double arrow

Сентябрь. Всю первую неделю марта Россия предпринимает усилия для урегулирования ситуации вокруг Ирана, а Иран пытается не допустить передачи его «ядерного досье» в

Март

Всю первую неделю марта Россия предпринимает усилия для урегулирования ситуации вокруг Ирана, а Иран пытается не допустить передачи его «ядерного досье» в Совбез ООН. Сначала иранская делегация заявляет 1 марта в Москве, что возвращение в режим моратория на обогащение урана невозможно, а затем направляется в Вену, где пытается договориться с «евройтройкой» (Великобритания, Германия и Франция). 3 марта «евротройка» отвергает новую инициативу Тегерана — «выборочное прекращение» работ по обогащению урана — отказ от обогащения в промышленных объёмах сроком на два года, но продолжение работ по обогащению в лабораторных условиях.

4 марта иранская делегация во главе с секретарём Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани возвращается в Москву и ведёт закрытые переговоры с главой Совета безопасности России Игорем Ивановым. 5 марта Иран пытается оказать психологическое давление на мировое сообщество, заявляя, с одной стороны, что «договорённость с Россией или „евротройкой“ может быть достигнута в ближайшие часы», а с другой — предупреждая, что эта договорённость будет расторгнута, как только МАГАТЭ передаст иранское ядерное досье в Совет Безопасности ООН.

8 марта, заслушав доклад главы МАГАТЭ Мохамеда Эль-Барадея, МАГАТЭ принимает решение о выносе вопроса об иранской ядерной программе на рассмотрение Совета Безопасности ООН.

12 марта официальный представитель МИД Ирана Хамид Реза Асефи заявляет об окончательном отказе от российского предложения Москвы о создании на территории России совместного предприятия по обогащению урана для иранской ядерной промышленности. Таким образом иранское руководство отвечает на «предательство» Москвы, которая, по его мнению, пошла на поводу у США.

Иранское заявление последовало за тем, как в СМИ было опубликовано мнение неназванного члена российской делегации на переговорах с Ираном: «Россия считает невозможным создание совместного с Ираном предприятия по обогащению урана, если иранская сторона не будет соблюдать требования МАГАТЭ». В заявлении также было отвергнуто как «абсурдное» и «абсолютно неприемлемое» предложение Ирана о создании СП по обогащению урана для иранских объектов на территории соседней Турции. Эта идея была выдвинута иранцами сразу же после того, как российский министр иностранных дел Сергей Лавров посетил Вашингтон с трёхдневным визитом (6-8 марта) — в ходе визита стороны дали понять, что нашли взаимопонимание по иранскому вопросу и намерены добиваться от Ирана соблюдения требований МАГАТЭ.

11 марта глава МВД Ирана Мустафа Пурмохаммади заявляет, что Иран вполне может использовать поставки нефти как политическое оружие сдерживания, если СБ ООН проголосует за введение санкций. Правда, 12 марта его коллега — глава МИД Ирана Манучер Моттаки — дезавуирует это заявление. При этом он угрожает, что Иран может пересмотреть свою ядерную политику и выйти из ДНЯО, если Ирану откажут в праве обогащать уран и производить ядерное топливо.

13 марта глава МИД РФ Сергей Лавров указывает, что российское руководство разочаровано тем, как Тегеран ведёт себя в ходе переговоров по ядерной проблеме, отказываясь «помогать тем, кто хочет найти мирные способы решения этой проблемы».

13 марта президент Ирана Махмуд Ахмади-Нежад вновь заявляет, что Иран не отступит в вопросе о своей ядерной программе: «Мы не приемлем угроз кучки стран, которые хотят вынудить нас отказаться от наших законных прав в сфере мирного атома».

16 марта советник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли, выступая в Институте мира в Вашингтоне, представляет новую «Стратегию национальной безопасности». Главной угрозой для США назван Иран.

Авторы доклада указывают, что, помимо стремления к обладанию ядерным оружием, Иран также финансирует терроризм, «угрожает Израилю, пытается подорвать мир на Ближнем Востоке и демократию в Ираке». При этом приоритетным, хотя и не единственным средством урегулирования иранского кризиса называется дипломатия, а не военная сила.

16 марта комитет по международным делам конгресса США одобряет законопроект, ужесточающий экономические санкции в отношении правительств и компаний стран, действия которых могут помочь Ирану получить доступ к оружию массового уничтожения, увеличить объёмы обычных вооружений или содействовать в развитии энергетического сектора экономики Ирана. Ранее такие санкции были введены в отношении проектов стоимостью свыше $100 млн. Новым законопроектом предлагается снизить максимально возможный потолок до $20 млн в год. Действие санкций предполагается сделать избирательным, но в то же время в документе указывается на необходимость обратить особое внимание на сотрудничество между Ираном и Россией.

30 марта в Берлине проходит встреча глав МИД постоянных членов Совета

Безопасности ООН (России, США, Франции, Великобритании, Китая и Германии) с целью найти пути решения иранской ядерной проблемы. Два члена «шестёрки» — Россия и Китай — выступают против введения каких-либо санкций против Ирана. Перед встречей в Берлине глава МИД РФ Сергей Лавров вновь заявляет, что урегулирование ядерной проблемы Ирана должно опираться на предложения МАГАТЭ и какое-либо силовое решение не может быть поддержано. США, Германия, Франция и Великобритания, со своей стороны, не исключают применения против Ирана жёстких санкций, если тот не будет следовать мораторию на обогащение урана.

Накануне берлинской встречи Совет Безопасности ООН подписывает совместное заявление, текст которого за три недели до этого был предложен Великобританией и Францией. За время обсуждения текст претерпел значительные изменения благодаря позиции России и Китая, добивавшихся максимального смягчения формулировок с целью не допустить выхода Ирана из МАГАТЭ. В конце концов Россия и Китай добились того, чтобы в совместном заявлении СБ ООН главная роль в решении иранского кризиса была отдана МАГАТЭ, а из текста были удалены все упоминания о возможных санкциях против Тегерана. При этом в тексте сохранилось указание на то, что ответственность за поддержание мира всё же лежит на СБ ООН.

В принятом заявлении СБ призывает Иран к полной и длительной приостановке всей деятельности, связанной с обогащением урана, включая научно-исследовательские работы. Эта деятельность должна быть прекращена в месячный срок. Указывается, что Тегеран должен более активно сотрудничать с МАГАТЭ, предоставляя агентству полный доступ к специалистам, местам и документам, связанным с ядерными разработками.

США, которые долгое время настаивали на идее включения в документ упоминания о международных санкциях в случае невыполнения Ираном предъявляемых к нему требований, пошли в конце концов на компромисс, приняв решение сменить метод давления на убеждение — попытаться создать альянс из стран, которые сами должны прийти к выводу о необходимости введения санкций против Тегерана.

28 марта на слушаниях в сенате госсекретарь США Кондолиза Райс заявляет: «Нам нужно мыслить более широкими категориями, нужно расширить существующую коалицию и обсуждать не только то, что Иран делает в ядерной сфере, но также то, что иранцы делают в плане поддержки терроризма» — вмешательство Ирана во внутренние дела Ирака, попытки дестабилизировать ситуацию в Ливане и Палестине.

Одновременно США оказывают давление на Россию, которая продолжает попытки выступать в качестве одного из главных союзников Тегерана. В частности, США намерены придать максимальную огласку сведениям министерства обороны США о том, что Россия во время вторжения американских сил в Ирак в 2003 году якобы передавала иракскому лидеру Саддаму Хусейну некие разведывательные данные.

Тем временем уже через несколько часов после подписания заявления Совбеза представитель Ирана в ООН Али Асгар Солтане заявляет, что решение Ирана о возобновлении обогащения урана, а также о продолжении научно-исследовательских работ в этой сфере не может быть отменено. Иран продолжает настаивать на том, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер. Вместо прекращения работ по обогащению урана глава иранского МИД Манучер Моттаки предложил создать некий «региональный консорциум», который бы занялся этой деятельностью под эгидой МАГАТЭ.

14 сентября 2006 — Международное агентство по атомной энергии подвергло резкой критике доклад комитета американского конгресса по иранской ядерной программе, назвав его «лживым» и «вводящим в заблуждение».

Мировое общественное мнение не поддерживает жесткие меры, которые могут быть приняты против Ирана в связи с его ядерной программой.

Иран собирался построить две новые АЭС мощностью по 1000 МВт каждая. Сооружением АЭС «Бушер» в Иране занималось российское ЗАО «Атомстройэкспорт».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: