Современная Россия во внешнем мире

Вопрос № 49

Чеченская проблема

Межнациональные отношения в современной России.

Вопрос № 48

1) Распад СССР породил ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений в России. Наиболее остро они проявились в:

1. регионах, соседствующих с районами открытых конфликтов (Кавказ);

2. местах сосредоточения беженцев (Кавказ и Предкавказье);

3. территориях с разделёнными народами (Дагестан, Осетия);

4. местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения (Северный Кавказ, Крайний Север);

5. городах-мегаполисах со сложной криминогенной обстановкой;

6. районах с избыточными трудовыми ресурсами (Северный Кавказ, Калмыкия).

7. Попыткой снизить остроту межнациональных проблем за счёт договорённости с местными национальными элитами стал Федеративный договор (март 1992 г.). Субъекты России получили реальную государственно-политическую автономию, значительный объём полномочий и возможность участвовать в их распределении между центром и субъектами. Однако договор заложил принципы неравенства субъектов Федерации и правового сепаратизма, а Татарстан, Башкирия, Чечня подписали его много позже.

8. С 1996 г., когда была принята концепция национальной политики РФ и разработаны её основные принципы (равноправия субъектов, запрещения ограничения прав граждан по национальному признаку, сохранения государственного единства РФ и т.д.), наблюдается тенденция к уменьшению проявлений сепаратизма в России.

2) С особой силой кризис межнациональных взаимоотношений проявил себя в Чеченской республике. В 1991 г. в результате государственного переворота и установления авторитарного режима, базировавшегося на насилии над гражданами, там возник «вооружённый конфликт». Суть его была в мятеже, поддерживаемом извне исламскими фундаменталистами, ставящем задачей отрыв Северного Кавказа от России и создание на его территории конфедерации ваххабитского толка. С целью подавления «внутренних беспорядков», ликвидации очагов терроризма и угрозы суверенитету и целостности Российского государства и безопасности населения Чечни РФ в 1994 г. ввела на её территорию свои войска. Итогом этого стали две Чеченские войны:

1. Первая (1994-1996 гг.) закончилась (в результате конъюнктурных интересов власти и отсутствия у неё должной политической воли) так называемыми «хасавюртовскими соглашениями». Их суть была в фактическом признании независимости Чечни. Однако это привело только к дальнейшему нарастанию конфликта.

2. С нападения весной 1999 г. чеченских боевиков на территорию Дагестана началась вторая Чеченская война (1999-2000 г.). В результате энергичных действий правительства, возглавляемого В.В. Путиным, уже к лету 2000 г. фактически вся территория Чечни находилась под контролем федеральных войск. Дальнейшие боевые действия приняли вялотекущий характер и характеризовались попыткой боевиков навязать крупномасштабную партизанскую войну, что, однако, из-за отсутствия значительной поддержки населения не удалось. После окончания широкомасштабных боевых действий политика федерального центра в Чечне была направлена на:

а) восстановление экономики Чечни;

б) благоустройство её социальной сферы и возврат беженцев;

в) организацию конституционных политических структур республики (принятие Конституции, избрание Президента и т.д.).

1) Во внешней политике перед Россией встали несколько наиболее важных задач. Первая из них – проблема конструктивного, взаимовыгодного сотрудничества со странами ближнего зарубежья (СНГ). Наиболее значимые шаги в этом направлении – это:

1. создание различных организационных структур СНГ (Межпарламентская Ассамблея, Международный Экономический Комитет, Совет коллективной безопасности и т.д.) и подписание его Устава;

2. мероприятия, направленные к экономической интеграции России с рядом стран СНГ:

а. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (1996 г.) и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в 2001 г., куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Последнее превратилось в локомотив экономических интеграционных процессов в СНГ.

б. Особо тесные отношения связали Россию с Белоруссией. В 1996 г. был подписан Договор об образовании Содружества России и Белоруссии, а в 1999 г. было провозглашено образование Союзного государства, представлявшего собой уже фактически конфедеративное образование;

3. соглашения, принятые для сохранения мира на территории СНГ. С этой целью в 2002 г. была создана Межгосударственная региональная Организация Договора о коллективной безопасности, в которую вошли Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, наладившая в своих рамках механизмы военного сотрудничества.

2) Вторым направлением стало налаживание взаимодействия с США и НАТО.

1. Вначале сотрудничество с США и НАТО ограничилось взаимными интересами в разоружении и сохранении мира. В связи с этим с США в 1993 г. был подписан договор ОСНВ-2, по которому стороны обязались на 2/3 сократить свои ядерные арсеналы, а с НАТО было подписано соглашение о присоединении России к программе «Партнёрство во имя мира».

2. Однако после событий 11 сентября 2000 г. задачи сотрудничества изменились. Теперь это – совместное укрепление международной безопасности, предотвращение распространения оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом и наркобизнесом. В появившемся в 2002 г. Совете Россия-НАТО все его участники стали работать уже как равные партнёры. Основной проблемой во взаимоотношениях с США и НАТО остаётся сопротивление России построению однополярного мира и дальнейшему расширению НАТО.

3) Третье направление – это сотрудничество России с Европейскими странами (на них приходится 68 % торгового оборота России). В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы, в компетенцию которого входят вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. В 1994 г. Россия стала членом «восьмёрки» ведущих стран мира, а в 2002 г. получила право на участие в принятии ей не только политических, но и экономических решений.

4) Четвёртое направление – это взаимоотношение России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, очень важными в геополитическом отношении. Наиболее значимым шагом здесь стало создание в 2001 г. по инициативе Москвы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Её учредителями стали Россия, Казахстан, Киргизия, Китай, Таджикистан, Узбекистан. Эта организация, созданная с целью укрепления мира, торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества в этом регионе, стала противовесом идее однополярного мира и реальным механизмом противодействия угрозе терроризма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: