Какой новый тип учебного заведения появился в Республике Беларусь в 90-х годах XX века?
Переход на какой срок обучения в средней школе предусматривала реформа общеобразовательной средней школы 1998 года в Республике Беларусь?
Какой из принципов не лежит в основе реформы системы образования Республики Беларусь 1996 года?
Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в конце ХХ – начале XXI века.
Информационный блок:
Таблица 33.
Инновации в системе образования Республики Беларусь
(конце ХХ - нач. ХХ1 в.)
| Высшее образование | Среднее образование |
| Обновление нормативно-законодательной базы | |
| Появление частного сектора в образовании | |
| Коммерциализация системы образования | |
| Модернизация учебных планов и программ | |
| Создание нового поколения учебной литературы | |
| Создание новых типов вузов (академия, высший колледж) | Создание новых типов школ (гимназия, лицей) |
| Внедрение многоступенчатой системы подготовки специалистов | Попытки пересмотра структуры школы (11-12-11 лет обучения) |
| Изменение правил поступление в вузы (замена вступительных экзаменов централизованным тестированием) | Попытки внедрения профильного обучения |
| Экспериментальное внедрение модульно-рейтинговой системы | Обучение с 6 лет |
| Внедрение систем менеджмента качества в вузы | Постепенный переход на пятидневную рабочую неделю |
| Развитие дистанционного обучения | Развитие инновационной деятельности |
| Широкое использование информационных технологий | Отход от традиционной парадигмы обучения в средней школе |
| Акцент на повышение роли и объема самостоятельной работы обучаемых | |
| Внедрение стандартизации и разработка образовательных стандартов | |
| Изменение системы оценивания учебных достижений обучаемых |
В отечественной школьной практике долгое время была принята пятибалльная система отметок. Однако, уже начиная с середины ХХ века пятибалльная система оценок фактически превратилась в 3-х бальную, а для учащихся, которые не в состоянии были учиться на 4 и 5, в двухбалльную (2 и 3). Очевидно, что такая система слабо стимулировала учебный труд школьников. Многие учителя использовали в качестве дополнения знаки «плюс» и «минус», что приводило к тому, что оценка имела три градации 5+, 5, 5-. В постсоветский период в ряде стран СНГ предпринимаются попытки внедрения новой шкалы оценок, более объективно отражающей степень овладения школьниками учебного материала. Так, в Республике Беларусь с 1 сентября 2002 года была введена 10-балльная система оценки знаний. Характерно, что шкалы оценок, используемых в мировой школьной практике, достаточно разнообразны (от 3-бальной до 100-балльной). Так, в Австрии принята 5-балльная система оценок, в Италии и Нидерландах – 10-балльная, во Франции – 20-балльная, на Украине и в Литве – 12-балльная. Во многих странах (Германия, Италия, Греция) для каждой ступени (начальная, базовая, старшая школа) существует своя система оценок. В начальной школе ряда стран Европы оценки вообще не ставятся.
Контрольный блок:
1. С помощью педагогических словарей и энциклопедий расшифруйте принципы образовательной системы:
| Принцип | Трактовка |
| Гуманизация образования | |
| Гуманитаризация образования | |
| Доступность образования | |
| Диверсификация образования | |
| Демократизация образования | |
| Децентрализация образования | |
| Информатизация образования |
2. Составьте схему современной системы образования в Республике Беларусь:
| Ступень /уровень образования | Возраст обучаемых | Типы учреждений | Сроки обучения |
| Дошкольное | |||
| Начальное | |||
| Неполное среднее | |||
| Полное среднее | |||
| Среднее специальное | |||
| Высшее |
3. В начале 90-х гг. в Республике Беларусь появляются учебные заведения нового типа (гимназия, лицей, школа-колледж и др.). Назовите их отличительные черты. Проиллюстрируйте их на примере деятельности конкретного учебного заведения.
4. Заполните таблицу 34 «Ученые степени и ученые звания»:
| Ученая/академическая степень | Определение понятия | Ученое/академическое звание | Определение понятия |
| Бакалавр | Доцент | ||
| Лиценциат | Профессор | ||
| Магистр | Член-корреспондент | ||
| Кандидат наук | Академик | ||
| Доктор наук |
5. Выберите правильный ответ:
А) Совмещение национально-культурной и региональной основы образования с ориентацией на усвоение высших достижений национальной и мировой
культуры
б) Гуманизация, гуманитаризация и демократизация образования
в) Вариативность путей получения образования
г) Платная основа получения образования
д) Непрерывность образования и преемственность его ступеней
А) 9 лет б)10 лет в)11 лет г)12 лет
А) Академия б)ПТУ в) лицей г) специализированная школа с углубленным изучением предметов
4. Какое из утверждений не является одной из основных задач общеобразовательной школы 90-х годов XX века?
А) Подготовка молодого поколения к полноценной жизни
Б) Воспитание человека в традициях утилитаризма
В) Подготовка молодого поколения к деятельности в обществе
Г) Передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры
Д) Содействие гармоническому развитию личности
5.Обязательный минимум содержания образовательных программ в Республике Беларусь устанавливается:
А) Министерством образования
б) педагогическим советом
в) образовательным учреждением
г) государственным образовательным стандартом
6. Какая отметка по новой системе оценки знаний в РБ соответствует «очень хорошо»:
а) 8 б) 7 в) 6 г) 5
А) переход на 100-бальную систему оценки
Б) переход на 10-бальную систему оценки
В) переход на 20-бальную систему оценки
Г)переход на 50-бальную систему оценки






