Россия на пороге реформ

Россия стояла на пороге реформ. Войны требовали мобилизации всех ресурсов страны, ощущалась нехватка денег, что вынуждало правительство увеличить производство медных денег. Все это привело к подоражанию продуктов и голоду. В Москве, в июле 1662 года вспыхнул «медный бунт». К концу июля Москва была в руках бунтовщиков, но выступление было подавлено силами войск.

В 1667 году в Поволжье поднимается новое движение, которое возглавил Степан Разин, - занимался грабежами и разбоем по Волге (захватывал русские города и крепости). В 1670 году восстание было подавлено князем Долгоруким.

За время правления Алексея династия Романовых обрела большую уверенность, что во многом было связано с народными представлениями о царской власти. В 1613 году приход к власти Романовых был воспринят как божественное определение. В результате начала складываться благоприятная почва для развития абсолютизма, чему также способствовали и социально-экономические процессы [3].

Во второй половине XVII века происходит распад уездных дворянских корпораций: нехватка крестьян и пашенных земель определила привязанность помещика к деревне.

После Алексея, к власти пришел его сын Федор, но он был слабым правителем и страной правили бояре, в основном, Милославские. В это время, под Москвой действовала разбойная группа, состоящая из столичных чиновников.

Временно была отменена система заказных городов, которая с 1637 года сдерживала проникновение крупного землевладения на юг страны. Бояре скупали у местного населения земли. В столице становилось все больше и больше поклонников латинской и польской культуры. Некоторые указы были направлены на усовершенствование жизни России и столицы (отменили закапывание заживо, решать дела в судах скоро, ограничили сроки заключения в тюрьме и т.д.).

В 1682 году отменяется система местничества. Местничество означало назначение на административные должности с учетом происхождения и родовитости. Оно ограждало аристократию от постороннего проникновения.

Главной задачей во внешней политике России было завершение проблем с Польшей и Турцией.

В истории России XVII век ознаменовал переходное время, канун нового времени и реформ Петра. Но все же некоторые реформаторские идеи нашли свое отражение в жизни России.

В общественно-политической жизни огромное место занял Земский собор, роль которого значительно возросла. Главной отличительной особенностью Земского собора стал выборочный элемент его качественного состава, вместо должностного, что позволило определить в этом факт сословного представительства по западному образцу.

В этот период, активная работа Земского собора была обусловлена, прежде всего, потребностью нового правительства преодолеть последствия Смутного времени.

Выборным на соборе предписывалось, как правило, лишь изложить свое мнение, а принимать решение должна была верховная власть. Состав Собора был изменчив, лишен устойчивой организации, и поэтому его нельзя было называть всесословным.

Механизм центрального управления восстанавливался в форме приказов, что соответствовало старым образцам.

Вторая половина XVII века характеризовалась усиленной тенденцией централизации власти, которая проявлялась в том, что традиционная монархия вместе с Боярской Думой стала уступать место абсолютной монархии [2].

Царствие Алексея Михайловича характеризовалось тем, что Земские соборы собирались редко, снижалась роль Боярской Думы, а система приказов становилась все более разветвленной.

Соборным уложением 1649 года утверждался принцип централизованного государства с авторитарной властью царя и ограничивались корпоративные интересы церкви. Соборное уложение становилось основой российского законодательства.

Соборное уложение подтверждало опору царя в управлении на чиновничество – дворян. Было характерно стремление власти к тому, чтобы все в государстве происходило в соответствии с законами, но сами законы были крайне жестокими. Фальшивомонетчикам, например, заливали горло расплавленным свинцом, за царское бесчестие вырывали язык. Все эти нововведения сдерживали поступательное развитие России, удаляли ее от западной цивилизации. Российский абсолютизм отличался от западноевропейского. Социальной основой российского абсолютизма было дворянство и общинная организация крестьян вместо третьего сословия и буржуазии [4].

XVII столетие явилось важным этапом в развитии российской экономики. В России развивается ремесленное производство, растет его удельный вес в экономике страны. В ремесле углубляется разделение труда, прослеживается тенденция превращения его в мелкотоварное производство. Начинает свое проявление товарная специализация различных районов России. Появляются мануфактуры – предприятия с ручным разделением труда на специализации. Российские мануфактуры были основаны на крепостном труде.

В России складывается единый рынок.

Таким образом, в российской экономике XVII века господствующее положение занимает феодальный уклад, но именно в этот период складываются раннебуржуазные элементы.

XVII столетие называли «бунташным» веком, так как страну сотрясали народные восстания («соляной» бунт, «медный» бунт, восстание под предводительством Степана Разина). Огромная массовость восстаний говорила о том, что страна нуждается в глубоком реформировании, особенно в духовной сфере, так как Россия оставалась религиозным обществом, а религиозная регламентация продолжала сдерживать процесс изменений в обществе.

В результате, в силу данных обстоятельств, в России наметились два общественных движения, которые отражали желания теоретиков и практиков ориентироваться на Европу и в стремлении духовенства и другой части общества не допустить перемен.

Эта ситуация в итоге отразилась в расколе русской православной церкви.

С 1653 по 1655 годы проведенная патриархом Никоном церковная реформа не была принята и против нее выступил протопоп Аввакум со своими сторонниками. По обе стороны реформы были люди разных слоев, разного положения. По существу, в обществе решался вопрос о соотношении духовной власти и светской [5].

Заседавший в 1666-1667 годах в Москве церковный собор признавал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх имеет преимущество в делах церковных.

Церковная реформа показала, что общество поддается изменениям.

Таким образом, объективная необходимость перемен к концу XVII века была налицо. Готовились перемены на протяжении целого века. Однако сроки и методы, конкретное выражение реформ в значительной степени зависели от субъективных факторов, прежде всего, от личности реформатора и его ближайшего окружения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: