Российского ед иного государства

Социально - экономический и политический строй

Завершение политического объединение Руси.

XV-XVI ВВ.

Тема. V. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТ В О ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

Процесс объединении русских княжеств в единое государство окончательно завершился во время княжения Ив ан а III (1462-1505 гг.) и первых лет княжен ия его преемника Василия III(1505-1533 гг.).

Наиболее тр удной задачей было присоединение Новгородской земли, в которой сохранялись тр адиции самосто я тельности.

В 70- х гг. XV в. ч аст ь новгородс к ой знати во глав е с Боренкими взяла курс на переход Новгорода под защиту Великого князя Литовского. Новгород заключил в 1471 г. с велики м князем Литовским и королем польским Казимиром IV, в соответствии с которым признавал Кази м ира сво и м кн язем. Договор стал поводом для военного похода Иван а III. Это т поход принял характер общегосударственного ополчения прот ив


“ изменников христианству ”, отступн иков к “ латинству ”, как писали москов ские летописцы. На р. Иклан и (июль 1471 г.) новгородцы потерпели поражение. Од нако Новгород оставался независимым до января 1478 г., когда вече было от менено, а вечевой колокол увез ен в Москву. Городом ст али править москов ские наместники. Новгородская республика перест ала существ о вать.

Крупным достижением в политике Ивана III было окончательное сверж е н и е татаро - монгольскот о ига в 1480 г. (стояние на реке Угре). К тому времени Золотая Орда переживала упадок. В результате феодальной раздробленности от нее отошел ряд терри торий, на которых возникли самосто я тельные ханства. В середин е XV в. на территории среднег о Поволжья образовалось Каз анское ха н с т в о, в низовьях Волги - Астрах анско е ханство, Северное Причерноморье вошло в состав Крымского ханств а, на территори и между Волгой и Уралом сложилось самостоятельное государство – Ногайская Орда. Татары, жившие к вост оку от Уральских гор в низовьях рек Иртыша и Тобола, основали Сибирское ханство. На территории Казахстан а и Средней Азии образовались Каз ахское и Узбекское ханства.

В результате распад а Золотой Орды соотношение си л сложилось в пол ь з у Русского государства. Иван III прекратил платить дань Орде, но хан Ахмат решил принудить Москву к уплате дани. На реке Угре произошл a встреча русск их и татарских войск. Ах мат, осознав превосходство русского войска, которое было многочисленно и хорошо вооружено, не отважился всту пить в бой и увел сво е войско. После провала похода Ахмат а на Русь Золотая Орда прекратила в 1502 г. свое существ о вание.


Сверж е ние татаро - монгольско го ига способствовало ускорению экономического, политического и культурного развития Руси. Возрос международный авторитет М о сковск ого княжеств а как на Во ст оке, та к и на Запа де. С присоединением Твери в 1485 г. завер ш и л ось создание единого государства. Русь вновь, ст ала существ о вать ка к независимое государство Восточной Европы. С этих пор Иван 111 стал титу ловать себя государем всея Руси. В этом титуле содержался и внешнеполитический вызов: многие земли Руси входили и состав Великого княж ества Литовского, и прави т ели этого гос у дарства и м ено в али себя велики ми князьями лит о вскими и русскими. Ив ан 111 пр едъяви л таким образом претенз и и на эти земли.

Росту авторитета Московского княж еств а при Иване 111 способствуют также победы русских воиск в так называемых Первой (1488-1494 гг.) и Второй (1500-1503 гг) п орубежных войнах с Великим кня жество м Литовским. В результате этих войн Москва присоединила Верховные области - в верхнем течении р. Оки (Новосиль, Од оев, Во ротынск, Белев и др.) и сев ерные города (Путивль, Новгород - Сев ерский, Трубачев ск и

др.).

Объеди нительн ую политику продол жил сы н Ивана III Васили й III. При нем были присоединены Псков (1510 г.) и Рязань (1521 г.) а та к ж е Северские и Смоленски е земли, отвоеванные у Вели к ого Княжеств а Литовского. Проц есс политического объединения русских земель и создания единого государства был завершен. Начался навый этап государственного развития. Образовалась кр упнейшая в Евр о пе страна, которая с конца XV в. стала называться Россией. Это государство с момента своего образования было многонациональным.


Создание единого государства оказ ало влиян и е на развитие экономики, со циально го и политического строя Руси. Прекращение феодальных усобиц способствовало развитию производительных сил. Русское к р естьянство продолж и ло освоение новых территорий: внешн яя колонизация шла в направлении Приуралья и за Оку; внутренняя - осваивала новые пространства дл я пашенных угодий вн утри государства.

Происходили изменения в структуре феодальной собственности на землю. Изменился характер землевладений князей. Княж еские владени я все больше сб лижали сь с обычными вотчинными боярскими землевладени ями. Став подданными государя веся Руси, они сохранили право собственности на свои земли, но часть стар ых вотчин у них нередко отбиралась, а взамен они получали вотчины в други х бывших княж ествах.

Из - за начавшегося роста церковного землевладения (покупк а земель, получение их в дар) начал уменьшаться фонд вотчинных земель. Это проти в оречило интерсам государства, так как вотчинники были основными поставщиками военной силы и вооружения. Единое государство создавало возможности для активн ой внешн ей политики. Возникла необходи м ость создания такого фонда зе мел ь, который не уходил бы в руки церкви. Поэтому московск им служилым людям, получившим владения и новгородскимво тченникам, выселенн ы м в центральные и восточные районы страны, было запрещено дарить и продавать свои земли. Таких феодалов, переселенных на новые места, " испомещенных ", ст али на з ы в а ть помещиками, а их владени я - помест ьями. Первоначально поместья мало отличались от вотчин: и те, и другие наследовали с ь, их


владельцы обязаны были служить. Основным различием был о то, что помест ья было запрещено продават ь.

Развитие поместной сист емы привело к резкому сокращению черносотенных крестьян в центре, т. к. правительство начало раздавать земли черносотенных крест ьян 1 помещи кам. Таким обра зом, государство п е реходит к ограничению свободы крестьян. В 1497 г. Судебник Иван а I II установил (вместо существов а вших в разных район а х разных сроков) единый для всей страны срок перехода крестьян: неделя до Юрьева дня (26 ноября) и неделя после. Это было первое общегосударственное ограничение крестьян. Как государственная сист ема кр епостничество сложилось в конце XVI в. и было юридически оформлено Соборным У л ож е нием

1649 г.

Господствовала натуральная рента, хотя мест ами возникала и денежная. Барщина применялась мало. Земельные наделы феодала обрабатывали холоп ы. Такие халопы получали от хозяина небольшой земельный надел и назывались страдниками. Социальное положение страдников приближало сь к положению кр епостных крест ьян.

И конце XV в. появилась новая форма холопства - кабальн о е. это был а добровольная форма вступления в холопское сост ояние, временная утрата сво б оды за выданную землевладельцем или други м богатым челове ком денежную ссуду да уплаты долга с проце н тами. Пока долг не был уплачен,

кабального холопа можно было продать и купить, как

1Черносотенные (или че рные) крест ья не жили в селах не

пренадлежавши х отдельным ф е одалам и сами платили дань и другие налоги. Их именовали вол ос т ями, а самих крестьян

называли поэтому воло стными


всякого другого холопа. Дети, роди в ш и е ся в кабальн о м холопстве, та кже ст ановились каб а льными холопами.

Создание единого государства способствовало расши рен и ю экономических связ ей, но оживленной торговли между областя м и ст раны не мо гло быть, т. к. господствовало натуральное хоз яйство и преобладала естественная специализация (доставка рыбы из Поморья, соли из районов ее добычи и т. д.).

Развивается денежная система. Основной единицей был рубль. Это была счетная единица, но монет рублевого достоинства не сущест вовало. Основной монетой была деньга, которая существовала в двух вариантах: московская и новгородская. В моск овский рубль входи л о 200 моско вских денег, в новгородский - 216 новгородс к их.

Политический строй Русско г о государства развив ался в направлении централизации и c тановления самод е ржавно й монархии. Великий князь всея Рус и уже сист ематич ески пользовался титул ом государь, а в его власти проявлялись черты самодер жца. Он имел симво л ы верховной власт и: скипетр, державу, княжескую корону (" шапку Мономаха ").

В целях укрепления самодержавно й власти Иван Ш женился на племяннице последнего византийского, императора Константина XI Софье (Зое) Налсолог. Свое родство с византийским императором он использовал для у к репления авторитета великокняжеской власти и росси йского государства. Старый Москов ский герб с изображением Гео р гия Победоносца, поражающею копье м зм ея Иван III объединил с древним гербом Византи и - дв углавым орлом. На печати с гербом Русского государства был указан новый титул Ив ана III " Божьей милост ь ю государь вс ея Руси великий князь Ио анн ".


Введ ением нового герба и новым титулом Иван Ш хотел подчеркнуть, что после брака с Софьей Палсоло г Русск ое государство становится прямым на сл е д ник о м Римской Византи й ской империи, а москов ский государь - прямым преемником самодержав ной власти византийского императора.

Управление государством ск ладывалось на основе ус ил е ния личной васти великого князя.

При великом князе существовал постоянно действующий совет зна т и - Боярская дума. Ее члены назнач али с ь ве л и к и м князем. В перво й трети XVI а сложилось разгр а ничение думных чинов: боярин - перв ый дум н ый чин, окольничий - вт орой. Боярская дума засед ала еж едневно в присутствии вели кого князя, имела права со вещат е льного органа и решала вопросы внутренней и внешн ей политики государства. В управлении государством ва жную роль играли два общегосударственны х ведомст ва: Большой дворец и Казна. Большой дворец ве дал личными (дворцовыми) землями ве л и к о го князя.

Со времем функции дворецких расширялись: они рассмат р ивали тяжбы о зем е л ь н о й собственности, судили население некоторых уездов.

K аз ана представляла собой своеобразную государственную канцелярию, которую возглавляли к аз н ачеи. З д есь хранились не только деньги, драгоценности, но и государственный архив и государственная печать. Это ведомст во рук оводило внешн ей политикой.

Итак, в государственном аппарате еще не был о строгого разграничения функций, характерного для централизованного государства, сохранялись пережитки феодальной раздробленности. Особенно ярко они проявились в местном управлении. Ст рана делилась на уезды, уезды - на ст аны. ст аны


– на волости, а иногда и наоборот. В некоторых случаях существ о вало деление на трети, четверти, пятины. Власт ь в уезде принадлежала наместн и ку, в ст анах и волостях - волостелям. За исполнение своих судебно - административных функций наместники и волост ели получали с подвластного и подсудного населения определенную часть налогов (" кормленичий доход ") и судебные пошлины (" присуд "). Такая форма управления приводила к бесконтрольности и взятничеству со стороны бояр - кормленщиков.

Судебник 1497 г. был первым сводом законов единого государства.

Таким обра з о м, во второй половине XV- первой трети XVI вв. в России уст а н о в и л а сь самодержав ная монархия, в которой велико му князю принадлежала вс я полнота политической власти.

Важн а я роль в гос у да рст в е принадлежала це ркв и.

В руках церкви находились большие зе ме ль ные влад ения. В е ликокняжес кая власт ь, стремя сь укрепить свое положение, хотела ограничить цсрковные землевладения, чт обы найти необходимые зем е л ь ные фонды для своих служилых людей дворян. Иван I I I вынашив а л планы секуляризации церковных земель. Об становка, казалось, была благоприятн о й для осуществления этих планов, потому что авторитет церкви к концу XV в. пошатн у лся, о чем св идетельствовало ожив ление еретич еских движений.

Среди духовен ства, о з абочен ного падением церковного автортета, образовались две группы, различно представля вши е себ е пути укрепления церкви. Так называемые " нест я ж атели ” во главе с Нилом Сорским (основателем северного монастыря на р. Сорке) считали, что церковь должна отказаться от мирских


богатств и благ, в частн о сти от влад ения землями с крест ья нами, т. к. это противоречило идеалам христианства и подрыва л о авто ритет церкви. " Нест яжат еля м " противостояла другая группа церковных деятелей во главе с Иосиф о м Волоцким (игумном Волоколамского монастыря), прозванная " иосифлян ами ". Они утверждали, что то лько сильн а я и богатая церковь может выполнить сво и функция, требовали не вм еша тел ь с т ва светской власти в дела церкви, расп равы со вс ем и и н акомы с ля щи ми. Иван III вначале поддерживал " нест я ж ателей ", т. к. Иосиф Волоцкий встал на сторону удельных князей в их борьбе против великокняжеско й власт и.

На церковном соборе в 1503 г. не без поддержки Ив ана III был постав лен вопрос о церковном землевладени и. Однако победа оказалась за " иосифлян ами ".

Соотношение социальных сил и стране диктовало неизбежность поисков компромисса с церковью. Для великокняжеско й власти си льная церковь была предпочтительнее в к а ч еств е со юзника, а не со перника. Василий III начал поддерживать " иосифлян ", с их теорией сильной государственной власти, имеющей " божеств е нное происхождение ".

Победа " иосифлян ” и начале XVI в. привела к усилению роли церкви в государстве. Используя поддержку церкви дл я укрепления своего положении, вели кокняжеская власть в дальнейшем не оставляла по пыток ослабить позиции церкви. Однако только во второй половине XVII в. царская власть получила решительный перевес над цер к овью.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: