VIII. Методика диагностики типа памяти.
Литература
- Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: “Просвещение”, 1983.
- Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. М.: “Сфера”, 2001.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей. Ярославль, 1996.
4. Чиркина Г.В., Русецкая М.Н. “Визуальный тренажер”. М.: “АРКТИ”, 2006
Цель: определить тип памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.
Материал: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.
I Дирижабль Лампа Яблоко Карандаш Гроза Утка Обруч Мельница Попугай Листок | II Самолёт Чайник Бабочка Ноги Бревно Свеча Тачка Журнал Машина Столб | III Пароход Собака Парта Сапоги Сковорода Калач Роща Гриб Шутка Сено | IY Волк Бочка Коньки Самовар Пила Весло Загадка Прогулка Книга Трактор |
Ход эксперимента:
Испытуемому предлагается поочерёдно четыре группы слов для запоминания на слух, при зрительном восприятии, при моторно-слуховом восприятии, при комбинированном восприятии.
Обработка и анализ результатов по формуле:
С = А/10 х 100 %,
где С- коэффициент типа памяти,
А – количество правильно воспроизведённых слов.
Чем ближе С к 100 %, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
Вывод:
Высокий уровень запоминания – более 80 %.
Средний – 60-79 %.
Низкий – объём запоминания меньше 50 – 60 %.
IX. Методика «Оценка оперативной зрительной памяти».
Цель: Определить особенности развития оперативной зрительной памяти учащихся.
Материал: Карточки с треугольниками, матрица для поиска экспонированных карточек.
Ход эксперимента:
Ребёнку последовательно на 15 секунд каждая, предлагаются карточки – задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая и те шесть треугольников, которые ребёнок видел на отдельной карточке. Ребёнок должен отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображённых на отдельной карточке треугольников.
Обработка и анализ результатов:
Деление среднего времени работы ребёнка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет получить показатель развитости оперативной зрительной памяти.
Нормативных данных методика не имеет. Каждый отдельный результат может быть интерпретирован лишь в сравнении с другими.
Цель: определить объём кратковременной слуховой памяти ребёнка.
Материал: ряды цифр
1. | А | Б |
2. | А | Б |
Ход эксперимента:
Ребёнку даётся следующая инструкция: «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу тебе слово «повтори».
Далее экспериментатор зачитывает ребёнку сверху вниз ряды цифр (1А), с интервалом в 1 секунду между цифрами. Ребёнок повторяет каждый ряд цифр за экспериментатором до тех пор, пока не допустит ошибку, в этом случае экспериментатор повторяет соседний ряд цифр (1Б). Если ребёнок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то отмечается длина предыдущего ряда, воспроизведённого без ошибки.
Далее экспериментатор зачитывает ряды цифр, следующих в противоположном направлении. Затем определяется объём кратковременной слуховой памяти, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первой и второй попытках.
Оценка результатов:
10 баллов – правильно воспроизведены 9 цифр.
8-9 баллов – точно воспроизведены 7-8 цифр.
6-7 баллов – воспроизведены 5-6 цифр.
4-5 баллов – названы 4 цифры.
2-3 балла – воспроизведены 3 цифры.
0-1 балл – воспроизведено от 0 до 2 цифр.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.