Проект дизайн – образования «Университас»
Ответ:
Введение в конце 1970-х годов в теорию образования представления о дизайне как о «третьей культуре» имело универсальную ценность для проектного образования, одной из наиболее значимых инициатив которого стал проект «Университас», разработанный по инициативе Фонда Грэхема (США). Проектирование мыслилось как постоянный процесс «созидания порядка в мире», выдвигалась идея взаимосвязи научного и проектного подходов: задача науки – анализ, задача проектирования – синтез, основанный на гуманистическом целеполагании. Идеи этого проекта получили практическое развитие в дизайнерском образовании на Западе (Филадельфийский колледж искусств, Британский Королевский колледж искусств и др.).
Проект "Университас" не был реализован, но высказанные и обоснованные в нем подходы к совсем новой философии образования сейчас еще более актуальны.