Тема 1

Рекомендуемая литература

Примерные темы рефератов

1. Понятие права и культуры.

2. Право – важнейший элемент цивилизации.

3. Искусство и право – факторы становления цивилизации.

4. Влияние права и искусства на формирование общественной морали.

5. Функции права и культуры.

6. Деятели культуры – юристы по образованию.

7. Творчество А. С. Пушкина и его значение в формировании правовой культуры России.

8. Данте Алигьери и его классификация преступлений и наказаний в «Божественной комедии».

9. Оноре де Бальзак как юрист-просветитель в цикле «Человеческая комедия».

10. Эпоха высокого Возрождения – духовная революция Средневековья.

11. Юриспруденция как высшая добродетель общественной морали.

12. Образ Екатерины II как законодательницы в произведениях
Д. Г. Левицкого и Ф. И. Шубина.

13. Картина В. А. Серова «В. И.Ленин провозглашает Советскую власть».

14. Преступления святой инквизиции в произведениях Франсиско Гойи.

15. Российский суд в сатирическом лубке.

16. Право и искусство в картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

17. Иллюстрации к книге Н. Евреинова «История телесных наказаний в России».

18. Тюрьмы и каторга в русском искусстве.

19. Преступление и наказание по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

20. Порядок судопроизводства по произведениям Л. Н. Толстого «Воскресение», «Живой труп», «Крейцерова соната».

21. Следственная практика в рассказах А. П. Чехова «Злоумышленник», «Суд», «Следователь».

22. М. Е. Салтыков-Щедрин о государственном механизме, праве и правосудии.

23. Архитектура как отражение идей о государстве и государственной власти.

24. Римские базилики и идеи о справедливости и независимости судей.

25. Московский Кремль – материальное и духовное воплощение государственности.

26. Образ Фемиды – идеал справедливости.

27. Образ свободы в картине Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ».

28. Киевская Русь и опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

29. Борьба русского народа за независимость в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин».

30. Идеи Великой французской буржуазной революции в Третьей и Пятой симфониях Людвига ван Бетховена.

1. Аристотель. Никомахова этика. Политика // Собр. соч.: в 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1964.

2. Аркин, Д. Е. Архитектура эпохи французской революции /
Д. Е. Аркин. — М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. – 80 с.

3. Асафьев, Б. В. Русская музыка XIX и XX века / Б. В. Асафьев. — Л.: Музыка, 1968. — 344 с.

4. Бальзак, О. де. Человеческая комедия: собр. соч.: в 24 т. /
О. де Бальзак. —М.: Правда, 1960.

5. Ватикан (памятники всемирного наследия). — М.: Вече, 2001. —
240 с.

6. Викторов, В. В. Культурология / В. В. Викторов. — М.: Инфра-М, 2007. — 80 с.

7. Винкельман, И. И. Избранные произведения и письма /
И. И. Винкельман. — М.-Л.: Академия, 1935. — 684 с.

8. Владыкина-Багинская, Н. Л. В. Собинов / Владыкина-Багинская. — М.: Молодая гвардия, 1960. — 304 с.

9. Гершовский, К. Чайковский в департаменте юстиции // Советская музыка. — 1959. — № 1.

10. Голенищев-Кутузов, И. Н. Творчество Данте и мировая культура /
И. Н. Голенищев-Кутузов. — М.: Наука, 1971. — 550 с.

11. Гомер. Илиада и Одиссея / Гомер. — М.: Художественная литература, 1967. — 765 с.

12. Грибоедов, А. С. Горе от ума / А. С. Грибоедов. — М.: Дрофа, 2010.
— 168 с.

13. Данте, А. Божественная комедия / А. Данте. — М.: Наука, 1968. — 627 с.

14. Демосфен. Речи: в 3 т. / Демосфен. —М.: Памятники исторической мысли, 1994.

15. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. — М.: Аст-Пресс: Галарт, 2000. — 624 с.

16. Духан, И. Теория искусства / И. Духан. — Минск: БГЭУ, 2005. —
104 с.

17. Евгениев, Б. А. Н. Радищев / Б. Евгениев. — М.: Молодая гвардия, 1949. — 384 с. — (ЖЗЛ).

18. Ильина, Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство /
Т. В. Ильина. — М.: Высшая школа, 1983. — 368 с.

19. Капретти, Е. Рафаэль / Е. Капретти. — М.: Белый город, 2000. —
64 с.

20. Кунин, И. П. И. Чайковский / И. Кунин. — М.: Молодая гвардия, 1958. — 368 с. — (ЖЗЛ).

21. Лисий. Речи / Лисий. — М.: Ладомир, 1994. — 370 с.

22. Музыка как форма интеллектуальной деятельности. — М.: Либроком, 2009. — 240 с.

23. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. — М.: Советская энциклопедия, 1982.

24. Недошивин, Г. Очерки теории искусства / Г. Недошивин. — М.: Искусство, 1953. — 340 с.

25. Платон. Законы // Соч.: в 3 т. Т. 3. — М.: Мысль, 1972. — Ч. 2. —676 с.

26. Радищев, А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву / А. Н. Радищев. — Л., 1974.

27. Рассолов, М. М. Евфросиния Полоцкая / М. М. Рассолов. — М.,2009.

28. Рассолов, М. М. Канцлер Румянцев-Гомельский / М. М. Рассолов. — М., 2006.

29. Рассолов, М. М. Симеон Полоцкий / М. М. Рассолов. — М., 2008.

30. Рассолов, М. М. Теория государства и права / М. М. Рассолов. — М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. — 635 с.

31. Рассолов, М. М. Франциск Скорина / М. М. Рассолов. — М., 2007.

32. Садохин, А. П. Мировая культура и искусство / А. П. Садохин. — М.: БММ, 2007. — 448 с.

33. Санти, Б. Рафаэль / Б. Санти. — М.: Слово, 1995. — 80 с. — (Великие мастера итальянского искусства).

34. Софокл. Драмы / Софокл. — М.: Наука, 1990. — 605 с.

35. Турков, А. М. Е. Салтыков-Щедрин / А. Турков. — М.: Молодая гвардия, 1964. — 368 с. — (ЖЗЛ).

36. Тырнова-Вильям, А. А. С. Пушкин / А. Тырнова-Вильям. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 480 с.

37. Уайльд, О. Избранное: в 2 т. / О. Уайльд. — М.: Художественная литература, 1961.

38. Эсхил. Трагедии / Эсхил. — М.: Наука, 1989. — 589 с.

История в системе социально-гуманитарного знания (4 часа)

1. Место истории в системе наук, теория и методология истории, основные направления современной исторической науки. 2

2. Роль исторического источника в познании прошлого. Исторический источник и исследователь. Вспомогательные исторические дисциплины. 3

3. История Россия — неотъемлемая часть всемирной истории (историческое эссе).

Вопрос 1

При подготовке к данному вопросу семинарского занятия студент должен знать, что такое система наук (определение, структура); представлять себе к какой области знания относится историческая наука; уметь приводить примеры межпредметных связей между историей и гуманитарными и общественными дисциплинами и с дисциплинами из групп точных и естественных наук.

Студент должен выяснить – без знаний каких наук не может обходиться история, и какие научные дисциплины не могут существовать без исторической науки. Студент должен прийти к выводу, что система наук имеет целостный и организованный характер и существует только при органичной взаимосвязи знаний из всех научных дисциплин и что история в ней занимает одно из важнейших мест.

Студенту необходимо знать, что такое историческое познание, представлять, что процесс познания является предметом отдельного раздела философского знания – гносеологии. Студент должен охарактеризовать основные типы познания и уметь сопоставлять их, проводя между ними разницу. Типы познания: мифологическое, религиозное, философское, чувственное, научное (рациональное).

Студенту необходимо уметь определять – какой из перечисленных типов познания преобладал на отдельных этапах развития человека как существа социокультурного; уметь объяснять – почему происходила эволюция типов познания. С чем это было связано?

Студент должен знать, что процесс познания окружающей действительности может осуществляться одним из трех основных видов познавательной деятельности: практически-эмпирическим (или обыденным), художественно-эстетическим, научно-теоретическим. Студент должен уметь характеризовать эти виды познавательной деятельности.

Студент должен знать и уметь характеризовать основные направления, существующие в исторической науке: военная история, социально-экономическая история, история отдельных проблем, история отдельных стран и регионов и т.д. Также студенту необходимо знать и уметь характеризовать основные современные направления, существующие в исторической науке: историческая антропология; микроистория, гендерная история; регионалистика; история повседневности и др.

Студент должен понимать, что такое методология, и какова ее роль в реконструкции (познании) исторического прошлого, уметь характеризовать основные методы исторического познания (с примерами). Студент должен прийти к пониманию того, что изменения в представлениях об историческом процессе в разные исторические периоды связаны с трансформацией мировоззрения человека и с расширением знаний об окружающем мире, вытесняющих мифологическую и религиозную картину мира. Студент должен понимать, что различные подходы к пониманию исторического процесса обеспечивают различные пути осмысления отечественной и всемирной истории.

Вопрос 2

При подготовке к данному вопросу семинарского занятия студент должен представлять, что основную информацию о прошлой жизни человеческого сообщества историческая наука получает на основе анализа исторического источника. Студенту необходимо знать: что такое исторический источник; существующие в исторической науке варианты классификации исторических источников (уметь иллюстрировать конкретными примерами); основные этапы анализа и критики исторического источника.

Студент должен владеть алгоритмом научной критики исторического источника (разной типологии – письменный, изобразительный, этнографический и т.д.); владеть навыками работы с историческим источником – это первый этап в познании исторической действительности, от которого зависит объективность полученных результатов; владеть навыком сопоставления информации, содержащейся в различных исторических источниках (однотипных и источниках различной типологии).

Студент должен знать, что для более глубокого анализа всего комплекса исторических источников существуют вспомогательные исторические дисциплины (ВИДы). Студент должен уяснить содержание и предмет не менее 10 ВИДов, понимать, что они оптимизируют работу с историческим источником, потому что имеют принципиально узкую исследовательскую базу.

Вопрос 3

Студент должен знать цели, структурные элементы и алгоритм написания исторического эссе. Студент должен уметь логически и обоснованно выстраивать свои суждения в рамках заданной темы, творчески осмысливать исторические события отечественной и мировой истории, делая самостоятельные выводы и обобщения, владеть письменной речью. Написание исторического эссе в рамках семинарского занятия требует от студента специальной подготовки: продумывания заранее логики доказательства, подбора исторических фактов для аргументированного изложения собственной позиции по проблемам.

Приблизительные вопросы к содержанию исторического эссе, требующие развернутого обоснования.

История — это целостная система:

- как в рамках данной системы соотносятся различные ее части (истории отдельных государств и народов, мировой исторический процесс и его локальные культурно-исторические проявления)

- существуют ли уникальные черты исторического развития России и как они обуславливают ее исторический путь

- в чем проявлялось и проявляется взаимовлияние цивилизаций Запада и Востока и «Русской цивилизации»

- как студенту представляются дальнейшие пути развития русской истории, какова перспектива взаимодействия с западными и восточными цивилизациями

- что из традиционных культурно-исторических особенностей России стоит считать ценным для оптимального развития нашего государства в дальнейшем.

Студент должен прийти к выводу, что история России занимает значимое место в мировом историческом процессе и является его неотъемлемой частью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: