Внешнеполитический курс России в 1990-е годы. Новые черты во внешней политике в начале нового тысячелетия

Н

а рубеже 90-х гг. на мировой арене произошли огромные изменения. С окончанием «холодной войны» и крушением мировой системы социализма биполярная система международных отношений рухнула. Замедлилась гонка вооружений, произошло объединение Германии, разделение Чехословакии, на обломках СФРЮ и СССР образовалось 20 новых государств. Распались СЭВ и ОВД.

Биполярный мир имел свои плюсы и минусы. С одной стороны, раскол мира на два враждебных блока, гонка вооружений и т. д. вели человечество в ядерный тупик, к гибели земной цивилизации. С другой – именно осознание того, что СССР и США могут уничтожить себя и остальной мир, делало международные отношения более предсказуемыми.

После ликвидации раскола мира на две противоположные системы, многие политики Запада считали, что СССР проиграл «холодную войну», а США ее выиграли. В начале 90-х гг. США попытались утвердить себя в качестве единственной сверхдержавы, сформировать новый международный порядок. Однако оказалось, что США не в состоянии в одиночку контролировать глобальные международные процессы.

Началось формирование новых центров экономического и политического влияния. В Центральной Европе центром силы стала объединенная в 1990 г. Германия, а в Азиатском регионе – Япония и Китай стали претендовать на центр силы мирового масштаба. Россия также сохраняла шансы стать одним из мировых центров и принять участие в формировании нового мирового порядка, потому что Россия имела второй в мире по размеру ракетно-ядерный арсенал и громадные природные ресурсы. Таким образом, реальной альтернативой биполярному и однополярному миру становится модель многополярного мира.

После распада Советского Союза произошло изменение положения России на международной арене. Распалась прежняя единая система обороны, что осложнило разработку концепции национальной безопасности. Во внешней политике Российской Федерации были определены следующие задачи:

· охранить территориальную целостность и независимость, обеспечить благоприятные условия для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество;

· добиться признания России в ООН;

· добиться помощи западных стран в проведении курса реформ;

· расширить внешнюю торговлю России с зарубежными странами.

Россия строила свои международные связи по трем направлениям:

- отношения с так называемым «дальним зарубежьем»;

- отношения с бывшими союзными республиками – так называемым «ближним зарубежьем»;

- отношения со странами - бывшими участницами ОВД – СЭВ.

В 1991-1993 гг. внешняя политика России во многом являлась продолжением «перестроечной дипломатии» М. Горбачева. Министром иностранных дел был А. Козырев. Он проводил политику лояльности России по отношению к западным ценностям, в обмен на помощь Запада в осуществлении либеральных реформ. Некоторое время значительная часть россиян разделяла идею тесного сближения с Западом. Запад считал Россию слабой, и не был готов к равноправному партнерству.

1. Главным направлением «большой» внешней политики по-прежнему оставались российско-американские отношения.

· В Кэмп-Дэвиде в 1992 г. в совместной декларации двух стран было зафиксировано окончание «холодной войны» и заявлено, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников.

· В январе 1993 г. президенты РФ и США подписали новый Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), предусматривающий взаимное сокращение ядерного потенциала двух стран к 2003г. до 3500 ядерных боеголовок. Этот договор вызвал неоднозначную реакцию в российском обществе, поскольку Россия должна была уничтожить большее их число. Этот договор был ратифицирован Государственной Думой только в 2000 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: