Источники. Семинар № 19. Тема 8. Возникновение христианства. (4 часа)

Семинар № 19. ТЕМА 8. Возникновение христианства. (4 часа)

Дополнительная

1. Суздальский Ю.П. На семи холмах / Ю.П. Суздальский, Б.П. Селецкий, М.Ю. Герман. М., 1965.

2. Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972.

3. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.

4. Гайденко П.П. Эволюция понятия «наука»: становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

5. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1983.

6. Культура Древнего Рима. Т. 1-2. М., 1985.

7. Колпинский Ю.Д. Великое наследие Эллады. М., 1987.

8. Дмитриева Н.А. Античное искусство. М., 1988.

9. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

10. Древние цивилизации / под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

11. Словарь античности. М., 1989.

12. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

13. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.

14. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура. Прикладное искусство. М., 1996.

Методические рекомендации

Изучение данной темы целесообразно начинать с рассмотрения общей характеристики культуры Римской империи I - III вв. в контексте возникновения и распространения христианства. Особое внимание следует уделить религиозным культам (определить характерные признаки традиционной римской религии, ее место в обществе, выяснить, какие другие учения были популярны в данный период среди различных слоев римского общества) и основным философским школам (эпикурейство, стоицизм, кинизм,), выяснить их взаимосвязь с ранним христианством.

При характеристике источников следует разделить их на группы и привести по 1-2 примера.

Историю Иудеи нужно рассматривать в контексте ее взаимоотношений с Римом, следует также выделить религиозно-политические «партии» и их основные взгляды. Отдельно изучается движение ессеев на примере Кумранской общины. На основании источников студент должен определить характерные черты организации и идеологии кумранитов, отметить те из них, которые прослеживаются и в раннем христианстве, и попытаться объяснить сходство двух учений.

При изучении пятого вопроса необходимо учитывать, что христианство изначально не было единым учением, нужно рассмотреть главные течения (петризм (иудео-христианство), гностицизм, паулинизм) и выяснить различия в вероучении и культе таких сект, как монтанисты, маркиониты, докеты, донатисты. ариане.

Развитие взаимоотношений христианской церкви и государства следует рассматривать в контексте общей истории Римской империи: выяснить, когда и почему христианство становится объектом политики императоров, разобраться в проблеме гонений (теологический и светский подходы), определить значение Миланского эдикта и религиозной политики Константина в целом, проследить процесс превращения христианства в государственную религию империи и роль в этом Феодосия Великого.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Религиозно-философская ситуация в Римской империи в I - III вв.

2. Источники по истории раннего христианства.

3. Иудея в 1 в. н. э. (история, религиозно-политические течения).

4. Движение ессеев. Кумранская община (организация, вероучение).

5. Учение первых христиан. Течения внутри христианства.

6. Возникновение и становление церковной организации.

7. Взаимоотношения христианской церкви и Римского государства в III - IV вв.

8. Превращение христианства в господствующую религию.

Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии. М., 1990. Новый Завет (любое издание).

Общественно-политические и философские учения Древней Греции и Рима: практикум для студентов-заочников /сост. И.С. Свенцицкая М., 1976.

Ранович, А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства /А.Б. Ранович. М, 1990.

Хрестоматия по истории Древней Греции /под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964 (последний раздел - документы Кумранской общины).

ЛИТЕРАТУРА:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: