Семинар № 19. ТЕМА 8. Возникновение христианства. (4 часа)
Дополнительная
1. Суздальский Ю.П. На семи холмах / Ю.П. Суздальский, Б.П. Селецкий, М.Ю. Герман. М., 1965.
2. Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972.
3. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.
4. Гайденко П.П. Эволюция понятия «наука»: становление и развитие первых научных программ. М., 1980.
5. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1983.
6. Культура Древнего Рима. Т. 1-2. М., 1985.
7. Колпинский Ю.Д. Великое наследие Эллады. М., 1987.
8. Дмитриева Н.А. Античное искусство. М., 1988.
9. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
10. Древние цивилизации / под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.
11. Словарь античности. М., 1989.
12. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.
13. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.
14. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура. Прикладное искусство. М., 1996.
Методические рекомендации
Изучение данной темы целесообразно начинать с рассмотрения общей характеристики культуры Римской империи I - III вв. в контексте возникновения и распространения христианства. Особое внимание следует уделить религиозным культам (определить характерные признаки традиционной римской религии, ее место в обществе, выяснить, какие другие учения были популярны в данный период среди различных слоев римского общества) и основным философским школам (эпикурейство, стоицизм, кинизм,), выяснить их взаимосвязь с ранним христианством.
|
|
При характеристике источников следует разделить их на группы и привести по 1-2 примера.
Историю Иудеи нужно рассматривать в контексте ее взаимоотношений с Римом, следует также выделить религиозно-политические «партии» и их основные взгляды. Отдельно изучается движение ессеев на примере Кумранской общины. На основании источников студент должен определить характерные черты организации и идеологии кумранитов, отметить те из них, которые прослеживаются и в раннем христианстве, и попытаться объяснить сходство двух учений.
При изучении пятого вопроса необходимо учитывать, что христианство изначально не было единым учением, нужно рассмотреть главные течения (петризм (иудео-христианство), гностицизм, паулинизм) и выяснить различия в вероучении и культе таких сект, как монтанисты, маркиониты, докеты, донатисты. ариане.
Развитие взаимоотношений христианской церкви и государства следует рассматривать в контексте общей истории Римской империи: выяснить, когда и почему христианство становится объектом политики императоров, разобраться в проблеме гонений (теологический и светский подходы), определить значение Миланского эдикта и религиозной политики Константина в целом, проследить процесс превращения христианства в государственную религию империи и роль в этом Феодосия Великого.
|
|
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Религиозно-философская ситуация в Римской империи в I - III вв.
2. Источники по истории раннего христианства.
3. Иудея в 1 в. н. э. (история, религиозно-политические течения).
4. Движение ессеев. Кумранская община (организация, вероучение).
5. Учение первых христиан. Течения внутри христианства.
6. Возникновение и становление церковной организации.
7. Взаимоотношения христианской церкви и Римского государства в III - IV вв.
8. Превращение христианства в господствующую религию.
Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии. М., 1990. Новый Завет (любое издание).
Общественно-политические и философские учения Древней Греции и Рима: практикум для студентов-заочников /сост. И.С. Свенцицкая М., 1976.
Ранович, А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства /А.Б. Ранович. М, 1990.
Хрестоматия по истории Древней Греции /под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964 (последний раздел - документы Кумранской общины).
ЛИТЕРАТУРА: