Мегарон. Реконструкция

Акрополь в Микенах.

Градостроительство и архитектура Микен.

После гибели критской культуры центр эгейской цивилизации переместился на Пелопоннесский остров в район Арголидского залива, где в это время быстро начала развиваться так называемая микенская культура, которая к этому моменту насчитывала уже несколько веков развития.

Постепенно набиравшие мощь микенцы превратились в могучую силу и распространили свою власть на целый ряд балканских, островных и малоазийских территорий. Их победу упрочило землетрясение, обрушившее критские дворцы, но критское искусство было взято на службу микенскими правителями, потому что их собственные художественные вкусы были еще недостаточно развиты.

Рис. 5. «Львиные ворота» в Микенах.

В отличие от неукрепленных городов Крита с их огромными дворцовыми комплексами, города микенской цивилизации были укреплены мощными крепостными стенами, окружавшими территорию, достаточную для того, чтобы на ней могло укрыться не только городское, но и окрестное сельское население, однако не столь обширную, чтобы там могли разместиться большие дворцы.

Стены Микен длиной 900 м и толщиной от 6 до 10 м были сложены из громадных известняковых блоков, длиной в 1,5-2 м и весом в 5-6 тонн, грубо обработанных с заполнением из глины, смешанной с мелкими камнями и землей. Наряду с циклопической кладкой стен (позднее сами греки уже не верили, что стены – дело рук человека и приписывали их создание циклопам – чудовищам-людоедам) местами имелась кладка из обработанных каменных блоков, как, например, участок стены возле главных Львиных ворот города.

Центральным входом в микенскую крепость служили ворота, воздвигнутые из четырех огромных монолитов. Ворота сложены из двух вертикально поставленных колоссальных плит, перекрытых третьей громадной плитой. Их пролет в высоту 3,2 м, в ширину – 2,85 м. Вес горизонтальной перемычки – 20 тонн. Для облегчения нагрузки над нею было оставлено пустое пространство: ряды кладок сходились над перекрывающей плитой выше, образуя свободный треугольник, закрытый огромной, треугольной известняковой плитой с рельефным изображением. На нем была представлена геральдическая сцена: колонна – священный символ правителей Микен, а по сторонам от неё - в одинаковых позах Львы. Львиные ворота – единственный образец монументальной скульптуры в эгейском искусстве, они воплощали несокрушимую мощь Микенского государства.

К воротам вел узкий проход, образованный выступавшими вперед бастионами, с которых защитники крепости могли обстреливать подступающих врагов. От ворот дорога поднималась на вершину холма, где находился царский дворец.

С авторитетом правителя было связано формирование акрополя. В Микенах и Тиринфе за крепостными стенами, возведенными на самом возвышенном месте города – акрополе – обычно укрывали водоем, где собирали дождевую воду, храм, в котором стояла статуя особо почитаемого божества и дворец царя.

Раскопки на территории микенского акрополя показали, что дворец состоял из небольшого вестибюля с двумя колоннами в выступах стен (антах) и квадратного зала – так называемого мегарона - приемного зала: в центре его располагался круглый очаг, вокруг которого четыре колонны поддерживали кровлю с отверстием в центре. Зал (13 х 12 м) был построен из тесаного камня, имел деревянные перекрытия. Стены внутри мегарона были оштукатурены и расписаны. Декоративные элементы интерьера, форма колонн свидетельствовали о несомненном влиянии на греков критских прототипов, но в самой форме и простоте микенского дворца сохранялось воспоминание о северных краях и суровом климате. Раскопки в Германии позволяют предположить, что дом с очагом в центре был обычной моделью жилища для ариев. Если на Крите образ человека растворялся в затемненном живописном внутреннем пространстве, что было связано с религиозными идеями дворца, то в Микенах и Тиринфе мегарон – приемный зал хозяина – говорил о более простой и рациональной жизни. Суровые условия выживания среди скудной природы и острого соперничества городов особо выделяли человека. Вот почему в отличие от группировавшихся вокруг внутренних дворов критских дворцов, композиции материковых греческих городов имели замкнутые внутренние пространства с могучими цитаделями-крепостями и прочными воротами, а помещения дворца нанизывались на единую ось.

Археологические исследования в Трое II и Полиохни IV, на острове Лемнос, раскопки так называемого «Дома черепиц» в Лерне (Арголида), подтвердили широкое распространение мегаронов в это время. Во всех случаях их возводили на каменном цоколе, толстые стены выкладывали из необожжённого кирпича, проложенного для прочности рядом продольных и поперечных балок; выступы стены завершали рядом вертикальных деревянных балок; а выступы портика возле стены завершали рядом вертикальных деревянных балок, поставленных на особый каменный цоколь. В этой детали можно увидеть прообраз антов — своего рода пилястров, завершающих стены целлы в греческом храме и соответствующих колоннам портика.

Анализируя внутреннее пространство мегарона важно отметить его ритуальное, репрезентативное предназначение. Некоторые исследователи, опираясь на микенскую мифологию, называли дворцы материковой Греции жилищем богини, а позднее её укреплённым убежищем или местом заточения. Унаследовав ритуальное, религиозное значение у древних горных святилищ и пещер, дворец царя, расположенный, как в Микенах, на значительной высоте становился новой формой городского святилища. «Комната хозяина» уже не была обычной жилой комнатой, отапливаемой очагом. Колонны, поддерживавшие кровлю у очага, своего рода прообраз колоннады, разделявшей будущие греческие храмы на отдельные части – нефы – уже были предназначены расширять внутреннее пространство зала, в котором устраивались важные приемы, принимались делегации, заключались договора… перед лицом священного огня, призванного очищать как поступки, так и помыслы смертных.

Вокруг мегарона, так же как на о. Крит, располагались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные. Но дворцовые дворы уже не носили характера центра архитектурной композиции, вокруг которого концентрировались более и менее самостоятельные сооружения. Характер крепости придавало дворцам и их расположение в труднодоступной местности, а также тщательно укреплённые подступы, ведущие от крепостных ворот к собственно дворцу. Иногда отсутствие фортификационных сооружений восполнялось выгодным месторасположением (например, в Пилосе). И только за крепостными стенами к дворцу примыкали дома знати, а у подножья холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы и ремесленники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: