double arrow

VI. Методика «Объём внимания»

XI. Методика «Определение объёма долговременной памяти».

Цель: определить объём долговременной памяти школьника.

Материал: текст, состоящий из 15 смысловых единиц.

Волк.

Волк очень похож на большую собаку. Шерсть у волка очень длинная, жёсткая. Глаза у него косые. Хвост обычно опущен вниз. Живут волки в лесах, в оврагах, иногда в степях. Весной и летом они бродят одиночками или парами. Осенью живут целой семьёй. Зимой они ходят большими стаями. Волк нападает на крупных домашних и некоторых диких животных. Питается он и мелкими животными, даже насекомыми. Летом волк находит много пищи в лесу. Зимой он забегает иногда в деревни, сёла и загрызает скот. Борьбу с волками ведут команды охотников. Для ловли волков делают также ловушки и капканы.

Ход эксперимента:

Ученику объясняют, что ему будет дважды прочитан текст, который нужно внимательно прослушать, запомнить и пересказать через две недели.

Текст читается медленно, интервал между первым и вторым прочтением в 10 секунд. Через две недели ученику предлагается пересказать текст. Ответ записывается дословно.

Обработка и анализ результатов:

В протокольной записи подсчитывается количество воспроизведённых смысловых единиц. За смысловую единицу принимается основной костяк каждой фразы. Объём долговременной памяти определяется по количеству правильно воспроизведенных смысловых единиц.

Высокий уровень – 12-15 единиц.

Средний уровень – 9-11 единиц.

Низкий уровень – менее 9 единиц.

Цель: определить объём внимания у школьников.

Материал:

А В Ж Р Г                
Т П К Ю Б           + Х  
Вариант 1 Вариант 2

Вариант демонстрируется в течение 1-2 секунд.Предлагается запомнить буквы (символы) в любом порядке. После окончания демонстрации – буквы (символы) записать.

Обработка результатов:

Подсчитать количество символов, которые запомнил ученик. Выразить в процентах по формуле П = 10 N, где П – процент, N – количество символов.

Выводы:

Большой объём внимания – 80-100 %.

Средний – 60-79 %.

Маленький объем внимания – менее 60 %.

VII. Методика «Индивидуальные особенности внимания».

Цель: Определить особенности сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключаемости внимания в условиях, близких к обычной учебной деятельности.

Материалы: 3 литературных текста, соответствующие возрастным возможностям учащихся и примерно одинаковые по размеру.

Ход эксперимента:

1 текст: ученику предлагается подчеркнуть одной чертой имя существительное.

2 текст: в начале существительное подчёркивается одной чертой, а прилагательное – двумя; в середине работы задание меняется (существительное подчёркивается двумя чертами, прилагательное – одной).

3 текст: существительные подчёркиваются одной чертой, прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами.

Работа рассчитана на 30 минут. Через каждые 5 минут предлагается поставить черту в тексте.

Обработка и анализ результатов:

Сосредоточенность определяется по качеству и количеству выполненной работы с первым текстом.

Устойчивость оценивается по результату работы со всеми тремя текстами.

Подсчитывается количество ошибок за каждые 5 минут работы, строится график, в котором отражаются колебания устойчивости за 30 минут.

Распределение оценивается на основе сопоставления количества ошибок, допущенных при работе со всеми текстами.

Переключаемость внимания оценивается на основе качественного и количественного анализа ошибок, допущенных при переходе от одного задания к другому в работе над вторым текстом.

На основе анализа полученных материалов делаются выводы об особенностях внимания учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: