Ворота богини Иштар в Вавилоне

Вавилонская башня. Зиккурат Этеменанки.

В центре города располагался священный участок Эсагила, где находились храм Мардука и зиккурат Этеменанки. Главным зданием Вавилона считался зиккурат, который назывался «Домом основания небес и земли». Следует отметить, что древние жители Вавилона считали свой город средоточием всего мира, более того, вавилонские ученые помещали его в центре географической карты мира. По их представлениям, Земля была кругом, состоявшим из нескольких слоев. Верхний – был собственно земной поверхностью. Под ним находился подземный мир, нижний слой которого занимало царство мертвых. Над землей располагалось три полусферы небес, омываемых воздушным океаном. Места восхода и захода солнца фиксировались в их представлении горами, поднимавшимися на западном и восточных краях земли, а северо-южное направление образовывалось за счет течения Евфрата. Вавилон, таким образом, был отражением этой модели мироздания, а зиккурат – ее геометрическим центром.

Вавилонский зиккурат представлял собою монументальное сооружение высотой около 90 м, на вершине которого располагалось покрытое голубой глазурью святилище Мардука. Семь ярусов вело к этому святилищу. Нижний ярус был светлый, второй ярус высотой 18 м был черного цвета. Верхние ярусы чередовались по цвету – красный, синий, красный, серебристый и голубой с золотом. Все цвета соответствовали символическому обозначению небесных светил. Зиккурат был сложен из сырцового и обожженного кирпича, составлявшего внешнюю оболочку толщиной в несколько метров. Вавилонский зиккурат считался одним из 7 чудес света и доминировал над городом и окружающей местностью, формируя силуэт древнейшего города.

Религиозные представления были очень сильны у древних вавилонян, что видно из названий ворот и главных улиц города, предназначенных для религиозных процессий, и из наличия большого числа храмов, посвященных различным богам вавилонского пантеона. Так, например, особым праздником в Вавилоне считалась встреча Нового года.

Новогодний праздник начинался в марте, поскольку вавилоняне следовали лунному календарю, и длился более 10 дней. Начало его отмечалось религиозными обрядами, происходившими в храме Мардука и на башне – зиккурате Этеменанки, откуда жрецы вели наблюдение за звездами, затем статую Мардука выносили из храма, погружали на корабль и везли вверх по течению Евфрата за пределы внутреннего города. Там, в специальном храме, называвшемся «Домом Нового года», служили молебен, и на десятый день торжественная процессия направлялась к воротам богини Иштар. Впереди жрецы несли статую Мардука, за ним следовали приближенные царя и народ. Вся эта процессия вступала на улицу процессий, которая начиналась между выступами городских стен и имела ширину перед воротами Иштар 16 м. Этот отрезок улицы был особо украшен изображениями львов и грифонов золотистого цвета на ярко-синем фоне крепостных стен и ворот Иштар. Изображения были выполнены из глазурованного кирпича, которым были облицованы поверхности стен и ворот. Далее процессия проходила ворота богини Иштар и направлялась по улице Процессий в сторону центра города. Другие улицы Вавилона также служили для торжественных процессий во время праздника Нового года или в другие торжественные дни. Ворота богини Иштар представляли собою прекрасное произведение вавилонского искусства. Они олицетворяли собою представление вавилонян о силе и могуществе города и государства. Богиня Иштар была богиней цветущей природы, любви и красоты. Обычно она изображалась в виде прекрасной женщины, тело которой поросло нежнейшими зелеными побегами. Иштар была главной богиней вавилонского пантеона, ее отождествляли с планетой Венерой. Аналогично ворота Сина, бога луны, очевидно, отождествляли с восходом луны в период новолуния. Так же ворота бога солнца Шамаша были обращены в сторону юга и т.д.

Город делился на 2 части. Левобережная часть была более древней и дополнительно укреплена крепостной стеной, тянувшейся вдоль Евфрата. Правобережная часть более позднего происхождения занимала несколько меньшую территорию и, очевидно, имела второстепенное значение. Обе части Вавилона были соединены мостом длиной 123 м. Главные улицы города делили его на отдельные районы, в которых группировались жилые дома и храмы. Население Вавилона было довольно пестрым как по социальному, так и по этническому составу, поскольку в его состав всегда входило много иностранцев и рабов. Наверху социальной лестницы находился царь со своими приближенными. Навуходоносор II, при котором город окончательно сформировался, имел три дворца. Один дворец - летний, находившийся на холме Бабиль у реки, у начала внешних крепостных стен, второй дворец – Южный, примыкавший к дороге процессий и воротам богини Иштар, третий – Северный, расположенный здесь же, но за крепостной стеной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: