Образовательные технологии при проведении лекций

Таблица 8

Таблица 7

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы

Содержание самостоятельной работы студентов

Таблица 5

Содержание обязательной самостоятельной работы студентов

Содержание самостоятельной работы студентов

Формулы вербализации чувств

Менее уважительные формулировки Более уважительные формулировки
Вы не понимаете; я не понимаю Вам неприятно; мне неприятно Вам противно; мне противно Вы нервничаете; я нервничаю Вам обидно; мне обидно Вы злитесь; я злюсь Вы боитесь; я боюсь Вы удивлены; я удивлен Вы огорчены; я огорчен Вы возмущены; я возмущен Вас беспокоит; меня беспокоит Вас задевает; меня задевает Вы сердитесь; я сердит Вы опасаетесь; я опасаюсь

Игра «Парижская выставка»

Всем участникам предлагается разбиться на три команды и придумать им название. Каждая из команд — фирма, произво­дящая ценные человеческие качества.

Инструкция ведущего: «Вам дается восемь минут для того чтобы обсудить, какие ценные качества каждая команда может представить на Парижской выставке. Для этого вы по очереди должны высказать каждому участнику вашей команды, что вы в нем цените. Например, первая команда может сначала пого­ворить об Алексее. Участники команды скажут Алексею, что они в нем ценят. После этого они вместе с ним решат, какое из его ценных качеств можно представить на выставке. Затем та­ким же образом нужно обсудить ценные качества других уча­стников и решить, какие ценные качества участников вашей команды вы будете представлять на выставке».

Названия презентуемых ценных качеств указываются на специальных табличках для выставки (на каждом листке -одно качество), они остаются в тайне от остальных групп. После выполнения задания предлагается подумать, какие цен­ные качества представят на выставке другие команды, и со­ставить их список (на эту работу дается еще восемь минут). Далее следует открытие Парижской выставки. У каждой ко­манды берется интервью - задается вопрос: «Первая команда, что именно вы надеетесь увидеть в павильоне команды номер два?». После высказываний команд делается вывод о сочетании спроса и предложения, об осознании производителем своих про­дуктов. Подобная процедура проводится со всеми командами.

Для обсуждения:

• Какое действие оказывает обсуждение ценных качеств чело­века?

Домашнее задание:

Опишите способы саморегулирования.

Кто и в каком году ввел понятие «аттитюд»?

Какие вам известны функции установки? Опишите их.

Опишите типологию ценностных систем К.А.Абульхановой-Славской.

На самостоятельную работу студентов по курсу «Психология» отводится 65% учебного времени от общей трудоемкости курса.

Сопровождение самостоятельной работы студентов по данному курсу может быть организовано в следующих формах:

• согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки представления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;

• консультации (индивидуальные, групповые), в том числе с применением «виртуальной консультационной площадки»;

• промежуточный контроль хода выполнения заданий, строящихся на основе различных способов самостоятельной информационной деятельности в открытой информационной среде и отражающегося в процессе формирования электронного портфолио студента.

Преподаватель определяет содержание самостоятельной работы, график её выполнения; создает сетевую информационную и коммуникационную среду для организации самостоятельной работы. Для этого разрабатывается необходимое учебно-методическое обеспечение в виде электронного УМК, проектируется целевая система телекоммуникацианных связей, необходимых для взаимодействия студента в и их педагогического сопровождения в процессе самостоятельной работы.

В процессе изучения курса предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов:

1. проработка и осмысление лекционного материала (изучение материалов по конспектам лекций);

2. работа с учебной литературой (учебниками и учебными пособиями из списков основной и дополнительной литературы), рекомендуемой для обязательного изучения курса и с на­учной литературой, необходимой для его углубленного изучения: подбор, изучение, анализ и конспектирование;

3. самостоятельная проработка ряда тем и вопросов, предусмотренных программой курса, но не раскрытых полностью на лекциях;

4. составление терминологического словаря по предложенной преподавателем теме;

5. составление каталога Интернет-ресурсов по теме;

6. выполнение письменных самостоятельных (контрольных) работ;

7. составление планов семинарских занятий и разработка вспомогательных учебно-методических материалов к ним;

8. подготовка презентаций;

9. самостоятельное компьютерное тестирование;

10. написание рефератов (темы прилагаются) или эссе;

11. подготовка докладов или сообщений (темы прилагаются) для различных форм семинарских занятий (проблемных обсуждений, устных журналов, дискуссий, семинаров-конференций);

12. подготовка докладов (тезисов) для научных студенческих конференций;

13. написание научных статей в сборник материалов, ежегодно издаваемый по итогам Недели науки или иные сборники материалов научных конференций.

В процессе организации самостоятельной работы особое внимание уделяется формированию культуры работы с информационными источниками, приобретению навыков принятия правильного решения, а также формированию готовности к кооперации, работе в коллективе. При подготовке к семинарским занятиям студентам нужно не только ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия, изучить методические рекомендации по выполнению домашней самостоятельной работы, но наметить совместный план работы. После выполнения самостоятельной аудиторной работы студенты в составе малой группы осуществляют обработку полученных результатов и проводят их анализ, делают выводы.

В самостоятельной работе выделяются три составляющие:

- обязательная (выполняется всеми студентами по обязательному и одинаковому для всех перечню);

- подготовка к экзамену;

-вариативная (выбирается студентами из предлагаемого преподавателем перечня работ).

Тема Содержание самостоятельной работы Кол-во времени
Тема 3. Методы социальной психологии. Составление опорных блок-схем  
Тема 4. Место общения в жизни общества. Актуализация отдельных вопросов темы  
Тема 6. Феномен каузальной атрибуции. Феномен межличностной аттракции. Составить опорную блок – схему: «Модели развития отношений между личностью и коллективом». Выделить требования к педагогу, которые выдвигает один из основателей гуманистического подхода в образовании К.Роджерс. Педагогические ситуации: - В чем, на ваш взгляд, заключается объективные и субъективные факторы, осложняющие работу педагога? - Почему одним из наиболее сложных остается такое направление работы психолога образования, как взаимодействие с педагогом. - Вспомните свой опыт обучения в школе. Кто из учителей, на ваш взгляд, был наиболее успешным. Обоснуйте свой ответ.    
Тема 7. Проблема конфликта в социальной психологии. Актуализация отдельных вопросов темы  
Тема 9. Психология межгрупповых отношений Общие проблемы малой группы в социальной психологии.   Составление опорных блок-схем  
Тема 10. Социально-психологические аспекты группового поведения и групповой динамики. Актуализация отдельных вопросов темы  
Тема 12. Проблема личности в социальной психологии. Понятие социализации. Составить схему: «Условия (факторы) социализации личности», указав макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы социализации личности. Разработка и защита творческой работы по проблеме социализации личности.  
Тема 15. Прикладные проблемы социальной психологии. Составление опорных блок-схем. Составить словарь терминов по теме. Кратко описать проблемы подросткового возраста. Описать деятельность школьной психологической службы.    
Итого обязательная СРС  
Подготовка к экзамену  
Итого  

(4 часа по выбору студента)

Содержание работы Количество времени
Составление терминологического словаря по выбранной теме 3 часа
Составление библиографии по теме 3 часа
Составление каталога Интернет-ресурсов по теме 3 часа
Составление аннотированного каталога по теме 2 часа
Подбор, изучение, анализ рекомендованной литературы 4 часа
Составление портфолио по учебному материалу за семестр 8 часов
Разработка презентаций по учебному материалу за семестр 5 часов

7. Образовательные технологии:

Для изучения лекционного материала дисциплины «Психологиии» применяются аудиовизуальные (мультимедийные) технологии, которые не отрицают традиционные, проверенные временем методы преподавания, но, при этом, они повышают наглядность, информативность, оперативность в подаче информации, позволяют экономить время занятий.

Практикум включает 9 практических занятий. Каждое практическое занятие имеет свою особую форму проведения, свою методологическую специфику, что позволяет развивать у студентов различные как общекультурные, так и профессиональные компетенции. Постановка проблемы, разбор актуальных конкретных и гипотетических ситуаций, создание атмосферы диалога между преподавателем и группой, между докладчиками и оппонентами позволяет работать индивидуально и в малых группах, коллективно обсуждать определенный темами семинаров материал, а также инициировать самостоятельную работу студентов. При осмыслении содержания вопросов практических занятий преследуется цель соблюдать преемственность в профессиональном и в творческом развитии студентов.

Контроль самостоятельной работы студентов призван сделать процесс обучения более целостным и органичным. Его задача не оставить без внимания даже, на первый взгляд, малозначительные вопросы.

Семестр Вид занятия (ЛК, ПР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
      Лекции · проблемная лекция, мастер-класс специалиста, · лекция визуализация, диалог, · технология концентрированного обучения, · лекция-конференция, · бинарная лекция    
    Практические занятия § семинар-дискуссия, диспут, § решение ситуационных заданий, § занятие-практикум, § занятие в форме «устного журнала, § занятие с использованием техники «Мозговой штурм» § занятие с использованием техники «Круглый стол», мастер-класс специалиста, § семинар-конференция  
Итого:      
Тема лекции Виды применяемых технологий Кол-во часов
  Тема 1. Объект и предмет социальной психологии. История социальной психологии. Аудиовизуальная технология, проблемное изложение  
  Тема 2. Методологические проблемы исследования. Методы социальной психологии. Технология концентрированного обучения  
  Тема 3. Методы социальной психологии. Проблемное изложение  
  Тема 4. Место общения в жизни общества. Личностно-ориентированная технология обучения  
  Тема 5. Структура общения. Аудиовизуальная технология, проблемное изложение* 2*
  Тема 6. Феномен каузальной атрибуции. Феномен межличностной аттракции. Аудиовизуальная технология, проблемное изложение с привлечением специалиста* 2*
  Тема 7. Проблема конфликта в социальной психологии. Проблемное изложение  
  Тема 8. Проблема группы в социальной психологии Технология концентрированного обучения  
  Тема 9. Психология межгрупповых отношений Общие проблемы малой группы в социальной психологии.   Проблемное изложение  
  Тема 10. Социально-психологические аспекты группового поведения и групповой динамики. Личностно-ориентированная технология обучения  
  Тема 11. Массовые процессы в больших социальных группах. Аудиовизуальная технология, проблемное изложение* 2*
  Тема 12. Проблема личности в социальной психологии. Понятие социализации. Аудиовизуальная технология, проблемное изложение с привлечением специалиста* 2*
  Тема 13. Личность в группе: социальная идентичность. Личностно-ориентированная технология обучения  
  Тема 14. Ролевое поведение личности и социальные установки. Аудиовизуальная технология, проблемное изложение* 2*
  Тема 15. Прикладные проблемы социальной психологии. Личностно-ориентированная технология обучения  
Итого  
в т.ч. интерактивное обучение  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: