Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм

Будный Симон

(1530-1593)

Белорусский гуманист и просветитель, философ, филолог, историк, идеолог реформационного движения в Белоруссии и Литве. Окончил Краковский университет, с 1558 г. работал учителем протестантской школы в Вильно. С 1560 г. стал проповедником кальвинистской общины в Клецке. Разработал религиозно-просветительскую доктрину радикальной Реформации. Автор книг «О двух сущностях Христа» (1574), «О наиболее важных положениях христианской веры» (1576), «О светской власти» (1583) и др. В 1562 г. основал в Несвиже типографию и издал в ней на старобелорусском языке «Катехизис». Издал первый печатный учебник для школы на белорусских землях. Продолжал традиции Ф.Скорины, призывал к развитию национальной культуры и белорусского языка. Выступал за предоставление права на образование для всех сословий. Осужден как еретик (1582). В Несвиже просветителю, чья издательская деятельность связана с этим городом, был поставлен памятник.

Гербарт Иоганн Фридрих

(1776-1841)

Немецкий философ, психолог и педагог. Учился в Йенском и Геттингенском университете. В начале своего пути находился под сильным влиянием Песталоцци, с которым познакомился в 1798 году, когда работал домашним учителем в Швейцарии. Воспринял ряд идей Песталоцци, однако лишил их демократической направленности, характерной для педагогических взглядов Песталоцци. В своей деятельности ориентировался на обеспеченных учащихся, в то время как Песталоцци рассматривал свой «метод» как «метод бедноты». Был профессором Кенигсбергского университета, при котором основал педагогический семинар с опытной школой. Опираясь на данные философии и психологии, попытался теоретически обосновать педагогику. По Гербарту, философия указывает цель воспитания, а психология — пути достижения этой цели. Гербарт различал педагогику как науку и как искусство воспитания. Внес вклад в развитие дидактики, разработав учение о ступенях обучения. Дал психолого-педагогический анализ процесса усвоения знаний детьми под руководством учителя. Схема обучения, предложенная Гербартом, была популярна в европейской педагогике второй половины Х1Х века. Поскольку основным объектом его внимания было прежде всего гимназическое образование, он считается идеологом образовательной философии европейской средней школы второй половины Х1Х века. Гербарт был убежденным сторонником классического направления среднего образования. Считал, что основной упор в обучении необходимо делать на предметах, показывающих путь, пройденный человечеством (древние языки, античная история и литература, математика, география). Внес вклад в развитие теории воспитывающего обучения, разработку его методики, средств и приемов. Педагогическая концепция Гербарта оказала огромное влияние на развитие теории и практики воспитания в мире. Основные работы — «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник психологии» (1816), «Очерк лекций по педагогике» (1835).

(1790-1866)

Известный немецкий педагог первой половины Х1Х, деятель народного образования. За свою организаторскую деятельность по объединению немецкого учительства получил почетное звание «учитель немецких учителей». Окончил Тюбингенский университет (1811). Еще в университетские годы познакомился с идеями Песталоцци, приверженцем которого он оставался всю жизнь. Работал учителем гимназии, где преподавал физику и математику. В 1817 году защитил докторскую диссертацию «О конце мира», где на основе данных физики и математики опровергал данные о приближающейся гибели мира, которую предрекали многие ученые того времени. В 1820 году возглавил учительскую семинарию в г. Мерсе. За 12 лет, в течение которых Дистервег был директором семинарии в Мерсе, под его непосредственным руководством было подготовлено свыше 200 учителей для начальных школ Рейнской области. Разработанный им учебный план семинарии был признан образцовым и положен в основу работы других прусских семинарий. В 1827 году основал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания и обучения…», который редактировал до самой смерти. На страницах журнала, где он поместил свыше 400 статей, пропагандировал взгляды Песталоцци, помещал рекомендации по методике преподавания отдельных предметов. Известен как автор учебников по геометрии, арифметике, родному языку, получивших распространение в начальных и средних школах и неоднократно переиздававшихся. Был горячим сторонником реального образования и критиковал засилье классицизма в современных ему гимназиях.

В 1832 году был назначен директором Берлинской семинарии, где совмещал руководящую и педагогическую работу. В 1832 году основал «Педагогическое общество», состоявшее из воспитанников семинарий, разделявших педагогические взгляды Дистервега. На заседаниях общества рассматривались вопросы методики преподавания дисциплин, реферировались классическая и современная педагогическая литература. С целью объединения немецкого учительства провел реорганизацию ряда педагогических обществ, инициировал проведение многочисленных педагогических конференций. В 1835 году опубликовал свой самый знаменитый труд «Руководство к образованию немецких учителей», которое при его жизни выдержало четыре издания.

Хотя Дистервег не был атеистом, он открыто выступал против опеки церкви над школой, против конфессионального обучения. Религиозные взгляды Дистервега вызывали недовольство реакционных кругов, расценивались как опасное вольнодумство. После ревизии семинарии в 1847 году он был отстранен от должности директора семинарии, а в 1850 году отправлен в отставку. До самой смерти Дистервег продолжал отстаивать интересы немецкого учительства, активно работал в различных учительских организациях, выступал в Прусской палате депутатов, редактировал журналы, переиздавал свои учебники.

Дьюи Джон

(1859-1952)

Американский философ, психолог и педагог. В 1879 году окончил Вермонтский университет. Работал профессором в Мичиганском (1884-1994), Чикагском (1994-1904) и Колумбийском (1904-1930) университетах. В его трудах получила дальнейшее развитие и окончательное оформление прагматистская педагогика, которая в начале ХХ века стала теоретической основой реорганизации школы США, обусловив новые цели, содержание и методы школьного обучения. Дьюи критиковал современную ему американскую школу за отрыв от жизни, выступал за ее реформу, требовал пересмотра коренных основ школьного образования.

Исходя из того, что люди лучше всего знают то, что они сами делают, Дьюи противопоставил традиционной школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение «путем делания», т.е., извлечение всех знаний из практической самодеятельности и личного опыта школьника. Он предложил новую концепцию образования для американской массовой школы, которая способствовала развитию «практического импульса» у детей. Поскольку «интеллектуальные импульсы» — привилегия немногих, нет смысла давать основной массе школьников отвлеченные знания. Все знания должны извлекаться из личного опыта ребенка во взаимодействии с окружающей средой. Разработал педагогическую теорию, которую впервые практически применил в экспериментальной школе-лаборатории при Чикагском университете.В центр предложенной им педагогической системы поставил труд. По мнению Дьюи, важно подготовить школьников к трудовой деятельности уже в школе, дав им необходимые знания, и включив в доступные виды труда. Наряду с трудом большое место в учебном процессе отводил игровой деятельности, импровизациям, экскурсиям, домоводству, художественной самодеятельности. Стоял на позициях педоцентризма, сводил роль учителя к организации детской самодеятельности и пробуждению у школьников любознательности. Большую роль отводил семейному воспитанию и вовлечению родителей в решение задач воспитания. Организовал первую в США Ассоциацию родителей и учителей.

Педагогика Дьюи пользовалась большой популярностью в Европе. Советская школа 20-х годов была восприимчива к идеям западных педагогов, что нашло свое отражение в их заимствовании (комплексные программы, метод проектов). В 1928 году американский педагог посетил СССР. Педагогическая концепция Дьюи оказала огромное влияние на систему школьного образования в США и других стран в 30-е годы. Неоднократно бывал в Мексике, Великобритании, Турции, Китае, где выступал перед педагогической общественностью с пропагандой своих идей.

Коменский Ян Амос

(1592-1670)

Мыслитель-гуманист, философ, лингвист, основоположник педагогики. Жил в бурную эпоху перехода от средневековья к новому времени, был современником Т.Кампанеллы, Д.Бруно, Г.Галилея. Семья Коменского принадлежала к протестантской общине чешских братьев. Для всех членов протестантских общин было обязательным умение читать и писать на родном языке, знать Библию. Обучение детей в семьях и братских школах было непреложным правилом. Одновременно дети обучались различным полезным ремеслам и сельскому хозяйству. В возрасте 12 лет Коменский лишился родителей. Учился в братской и латинской школах. Вспоминал школьные годы как потерянное время. Недостатки обучения и личный отрицательный опыт побудили его впоследствии заняться разработкой вопросов, связанных с совершенствованием содержания и методов школьного образования. Несколько лет учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах Германии. В возрасте 22 лет начал практическую деятельность в школе, которую сам окончил. Считал, что средством устранения пороков общества может быть разумно организованное образование и воспитание молодого поколения. Для всех антикатолических движений было характерно отрицательное отношение к образованию. С началом в 1618 году тридцатилетней войны и гонениями на протестантов был вынужден покинуть Чехию. Вместе с общиной чешских братьев перебирается в Польшу, в город Лешно, где прожил около 28 лет. Здесь помимо своей самой известной работы — «Великая дидактика», Коменский написал книгу для родителей «Материнская школа», учебник латинского языка «Открытая дверь языков», учебники по физике и астрономии. Труд Коменского по распространению знаний, культурного наследия через школу в изгнании пользовался поддержкой общины чешских братьев. В 1650-54 гг. в Венгрии работает консультантом по школьным вопросам, пытается реорганизовать начальное обучение. В венгерский период создает учебник «Мир чувственных вещей в картинках», где впервые в истории иллюстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего усвоение учебного материала. Учебник произвел подлинную революцию в учебном деле, он неоднократно переиздавался в Европе. Последние годы жизни провел в Амстердаме. До Коменского не существовало целостной теории воспитания и обучения. Он первым предложил стройную концепцию воспитания и обучения юношества через систему взаимосвязанных школ и научно обосновал оригинальную дидактическую систему, получившую название классно-урочной.

Считается, что чешский педагог намного опередил свое время, его идеи стали пользоваться особой популярностью с конца Х1Х века.

Корчак Януш (псевдоним)

(наст.имя – Генрик Гольдшмит)

(1878-1942)

Польский педагог, общественный деятель, детский писатель. Окончил медицинский институт в Варшаве. В течение 8 лет работал врачом-педиатором в детской больнице. В 1911 году на средства богатых филантропов открыл в Варшаве «Дом сирот», в котором вел работу с беспризорными детьми.

Принял участие в первой мировой войне. На фронте написал книгу «Как любить детей», в которой изложил свою педагогическую систему.

Перу Корчака принадлежит около 20 книг по воспитанию: «Воспитательные моменты» (1919), «О школьной газете» (1921), «Король Матиуш первый», «Правила жизни» (1930), «Шуточная педагогика» (1939) многочисленные статьи в журналах. Основанные на наблюдениях и педагогическом опыте, они раскрывают вопросы формирования детского коллектива, развития школьного самоуправления, детской самодеятельности.

Педагогическая система Корчака получила широкую известность. Ее высоко оценивали советские педагоги (П.П.Блонский, Н.К.Крупская).

Его общественно-педагогическая деятельность была многогранной: помимо руководства работой «Дома сирот» и интерната «Наш дом», читал лекции на педагогических курсах, выступал в суде по делам малолетних преступников, много печатался. Во время второй мировой войны погиб в печах Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками.

Крупская Надежда Константиновна

(1869-1939)

Известный советский педагог, организатор народного образования в СССР. Окончила одно из лучших частных учебных заведений Петербурга -- гимназию Оболенской, славившейся своими демократическими традициями. У Крупской рано проявились педагогические способности. С 14 лет стала давать частные уроки. По окончании гимназии училась на историко-филологическом отделении Бестужевских курсов. Увлекшись марксизмом начала работать учительницей в вечерней воскресной школе для взрослых в рабочем районе Петербурга. Соединяла преподавательскую деятельность с пропагандой марксизма. После ареста была приговорена к ссылке, которую отбывала вместе с В.И.Лениным в Сибири. После ссылки выехала за границу, где принимала участие в подготовке революций 1905-07 гг. и 1917 г. В эмиграции изучала постановку народного образования за рубежом, знакомилась с трудами известных педагогов. В дореволюционный период опубликовала ряд статей в российских педагогических журналах, в которых критиковала царскую школу за отрыв от жизни, формализм преподавания, духовную опустошенность молодежи. В 1915 году издала книгу «Народное образование и демократия», в которой дана марксистская интерпретация проблем образования и воспитания подрастающего поколения.

В послеоктябрьский период принимает активное участие в строительстве новой школы. Возглавляет научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета (1921-32), редактирует педагогические журналы, читает лекции, является членом коллегии Наркомпроса. С 1929 года – заместитель народного комиссара просвещения РСФСР

Внесла крупный вклад в разработку проблем коммунистического воспитания, дошкольного и семейного воспитания, трудового воспитания и политехнического обучения.

Стояла у истоков пионерского движения в СССР, была одним из его теоретиков и организаторов. В ряде своих работ сформулировала суть, содержание и принципы деятельности пионерской организации.

За крупный вклад в разработку теории обучения и воспитания в 1931 году была избрана почетным академиком Академии наук СССР, с 1936 г. утверждена в степени доктора педагогических наук.

Макаренко Антон Семенович

(1888-1939)

Известный советский педагог. После окончания Кременчугского городского училища и высших педагогических курсов при нем стал работать учителем железнодорожного училища на Украине. События 1905-1907 годов оказали огромное влияние на Макаренко. Он участвовал в съездах учителей, увлекался творчеством Горького. В 1917 году с золотой медалью окончил Полтавский учительский институт. В сентябре 1920 года создал и возглавил трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, где на практике осуществил обучение и воспитание в сочетании с производительным трудом.

С 1927 года участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Дзержинского в пригороде Харькова, где был создан высокоорганизованный детский коллектив. В 1937 году переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Система педагогических взглядов Макаренко изложена в его статьях, выступлениях, докладах, литературно-художественных произведениях. Широкую известность педагогу принесли его книги «Педагогическая поэма»(1933-35), «Флаги на башнях»(1938), «Книга для родителей» (1937).

При жизни Макаренко его педагогическая деятельность получила неоднозначную оценку. Официальная педагогика настороженно относилась к «рядовому», «провинциальному практику», чьи идеи шли в разрез общепринятым. Нападки на него в центральной педагогической прессе, на съездах и совещаниях педагогических работников были постоянными. Макаренко был сильной, незаурядной личностью, он творчески подходил к решению вопросов воспитания и обучения в новых социальных условиях. Он имел свою позицию по ряду вопросов, которую последовательно защищал. С критикой Макаренко выступали Крупская, Луначарский и другие известные деятели образования того времени. Его обвиняли в демократизме, чрезмерном увлечении самоуправлением, нарушении принципов трудового воспитания в советской педагогике, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности. После смерти был канонизирован и причислен к классикам марксистско-ленинской педагогики. Трактовка его работ в советский период носила ярко выраженный односторонний характер, публикация трудов проводилась с купюрами и исправлениями, идеологическими штампами. Идеи Макаренко получили большую популярность за рубежом (Германия, Япония), где действовали Макаренко-центры и лаборатории, скрупулезно изучавшие и анализировавшие его педагогическое наследие. Открытие в СССР доступа к документам и архивам в середине 80-х годов ХХ века позволило отечественным исследователям дать объективную оценку педагогическому творчеству А.С.Макаренко.

Монтессори Мария

(1870-1952)

Известный итальянский педагог. Была первой женщиной, получившей степень доктора медицины. Получила известность как автор системы воспитания детей в возрасте от 5 до 12 лет. После окончания Римского университета работала в качестве ассистента психиатрической клиники.

Работая с умственно отсталыми детьми, разработала методы развития органов чувств. В 1907 году стала применять свои идеи на практике в Доме ребенка – дошкольном учреждении для бедняков. Считала возможным, что можно изменить к лучшему жизнь без изменения существующего строя.

Придавала огромное внимание развитию сенсорной культуры в дошкольном и младшем школьном возрасте. Предложила систему дидактических материалов для развития у детей слуха, зрения, осязания. Ребенок, работая с этими материалами, самостоятельно обнаруживал и исправлял ошибки, что, по мнению Монтессори, способствовало развитию самовоспитания и самодисциплины.

С приходом к власти Муссолини Монтессори эмигрирует за границу, где активно пропагандирует свои педагогические идеи: открывает школы, работающие по ее системе, организует конгрессы.

Педагогика Монтессори имела много последователей в России, где еще до революции были известны ее работы. В советский период в Москве и Ленинграде по системе Монтессори работали 2 детских сада. В 1927 году они были реорганизованы и имя педагога предано забвению. Интерес к педагогике Монтессори в СССР вновь возник на волне перестройки. В настоящее время педагогическая система Монтессори широко известна в мире. По ее методике работают детские сады и начальные школы.

Песталоцци Иоганн Генрих

(1746-1827)

Выдающийся швейцарский педагог-демократ, посвятивший около 50 лет своей жизни воспитанию и обучению детей. Разработал теорию трудового воспитания и элементарного образования и апробировал ее на базе экспериментальных учреждений. Родился в Цюрихе в семье врача, образование получил в начальной и латинской школе своего родного города, а также высшей школе (коллегиуме). В студенческие годы принимает активное участие в буржуазно-демократическом движении передовой интеллигенции Швейцарии. Общественный подъем 60-х гг. в стране вызвал к жизни появление новых учебных заведений. В Нейгофе, в приюте для детей-сирот Песталоцци попытался претворить в жизнь свой идеал народной школы, основанный на сочетании обучения с производительным трудом. Нейгофский опыт получил отражение в ряде статей Песталоцци, а также в его романе «Лингардт и Гертруда» (1781-1787). В 1798 году по поручению правительства он направляется в одни из кантонов страны с тем, чтобы организовать приют для осиротевших детей, родители которых погибли во время восстания. В городе Станце в здании монастыря он открывает приют для 80 воспитанников, организованный по принципу семьи. В короткий срок ему удалось сплотить коллектив воспитанников. Песталоцци ищет новые приемы и методы работы, у него зарождаются идеи о развивающем школьном обучении и элементарном образовании, призванном стимулировать присущее ребенку стремление к деятельности. Эти идеи получили развитие под названием «метод Песталоцци» в последующие годы его жизни. В 1800 году во главе с Песталоцци создается Бургдорфский институт — средняя школа с интернатом и при ней учительская семинария. На базе этого учреждения Песталоцци продолжает разработку своего «метода». В Бургдорфе Песталоцци достигает важных результатов по разработке идеи элементарного образования и частных методик первоначального обучения. Он публикует работу «Как Гертруда воспитывает своих детей» (1801), книги для первоначального обучения «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе» и др., которые были переведены на ряд европейских языков и принесли ему европейскую славу. Местные власти с подозрением относились к деятельности педагога и рассматривали его институт как «рассадник демократизма». В связи с наступлением реакции учреждение Песталоцци было переведено во французскую часть Швейцарии, где в 1805 году педагог открыл институт, состоявший из средней школы и учреждения по подготовке учителей. Ивердонский институт получил мировую известность. Его посещали ученые, писатели, выдающиеся современники Песталоцци. Однако успех этого учреждения не радовал Песталоцци, который всю жизнь мечтал работать с крестьянскими детьми, а учащиеся Ивердонского института были выходцами из состоятельных слоев населения. Отсутствие единства среди педагогов, трения в коллективе привели к закрытию института в 1825 году. Песталоцци возвращается в Нейгоф, где началась его педагогическая деятельность и пишет книгу «Лебединая песня» (1826), которая стала его педагогическим завещанием. В ней он подводит итоги своих педагогических исканий, пытается вскрыть причины неудач, связанных с реализацией его «метода». Идеи Песталоцци получили живой отклик не только среди современников, его труды и педагогические идеи были востребованы в последующие эпохи. Талантливый педагог-практик остался в истории образования как основатель народной школы, основоположник дидактики развивающего обучения.

Петерсен Петер

(1884-1952)

Немецкий педагог. Родился в многодетной крестьянской семье. В ранней юности порвал с сельским укладом и уехал учиться в город. Высшее образование получил в университетах Лейпцига, Киля, Копенгагена. В 1908 году защитил диссертацию на философском факультете Йенского университета. В следующем году, сдав экзамен на право преподавания в старших классах школы, становится учителем школы по подготовке научных кадров в Гамбурге, где проработал около 10 лет. Начало его педагогической деятельности совпало с общественным движением за реформу немецкой школы. Он принимает активное участие в движении за школьное реформирование, выступает в прессе со статьями, в которых излагает свои взгляды на будущее немецкой школы. Был сторонником единой школы. Весной 1920 года он возглавил реальную школу в одном из районов Гамбурга. Философский факультет Гамбургского университета присваивает ему ученую степень по философии и педагогике за работу «История аристотелевской философии в протестантской Германии». В течение трех лет он преподает философию и педагогику в университете. В 1923 году переезжает в Тюрингию, где возглавил кафедру педагогики Йенского университета и фактически стал руководить педагогической семинарией и образцовой школой, на базе которых развернул исследовательскую деятельность. Благодаря своим многочисленным публикациям и практической деятельности Петерсен становится широко известным в Германии. В глазах прогрессивной педагогической общественности являлся ярким представителем реформаторской педагогики.

Широкую известность принесли Петерсену его работы «Йена-план шуле», «Общая педагогика», «Педагогические исследования». В 1927 году на 1У международном конгрессе «Всемирного союза за обновление образования» он представил педагогической общественности свою концепцию школы, основанную на поиске новых форм обучения и воспитания в рамках дифференцированного подхода к способностям детей. С этого времени в Европе начинается широкое распространение его модели школы, получившей название «Йена-план».

В условиях нацистской Германии (1933-45) сумел продуктивно работать в области педагогики. Несмотря на статус благонадежного находился под наблюдением гестапо. Его жизнь и педагогическая деятельность неоднозначно оценивалась современниками. Одни считали его реформатором, другие консерватором. В довоенный период по приглашению педагогической общественности посетил США, Чили, Великобританию, Южную Африку, где выступал с докладами о своей научной концепции. Жизненность научно-педагогической концепции Петерсена была подверждена в послевоенный период, когда «Йена-план» распространился во многих странах Западной Европы — ФРГ, Нидерланды, Дания. Большой интерес к Йена-план педагогике отмечается сегодня в странах Восточной Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: