Процесс формирования многопартийной политической системы

I Российской революции.

Создание Государственной Думы в период

Вопрос № 27

I Российской революции 1905-1907 гг.

Характер, особенности и движущие силы

Вопрос № 26

I Российской революции 1905-1907 гг.

Политические и социально-экономические причины

Вопрос № 25

В 1905-1907 гг. в России произошла революция, вызванная необходимостью насильственного устранения препятствий на пути дальнейшей модернизации России, которые не смог устранить правящий режим. Конкретные её причины можно свести к 4 главным «вопросам» российской жизни, которые революция должна была разрешить:

1) «Политический» – необходимость устранения абсолютизма и построения основ гражданского общества и правового государства; обеспечения широким народным слоям доступа к участию в политической власти; появления представительного законодательного органа, демократических свобод (слова, печати, собраний, совести, союзов), неприкосновенности личности и собственности, равенства всех перед законом и уничтожения сословного строя.

2) «Аграрный» – необходимость устранения основных пережитков феодализма в сельском хозяйстве: помещичьего землевладения; малоземелья и нищеты основной массы крестьянства; общинного землевладения.

3) «Рабочий» – необходимость устранения препятствий на пути свободного развития рыночных отношений в промышленности (чрезмерного государственного контроля, сверхмонополизации, сословно-бюрократи-ческих препятствий); улучшения условий труда и быта рабочих (умень-шения рабочего дня, установления норм охраны труда и т.д.); легализации профсоюзов и забастовок; введения социального законодательства.

4) «Национальный» – необходимость прекращения политики «великорусского шовинизма», проводившейся самодержавием; предоставления национальностям свободы для развития своего языка и культуры («культурная автономия») и политического самоуправления («политическая автономия»).

1) Первая революция носила буржуазно-демократический характер. Это значит, что осуществление задач, стоящих перед революцией (см. вопрос № 24), привело бы к созданию в России буржуазно-демократичес-кого государства.

2) Особенности Российской революции:

1. Необходимость как решения задач, характерных для перехода от феодализма к капитализму («аграрный» вопрос - см. вопрос № 24), так и разрешения противоречий, присущих капитализму («рабочий» вопрос - см. вопрос № 24).

2. Наличие проблемы, которой не знали революции Запада, – «национального» вопроса (см. вопрос № 24). Всё это обусловило особую остроту революционных противоречий и радикализм революционной борьбы.

3) Движущими силами революции стали рабочий класс и крестьянство. Буржуазия, которая на Западе сыграла роль вождя революции, в России эту роль (в силу своей политической слабости и инертности, зависимости от самодержавия) уступила революционной интеллигенции.


В результате революционной борьбы, кульминацией которой стала Всероссийская октябрьская стачка, парализовавшая жизнь страны, самодержавие вынуждено было пойти на уступки. Был издан Манифест 17 октября 1905 г., который обещал империи демократические свободы, неприкосновенность личности и создание представительного законодательного органа. Согласно ему в апреле 1906 г. в России была созвана I Государственная Дума. Император был лишён права сам издавать законы. Избирательное право не было ни всеобщим (избирательных прав были лишены женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие и полиция; учащиеся; прислуга, батраки), ни равным (голосование проходило по 4 «куриям» – «уездных землевладельцев» в основном дворян – помещиков, «городских избирателей» – буржуазии и интеллигенции, «рабочей» и «крестьян-землевладельцев»; соотношение голосов между ними выглядело как 1:3:45:15), ни прямым (для первых двух курий – двухступенчатая система голосования, для рабочей – трёхступенчатая, для крестьянской – четырёхступенчатая). Дума была лишена права контролировать около 40 % российского бюджета.

Для того чтобы своим консерватизмом сдерживать принятие либеральных думских законопроектов, была создана вторая палата законодательного органа – Государственный Совет (половина его назначалась императором из числа представителей высшей бюрократии, половина комплектовалась корпоративными выборами из представителей в основном зажиточного консервативного дворянства). Он мог отклонить любой думский законопроект. Его мог отклонить и император. Монарх имел право также прервать занятия Думы и распустить её, а также в перерывах между думскими сессиями издавать указы, имевшие силу закона. Царь назначал и смещал правительство без всякого участия Думы. Таким образом, полномочия этого органа были чрезвычайно ограничены монархом, что вызывало неприятие общества и депутатов.

Эпоха первой и второй (1906-1907 гг.) Думы характеризовалась взаимными попытками самодержавия и парламента перетянуть одеяло властных полномочий на свою сторону. Депутаты (большинство мест получили представители леволиберальных «кадетов», радикально настроенных крестьянских представителей – эсеров и «трудовиков», а также РСДРП) требовали упразднения Государственного Совета, создания ответственного перед Думой правительства, введения всеобщего, равного, прямого, избирательного права, немедленного осуществления всех демократических свобод без ограничений, принудительного отчуждения государственных и помещичьих земель в пользу малоземельных крестьян. Император и правительство, в свою очередь, отказывались от любых компромиссов с законодателями. Николай II через 72 дня после созыва распустил первую Думу, а когда понял, что ничего этим не добился, прибег 3 июня 1907 г. к пересмотру избирательного закона, для того чтобы обеспечить удобный для себя состав депутатского корпуса. Теперь соотношение между куриями выглядело как 1:4 и 65 (городская курия была разделена на 2 – «буржуазную» и «интеллигентскую»): 564:265. Пересмотр же избирательного закона был исключительной прерогативой представительных органов. Поэтому революцию можно было считать законченной, а грубое нарушение императором законности закрепило за этим событием название «третьеиюньского переворота».

С деятельностью представительного законодательного органа связано и появление новых (легальных) парламентских партий. Монархистские (консервативные) партии, опиравшиеся на дворянство, крупную буржуазию и чиновников выдвигали своей целью противодействие революции и восстановление дореволюционных порядков. Появились и либеральные партии. Октябристы выступали за сохранение режима дуалистической монархии, решение аграрного вопроса, не затрагивая помещичьего землевладения (путём разрушения общины), за введение ограниченного социального и рабочего законодательства. Кадеты призывали к: построению парламентской монархии или республики; частичному отчуждению помещичьей земли в пользу малоземельного крестьянства за выкуп; предоставлению национальностям «культурной автономии»; введению радикального социального и рабочего законодательства. Революционные партии, появившиеся до революции, продолжали существовать и играть видную роль как в стенах Думы, так и вне ее, так как основной своей целью они видели разжигание революционной борьбы. Они выступали за установление демократической республики, РСДРП – за национализацию или муниципализацию, эсеры – за социализацию земли и отмену частной собственности на неё, право наций на самоопределение вплоть до отделения от России, введение развитого и радикального социального и рабочего законодательства. Эсеры предлагали перейти к социализму сразу, РСДРП – лишь после построения буржуазно-демократической республики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: