double arrow

Расцвет наблюдался и в живописи

Крымская война до предела обострила все внутренние противоречия в стране и привела ее к революционной ситуации. Ее итог доказал всем, даже самым консервативным кругам российского общества, необходимость проведения реформ.

7. Культура России в первой половине

XIX века. «Золотой век» русской культуры

В

первой половине XIX века Россия отставала от передовых стран в социально-экономическом и политическом развитии, но в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху «золотым веком» русской культуры.

На развитие культуры и общественной мысли XIX века огромное воздействие оказали:

· Отечественная война 1812 года, вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания.

· Восстание декабристов.

· Европейские буржуазные революции.

Подъем, и расцвет переживает художественная культура, которая стала классической. Основными направлениями русского искусства были: сентиментализм, романтизм, реализм. Главная роль принадлежала литературе.

· Литература.

Для сентиментализма характерно эмоциональное восприятие окружающего мира, повышенный интерес к человеческому чувству, внимание к внутреннему миру человека. Чувство, а не долг становится побудительным источником его поступков. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина. Героем художественных произведений стал простой человек.

В первые десятилетия XIX века в России утвердилось новое литературное направление – романтизм. Важный фактор, способствовавший его возникновению – Отечественная война 1812 г. Суть романтизма: противопоставление реальной действительности обобщенного идеального образа. Особенностью русского романтизма был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. Возникновение романтизма в русской литературе связано с именем В.А. Жуковского. Его баллады несли в себе идеалы гуманизма, высокого человеческого достоинства.

В 30-40-е гг. XIX в. в русской литературе утверждается реализм. В развитии этого направления большую роль сыграло творчество И.А. Крылова и А.С. Грибоедова. Крылов поражает своей способностью обобщать черты характера людей и человеческие отношения в образах животных. Басни Крылова привлекают живостью, народностью, колоритностью языка. Комедия Грибоедова «Горе от ума» – наиболее раннее в русской литературе обращение к проблеме конфликта поколений. В ней дана яркая критика высшего общества времени Александра I.

В развитии русской литературы особое место принадлежит великому русскому поэту и писателю А.С. Пушкину. С его творчеством связано утверждение современного литературного языка. «Евгений Онегин» (опубликован 1833 г.) явился первым реалистическим романом в русской литературе. Выдающимися произведениями Пушкина стали историческая драма «Борис Годунов», поэма «Полтава», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина». Его творчество принадлежит не только XIX веку и не только России. В ХХ веке он пришел к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств.

Традиции Пушкина продолжил М.Ю. Лермонтов. Его творчество отразило состояние русского общества в 30-е гг., мучительные поиски молодым поколением своего предназначения. Роман «Герой нашего времени» (1841 г.) был во многом созвучен с пушкинским «Евгением Онегиным», поскольку ставил животрепещущие вопросы современности.

Творчество Н.В. Гоголя отразило идейные споры русского общества в 30-40-е гг. Что такое Россия? В чем историческое предназначение русского народа? Гоголь пытался поставить эти вопросы и найти на них ответы в своей великой «поэме» «Мертвые души». Он задумал это произведение для того, чтобы критически отразить современную российскую действительность, духовное омертвление поместного дворянства и чиновников губернского города. Но Гоголь также попытался заглянуть в завтрашний день России, раскрыть положительные начала русской жизни, указать Родине путь к спасению.

В 40-50-е гг. развивается вид русского критического реализма – так называемая «натуральная школа». К «натуральной школе» относились ранние произведения И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.Н. Островского и др. Пристальное внимание уделялось жизни народа. В своих произведениях они отражали жизнь крепостной деревни, ее быт и нравы. Например, цикл рассказов «Записки охотника» И.С. Тургенева. В целом, художественная литература оказала большое влияние на духовную жизнь русского общества.

· Театр.

Театр начинает играть все более заметную роль в культурной жизни страны. На смену крепостному театру приходит театр государственный и частный. Центрами театральной жизни являлись Малый театр в Москве (с 1824 г.) и Александринский в Петербурге (с 1832 г.). Большой театр с 1825 г. предназначался для оперных и балетных спектаклей. Театры существовали и во многих провинциальных городах.

В репертуаре театров были трагедии на антично-мифологические и исторические сюжеты. Утверждение реализма в театре связано с постановками пьес «Горе от ума» – Грибоедова и «Ревизора» – Гоголя, на сцене Малого театра в Москве, где блистательно играл М.С. Щепкин. Он разработал свою манеру игры, создал обобщенные образы, обличавшие крепостнические порядки, самодурство, невежество и тупость дворянского, купеческого и чиновничьего быта. Лучшими ролями Щепкина стали Фамусов в «Горе от ума» и городничий в «Ревизоре».

Литературная и театральная жизнь страны не замыкалась только в столичных городах. Она существовала и в провинции. В Казани в начале века литературная жизнь была тесно связана с университетом. В 1806 г. в университете было создано Казанское общество любителей словесности.

· Музыка.

Музыкальная жизнь России была достаточно насыщенной. В 1802 г. было основано русское Филармоническое общество. Для широкой публики становятся доступными ноты.

Удивительный расцвет переживает русская музыка. Уже в первые десятилетия XIX века появляется целый ряд прекрасных композиторов: А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Н. Верстовский, М.И. Глинка.

В первые десятилетия XIX в. большое распространение получила камерно-вокальная музыка. Особенной любовью слушателей пользовались романсы Алябьева («Соловей»), Варламова («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет…» и др.).

Оперный репертуар русских театров в начале века состоял преимущественно из произведений французских и итальянских композиторов. Русская опера развивалась главным образом в жанре былинного характера. Лучшим представителем этого направления был Верстовский, автор оперы «Аскольдова могила», а также нескольких музыкальных баллад и романсов.

Начало нового (классического) периода в развитии русской музыки связано с именем М.И. Глинки. Глинка принадлежал к дворянской фамилии из Смоленской губернии. Первые музыкальные впечатления получил от крепостного оркестра своего дяди. Русские народные песни, услышанные в детстве, оказали большое влияние на характер музыкальных произведений Глинки.

Глинка создал ряд выдающихся вокальных произведений, среди которых романсы на стихи Пушкина, например, «Я помню чудное мгновенье…», оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», симфоническая поэма «Камаринская» и др.

Глинка считается основоположником русской классической музыки и русского симфонизма. По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место равное Пушкину в литературе.

Учеником Глинки был замечательный композитор А.С. Даргомыжский. Он брал сюжеты из обыденной жизни и выбирал своими героями простых людей. Для его творчества характерна большая драматическая напряженность. В опере «Русалка» изображалась горькая участь крестьянской девушки, обманутой князем.

Даргомыжский выступил новатором в музыке. Он привнес в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности. Именно в опере «Каменный гость» появился выразительный мелодичный речитатив.

Главным итогом развития музыки первой половины XIX в. является возникновение музыкальной классики, создание русской национальной школы в музыке.

· Живопись.

В начале XIX в. в живописи господствовал классицизм, характерной чертой которого была многоплановая и многофигурная композиция. Художники этого направления обращались к мифологическим сюжетам. Оплотом классицизма была императорская Академия художеств.

В 20-30-е гг. в живописи, так же как и в других видах искусства, наблюдается отход от эстетических установок классицизма, что было связано с растущим интересом к человеческой личности, к внутреннему миру человека. Замечательными портретистами первой половины XIX в. были О.А. Кипренский, В.А. Тропинин. Тропинин – сын крепостного крестьянина, освободился от крепостной зависимости лишь к 45 годам. Тропинину нравилось изображать человека за его любимым занятием. («Кружевница»). Его портреты всегда простые, «домашние». Его образы тяготеют к бытовому жанру.

В эти годы жил выдающийся русский художник К.П. Брюллов. Он впервые в русской живописи намечает тему великих потрясений. На картине «Последний день Помпеи» художник передал достоинство и величие людей в условиях надвигающейся катастрофы. В 30-е годы его высшие достижения связаны с парадными портретами («Всадница»). В 40-е годы парадный портрет отступает на второй план. Брюллов стремится к психологической выразительности.

Крупнейшим художником был А.А. Иванов. В его творчестве было сильно философское, религиозно-нравственное начало. Основное дело всей его жизни – работа над картиной «Явление Христа народу», которой художник посвятил 20 лет. Картина заключает в себе трактовку важного вопроса человеческой жизни – вопроса обретения веры в справедливость и счастье на земле.

А.Г. Венецианов создал свою школу в русской живописи и способствовал развитию бытового жанра. Его картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно» и др. явились новацией в русской живописи, поскольку их сюжетами стали обыденные явления крестьянской жизни.

Большим событием в художественной жизни Москвы стало открытие в 1832 г. училища живописи, ваяния и зодчества. Училище стало центром, идейно противостоящим академизму Академии художеств.

В 30-40-е годы в русском изобразительном искусстве появляется и развивается новое художественное направление – реализм. Одним из основоположников реалистического направления стал П.А. Федотов. Художник постоянно стремится к обличению всей существующей системы в целом, что делает его творчество близким к творчеству Н.В. Гоголя. Это проявляется в картинах «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще Анкор!».

В 1820 г. начало свою деятельность Общество поощрения художников. Его цель – поддержать и пропагандировать отечественное искусство путем выставок, лотерей, заказов художникам, продажи художественных произведений. Был создан «Русский музей».

· Архитектура.

Первая половина XIX века ознаменовалась блестящим развитием архитектуры. В начале века прочные позиции в ней занимал классицизм. Затем большое признание получил стиль «ампир» (стиль империи). Ампир опирался на художественное наследие императорского Рима. Образцом совершенства воспринималась архитектура древнего мира, античные элементы (колонны, портики и т.д.) становились непременными деталями архитектурного оформления зданий. Этому стилю присущ синтез архитектуры и скульптуры.

Основная особенность ампира – сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики – мечами, венками, щитами, копьями. Стиль «ампир» возник во Франции в период империи Наполеона. Искусство должно было прославлять военные успехи и достоинства правителя. Происходило увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков.

Наиболее яркими представителями стиля «ампир» в русской архитектуре были А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, Д.И. Жилярди. В стиле «ампир» созданы в Петербурге: Театральная улица, стрелка Васильевского острова, здание Адмиралтейства. В 1801-1811 гг. Воронихиным строился Казанский собор на Невском проспекте в С.-Петербурге. В нем погребен М.И. Кутузов. Перед собором установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли.

После победы в Отечественной войне 1812 года стиль «ампир» стал использоваться для выражения идеи независимости, величия российского государства.

Александр I и Николай I, продолжая традиции, заложенные Петром Великим, уделяли большое внимание градостроительству. В этот период оно приняло большой размах. Формируются площади – Дворцовая и Сенатская. По проекту России сооружаются новые здания Сената и Синода, завершившие планировку Сенатской площади. По проектам Росси был возведен Михайловский дворец с площадью Искусств, Александринский театр, здание публичной библиотеки. Для архитектурных сооружений Росси характерны классическая строгость в сочетании с парадностью и легкостью.

В Москве стиль русского ампира имел некоторую особенность. Москва интенсивно отстраивалась после пожара 1812 г. О.И. Бове отстраивает здания большого и Малого театров, Триумфальную арку в честь победы русского народа в войне 1812 г., проводит реконструкцию Красной площади, оформляет архитектурный фасад торговых рядов. Д. Жилярди перестраивает пострадавшее от пожара здание Московского университета. Возводится здание Манежа.

В 30-е годы модными становятся псевдорусский стиль и псевдоготика, возрастает интерес к барокко. Эклектические формы (смешение стилей) классицизма и барокко нашли свое отражение в архитектуре О.А. Монферана. В 1818-1858 гг. Огюстом Монфераном в Петербурге строился Исаакиевский собор. Им же на Дворцовой площади была возведена Александровская колонна в Петербурге.

По указу Николая I был создан «русско-византийский стиль», ставший воплощением в архитектуре идеи «православия, самодержавия, народности». Его создателем стал К.А. Тон, по проекту которого были возведены храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата в Московском Кремле, здания вокзалов Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге.

Началось строительство доходных домов, которые начали вытеснять дворянские особняки. Подавляющее большинство провинциального населения проживало в одноэтажных деревянных домах.

В первой половине XIX в. в Казани продолжается строительство жилых и общественных зданий. Замечательным архитектурным ансамблем города стал комплекс Казанского университета. В стиле классицизма было построено главное здание университета (архитектор П.Г. Пятницкий). Университетский городок был выстроен с участием архитектора М.П. Коринфского. Был построен Гостиный двор, по проекту Ф.Е. Емельянова. Фасад его был выполнен в формах русского классицизма, а колоннада, завершенная фронтоном, – в ионическом стиле. Каменное строительство было характерно для центральной части города, в других районах преобладали деревянные здания. Особый колорит придавали городу каменные и деревянные мечети, в своей архитектуре сохранившие древние местные традиции.

· Скульптура.

Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской скульптуры. Именно в этот период создавались памятники выдающимся русским людям, надгробия и др.

Крупнейшим скульптором России конца XVIII-первой половины XIX вв. и видным представителем классицизма в скульптуре является И.П. Мартос. Выдающимся произведением Мартоса является памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Постановка памятника напротив Кремля была символическим свидетельством патриотического подъема.

На здании Адмиралтейства в Петербурге можно увидеть портретное изображение Петра I, и аллегорические образы вроде Нептуна, Минервы, и образы русских тружеников, тянущих на канатах сети, суда. Это произведение скульптора И.И. Теребенева. Статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства подготовил скульптор Ф.Ф. Щедрин. В аллегориях, созданных мастером, воспето величие России как морской державы, передано торжество человека над силами природы. Выдающаяся роль в скульптуре принадлежит П.К. Клодту. Одними из ранних крупных работ, которые принесли ему всеобщее признание, были конные группы для Аничкова моста в Петербурге. В этих копиях выражена идея покорения человеком природы. П.К. Клодт является создателем памятника И.А. Крылову. Скульптор считался виртуозным мастером литья. Все свои работы П.К. Клодт отливал сам и долгое время, являясь профессором Академии художеств, руководил ее литейной мастерской.

Достижения первой половины XIX века вошли в сокровищницу мировой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: