Основная. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Литература

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Образовательные технологии

Тема 8. Критерии истинности в научном познании

Классическое понятие истины Аристотеля. Соотношение относительного и абсолютного в истинном знании. Истина как логическая характеристика суждений, как оценка научного знания и как культурная ценность. Догматизм и релятивизм, объективизм и субъективизм в трактовке истины. Практика и внепрактические критерии истины.

Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Релятивизм, психологизм, историзм, плюрализм в СГН и проблема истины.

в преподавании дисциплины «история и методология науки» используются следующие формы:

▪ лекции;

▪ семинары;

▪ самостоятельная работа, включающая усвоение теоретического материала, подготовка к семинарам, выполнение творческих заданий, написание рефератов, тезисов, статей, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к зачету;

▪ тестирование по отдельным темам дисциплины;

▪ НИР, включающая написание научных статей, тезисов, участие в конференциях;

▪ консультирование по вопросам учебного материала, написания тезисов, статей, докладов на конференции.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости включают в себя вопросы к семинарским занятиям и к зачету, темы докладов к семинарам, а также темы рефератов, тесты по отдельным темам программы.

Разнообразные оценочные средства направлены на выявление качества усвоенных знаний, степени сформированности последовательного, доказательного критического мышления и рефлексии, умений оперирования понятийным составом дисциплины, владения методикой и методологией познания.

Указанные оценочные средства, литература к каждому семинару, по темам докладов и рефератов, тесты по программе представлены отдельно в виде методических указаний и рекомендаций к семинарским занятиям по дисциплине «история и методология науки».

Гончаров, С. З. Логико-категориальное мышление. Часть 1. Субъективная основа возникновения и развития мысли [Текст]: монография / С.З. Гончаров. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – 274 с.

Гончаров, С. З. Логико-категориальное мышление. Часть 2. Объективная основа возникновения и развития мысли [Текст]: монография / С.З.Гончаров. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – 346 с.

Гончаров, С. З. Логико-категориальное мышление. Часть 3. Аксиология мышления [Текст]: монография / С.З.Гончаров. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2011. – 506 с.

Лебедев С. А. Уровни научного знания [Текст] / С. А. Лебедев // Вопросы философии. – 2010. № 1. – С. 62– 75.

Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки [Текст]: учеб. пособие для аспирантов и соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 333 с.

Светлов, В. А. История научного метода: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В. А. Светлов. – М.: Академический Проект: Деловая книга, 2008. – 700 с.

Степин, В. С. Наука и философия [Текст]: особенности научного познания / В. С. Степин // Вопросы философии. –2010. № 8. – С. 58–75

Ушаков, Е. В. Введение в философию и методологию науки: учебник для вузов [Гриф УМЦ] / Е. В. Ушаков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2008. – 584 с.

Дополнительная

Учебная литература

Голубинцев В.О. Философия науки [Текст ] / В.О.Голубинцев и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 541 с.

Гончаров С.З. Логика метода развития понятия [Текст] / С.З.Гончаров // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2004.№ 5 (29). С. 131 – 139.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практич. пособие для студентов-магистров [Текст] / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 1997. – 302 с.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практ. пособие для аспирантов и соискателей учен. степ. / Ф. А. Кузин. – 2-е изд. – М.: Ось-89, 2004. – 224 с.

Кохановский В. П. Философия науки: учеб. пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ] / В. П. Кохановский, В. И. Пржиленский, Е. А Сергодеева. – 2-е изд. – М.; Ростов н/Д: МарТ, 2006. – 492 с.

Лешкевич Т.Г. Философия науки [Текст ]: учеб. пособие / Т.Г.Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2007. 272 с.

Степин В. С. Философия науки: общие проблемы: учебник [для аспирантов и соиск. учен. степ. канд. наук] [Гриф Минобразования РФ] / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2007. –- 383 с.

Тарасов Ю. Н. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов [Гриф УМО] / Ю. Н. Тарасов; Воронеж. ин-т высоких технологий. – Воронеж: Издательство ВИВТ, 2007. – 211 с.

Философия науки [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. С.А.Лебедева. – М.: академический проект, 2006. – 736 с.

Философия науки [Текст]: учеб. пособие для аспирантов и соискателей – Ростов н/Д, Феникс, 2006 – 496 с.

Научная литература

Бородай, Ю.М. Воображение и теория познания: [Текст]: Критический очерк кантовского учения о продуктивном воображении / Ю. М. Бородай. М.: Высш. шк., 1976. – 150 с.

Бородай, Ю.М. Эротика. Смерть. Табу: Трагедия человеческого сознания [Текст]: монография / Ю. М. Бородай. – М.: Гнозис: Рус. Феноменолог. о-во, 1996. – 416 с.

Вебер, М. Избранные произведения [Текст] / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.

Гончаров, С. З. Логика мышления и аксиология сердца [Текст]: монография / С.З. Гончаров. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. – 512 с.

Губин В. Б. О методологии лженауки: [Массовый расцвет ненаучного знания в России в последние годы] / В. Б. Губин // Философские науки. – 2002. № 1. – С. 150–156.

Ильенков, Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории [Текст] / Э. В. Ильенков. – М.: Политиздат, 1974. – 284 с.

Ильенков, Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении [Текст] / Э. В. Ильенков. – М.: РОССПЭН, 1997. – 464 с.

Ильенков, Э.В. Философия и культура [Текст] / Э. В. Ильенков. – М.: Политиздат, 1991. – 464 с.

Ильенков, Э.В. Об идолах и идеалах. 2-е изд. [Текст] / Э.В.Ильенков

Киев:Час-Крок, 2006. – 312 с.

Ильин, И.А Путь духовного обновления [Текст] / И. А. Ильин. – М.: ФСТ: АСТ МОСКВА, 2006. – 366 с.

Ильин, И.А. Путь к очевидности [Текст] / И. А. Ильин. – М.: АСТ: АСТ: МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 222 с.

История марксистской диалектики [Текст] / Отв. ред. М. М. Розенталь. – М.:Мысль, 1971. – 639 с.

Кузьмина М.А. Метафора как элемент методологии современного научного познания [Текст] / М. А. Кузьмина // СОЦИС. 2006. № 2. – С. 42– 51.

Кун, Томас С. Структура научных революций [Текст] / Т. С. Кун; пер. И. З. Налетов, ред., авт. послесл. С. Р. Микулинский, ред., авт. послесл. Л. А. Маркова. – М.: Прогресс, 1975. – 288 с.

Лебедев С. А. Структура научного знания [Текст] / С. А. Лебедев // Философские науки. – 2005. № 10. – С. 83– 99.

Огурцов А. Наука и философия науки в современном обществе [Текст] / А. Огурцов // Высшее образование в России. – 2008. № 5. – С. 150– 163.

Осипов Г. В. Научное познание в социальном измерении [Текст]: к 70-летию со дня рождения академика Вячеслава Семеновича Стёпина / Г. В. Осипов // Вопросы философии. – 2005. № 3. – С. 29– 37.

Родин А. В. Рациональность и релятивизм [Текст] / А. В. Родин // Вопросы философии. – 2008. № 9. – С. 55–76.

Сачков Ю. В. Фундаментальные науки как стратегический ресурс развития [Текст]: [философия науки] / Ю. В. Сачков // Вопросы философии: научно-теоретический журнал. – 2007. – № 3. – С. 76– 89.

Творческий универсум русской культуры [Текст]: монография / Под ред. В. И. Копалова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та,2008. – 524 с.

Фейнберг, Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке: научное издание / Е. Л. Фейнберг. – М.: Век 2: Фрязино, 2004. – 286 с.

Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки: [Проблемы аксиологии в науке] / В.А. Яковлев // Вопросы философии. – 2001. № 12. –

С. 77– 86.

Хрестоматии

Современная философия науки [Текст]: хрестоматия. –М.: Наука, 1994. – 254 с.

Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада [Текст]: хрестоматия / сост. А. А. Печенкин. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1996. – 400 с.

Словари

Канке В. А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь: словарь / В. А. Канке. – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2009. – 328 с.

Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории): [учеб. монография: словарь] / С. А. Лебедев. – М.: Академический проект, 2008. – 692 с.

Новейший философский словарь [Текст]: словарь / под общ. ред. А. П. Ярещенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 668 с.

Философский энциклопедический словарь [Текст]: словарь. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 569 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: