Борьба с неграмотностью

В 1926-ом году была произведена перепись населения. В стране проживало 147 миллионов человек. Городское население насчитывало 26 миллионов(18%), а сельская – 121 миллион(82%). Половине жителей деревни не было и 20 лет. Беднота в деревне составляла около 30 – 35%. Сильно эксплуатировали бедноту зажиточные крестьяне.

Середняки. Они составляли 60-65%. Середняки традиционно с опаской смотрели на новое.

«Кулаки». «Кулацких» хозяйств было 3-4%. Они использовали наемный труд. Аграрная политика советской власти при нэпе обеспечивало развитие «кулацких» хозяйств. Ленин отмечал, что «мы за насилие против кулака, но не за полную его экспроприацию, потому что он ведет хозяйство на земле и часть накопленных им своим трудом». «Кулацкое» хозяйство являлось мощной хозяйственной единицей.

Годовой доход составлял от 1,5 до 2 тысяч рублей.

В политической области они выступали за представление им избирательных прав, а в 1926 по 1927 год активизировали агитацию за создание Крестьянского союза – политической организации крестьянства.

«Культурная революция». Российская революция стала символом коренной ломки всех общественных устоев, так или иначе связанных с наследием «тяжелого прошлого». Менялся не только политический и экономический строй — рождались новые эстетические принципы, люди по-новому осознавали свое место в обществе. Революция дала толчок появлению новых взглядов на бытовые проблемы, семейные отношения и т. д. Новаторские идеи соседствовали, однако, с крайне низким уровнем образования и бытовой культуры населения страны. Поэтому В. И. Ленин говорил о «культурной революции» как необходимом условии движения к социализму.

«Наиболее важной и ударной задачей» народного просвещения, которая была тесно связана с хозяйственным возрождением страны, государство считало ликвидацию неграмотности. Было организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность», открывавшее школы для взрослых. В 1925 г. в них обучалось 1,5 млн. человек. Повсеместно начинали работу избы-читальни и библиотеки (из тех, которые действовали и ранее, изымалась «идеологически вредная» литература). С 1923 г. начала расти сеть начальных общеобразовательных школ. Перед органами народного образования была также поставлена задача воспитания «советской интеллигенции». Для подготовки пролетарской молодежи к поступлению в высшие учебные заведения создавались рабочие факультеты (рабфаки). Преподаватели общественных дисциплин получали образование в Институтах красной профессуры.

В Советской России широко развернулась борьба за обновление быта. Строились «дома-коммуны», открывались рабочие клубы, театральные студии, спортивные площадки. На черноморские курорты стали ездить рабочие и их дети. В жизнь входили новые, «социалистические» обряды (регистрация брака в государственном учреждении вместо венчания, «октябрины» вместо крестин), новые имена (например, Владлен, Вилен — в честь В. И. Ленина). В дни пролетарских праздников устраивались массовые манифестации. (При этом, несмотря на массированную антирелигиозную пропаганду, вплоть до 1930 г. выходными официально считались и 12 церковных праздников.) Зрелищем, сочетавшим элементы сценической постановки и политического митинга, были театрализованные суды — над «классовыми врагами», нарушителями производственной дисциплины, хулиганами.
Однако полностью ликвидировать такие «родимые пятна капиталистического прошлого», как преступность, пьянство, проституция, не удалось. В 1925 г. был отменен введенный еще в начале Первой мировой войны «сухой закон». (Торговля водкой стала давать до 12% государственного бюджета.) Потребление алкоголя в рабочей среде с 1924 по 1928 г. выросло в 8 раз. Еще одной тяжелой проблемой городского быта стала острая нехватка жилья, поскольку рост населения городов значительно опережал темпы жилищного строительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: