Россия и НАТО

· К середине 90-х годов главным вопросом для российской дипломатии стал вопрос о расширении НАТО на Восток. В 1990-1991 гг. руководители государств – членов НАТО заверяли М. Горбачева, что после объединения Германии и роспуска ОВД НАТО не будет распространять свое влияние на Восток. Лидеры Запада не сдержали своих обещаний. В конце 1994 г. США принимают решение о необходимости вступления бывших советских союзников по ОВД в НАТО, несмотря на категорические возражения России.

· В мае 1997 г. в Париже был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и НАТО. В этом документе указывалось, что Россия и НАТО более не рассматривают друг друга как противников. России удалось предотвратить сползание мира к новой «холодной войне».

В целом, ослабление военной мощи России привело ее к жесткой зависимости от глобальной политики США и НАТО, ослаблению влияния на страны Третьего мира, утрате позиций на мировом рынке вооружений. В начале 1996 г. А. Козырева на посту министра иностранных дел сменил Е. Примаков. Главным направлением и принципом внешней политики стало стремление защищать российские интересы.

· На первом месте было развитие двусторонних и многосторонних отношений со странами ближнего зарубежья – СНГ.

· В январе 1996 г. Российская Федерация была принята в Совет Европы. Летом 1996 г. Россия вошла в состав «большой семерки», которая теперь превратилась в «восьмерку».

2. Отношения со странами ближнего зарубежья строились следующим образом.

· Уже в декабре 1991 г. в Алма-Ате Россия получила согласие всех участников СНГ на то, чтобы она стала правопреемником СССР в ООН, Совете Безопасности и других международных организациях.

· Весной 1992 г. в Ташкенте был подписан договор о коллективной безопасности стран СНГ. Был разработан механизм мирного урегулирования конфликтов внутри СНГ. Российские военные в роли «миротворческих сил» действовали в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, а также оказались втянутыми в гражданскую войну в Таджикистане.

· В марте 1996 г. был образован Межгосударственный совет четырех в составе: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. В апреле 1998 г. в Межгосударственный совет вошел Таджикистан.

· Был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России. Предполагалось восстановить в 1996-1997 гг. единое экономическое и финансовое пространство. Предполагалось создание союзного парламента, правительства, Суда, Высшего Совета. Однако это дело тормозилось рядом факторов. Главный из них состоит в том, что финансовая и экспортная политика республик не дает возможности создать единое экономическое пространство.

· На протяжении 1990-х гг. продолжали осложняться отношения России с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом.

Многие важные инициативы интеграции стран СНГ остались нереализованными. Этому мешают разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы стран «ближнего зарубежья».

3. Россия начала обновлять свою восточную политику – в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

· В 1991-1997 гг. последовательно развивались связи с Индией, возобновилось активное сотрудничество с Вьетнамом, Монголией. Был совершен прорыв в российско-китайских отношениях.

· В апреле 1996 г. высшими руководителями России, Казахстана, Киргизии и Китая было подписано соглашение о создании вдоль общей границы полосы доверия и взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Тем самым была подведена черта под целым периодом конфронтации и военного противостояния в обширной приграничной зоне.

· В 1997 г. были распределены острова на реках Амур и Уссури, и вообще, впервые в истории российско-китайских отношений между двумя странами восточная часть российско-китайской границы была четко обозначена на местности.

· В 1993-1997 гг. активизировался и российско-японский диалог.

Таким образом, деятельность Правительства РФ на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами дальнего и ближнего зарубежья. Однако в связи с экономическим и военно-политическим ослаблением авторитет России у стран дальнего зарубежья был невысоким. Постепенно, наращивая экономический и военный потенциал, Россия начнет восстанавливать статус влиятельной в мире державы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: