Февраль

Январь

Год

Год

Год

Год

США обвиняют Иран в том, что он тайно ведёт работы по созданию ядерного оружия. Ещё в 2002 г. президент США Джордж Буш причислил Иран к странам «оси зла», которые финансируют террористов и стремятся завладеть ядерным оружием. США пытаются добиться международной изоляции Ирана, чтобы не

допустить создания этой страной ядерной бомбы. Однако усилия США наталкиваются на противодействие со стороны Франции, Германии и Великобритании, а также России, связанной с Ираном контрактами на поставку военной техники и строительство АЭС в Бушере. В конце 2003 года главы МИД Франции, Германии и Великобритании убеждают Иран согласиться на подписание дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия, который позволяет инспекторам МАГАТЭ проверять любой иранский объект.

Этот документ, однако, так и не был ратифицирован иранским парламентом, а потому Иран зачастую игнорирует требования инспекторов МАГАТЭ о проверках. Инспекторам МАГАТЭ всё же удаётся обнаружить в Иране центрифуги для обогащения урана. В июне 2003 года Израиль, озабоченный ядерной программой Ирана, подписывает контракт на 319 млн долларов о покупке 5 тысяч управляемых бомб производства США, из них 500 — GBU-28 (2270-кг бомба с лазерным наведением, предназначенная для уничтожения объектов, расположенных глубоко под землей). В своё время Израиль провёл успешный авиудар по иракскому ядерному центру. В феврале 2004 года начались поставки Израилю 102 истребителей-бомбардировщиков F-16I, оборудованных специальными дополнительными топливными баками, которые позволяют самолётам долететь до Ирана и вернуться обратно.

· летом 2004 года инспекторы МАГАТЭ получили доступ к территории, на которой находилось снесённое здание Лавизан-Шиян. По результатам анализа взятых на объекте проб грунта и воздуха был сделан вывод о том, что на объекте не велась какая-либо работа с делящимися материалами. В Лавизане существовал исследовательский центр вооружённых сил Ирана. По заявлению иранских властей, в задачу центра входила разработка комплекса мер, необходимых для борьбы с последствиями аварий на ядерно-опасных объектах и ядерных ударов потенциальных противников по иранской территории.

Этот центр был демонтирован по решению суда (в результате иска муниципальных властей Тегерана, претендовавших на занимаемый центром земельный участок). Вашингтон, получив спутниковые фотографии снесённого здания, заявил, что в Лавизане велась тайная деятельность по созданию ядерного оружия. Комиссия МАГАТЭ также отметила, что отдельные виды оборудования (например, спектрометры для определения излучения поражённого человека), были поставлены американскими компаниями. Однако США продолжали настаивать на досмотре демонтированного с объекта оборудования.

· Август — посол Ирана в Москве заявляет, что Иран согласен возвращать в

· Россию отработанное ядерное топливо (ОЯТ) с АЭС в Бушере и вскоре подпишет соглашение на этот счет. Ранее Федеральное агентство по атомной энергии РФ заявляло, что поставка ядерного топлива для первого энергоблока АЭС «Бушер» будет осуществлена сразу после подписания протокола о возврате ОЯТ в Россию.

· Сентябрь — США согласуют с Великобританией, Францией и Германией текст резолюции МАГАТЭ, требующей от Ирана рассекретить все его ядерные программы. Европейские страны заявляют о намерении резко ужесточить давление на Иран в этой связи. Британский МИД призывает Иран немедленно прервать все работы по обогащению урана. Великобритания, Франция и Германия заявляют, что Иран проводил тайные работы по производству ядерного оружия в течение 12 лет, но подробности этой деятельности стали известны лишь 18 месяцев назад.

· 14 сентября — власти Ирана отказываются взять на себя обязательства по бессрочной остановке программы обогащения урана и производства центрифуг. Это заявление совпадает с требованием США к МАГАТЭ до 31 октября 2004 года представить доклад по результатам проверки ядерной программы Ирана, в котором должны быть полные данные об имеющихся у Ирана ядерных материалах и сведения о поставщиках с чёрного рынка. Предъявляя такое требование, США на самом деле пытаются добиться своей главной цели — заставить МАГАТЭ передать вопрос о ядерной программе Ирана на рассмотрение Совета Безопасности ООН.

· 16 сентября — Институт науки и международной безопасности (США) публикует спутниковые фотоснимки, на которых, по мнению экспертов, запечатлён секретный иранский полигон для разработки ядерного оружия в 30 км к юго-востоку от Тегерана, в местечке Парчин. Одновременно в администрации США говорят о возможном нанесении превентивных ударов по иранской территории.

· 18 сентября — МАГАТЭ принимает резолюцию, в которой от Ирана требуется в срок до 25 ноября приостановить все работы, связанные с обогащением урана, и открыть свои объекты международным инспекторам. Столь жёсткую резолюцию иранские власти считают оскорбительной и заявляют, что Иран не примет никаких ультимативных требований, связанных с прекращением обогащения урана.

· 21 сентября — Иран сообщает о начале широкомасштабной переработки урановой руды — первого этапа обогащения урана. Пробная переработка примерно 37 тонн руды прошла успешно. В дальнейшем переработанная руда будет обогащаться в специальных центрифугах. По мнению западных экспертов, полученного в результате этого процесса обогащённого урана будет достаточно для производства пяти атомных бомб. Одновременно президент Ирана Мохаммад Хатами заявляет, что Тегеран не стремится создавать ядерное оружие, «так как это будет противоречить нашей религии и культуре».

· На военном параде в Тегеране демонстрируются новые иранские ракеты «Шехаб-3» с радиусом действия от 1300 до 1700 км, созданные на основе северокорейских ракет «Нодон-1».

· 15 ноября — Иран соглашается приостановить работы по обогащению урана с 22 ноября. При этом представители Евросоюза обещают поставлять Ирану ядерное топливо и атомные технологии, а также поставить ему легководный реактор.

29 января — директор МАГАТЭ М. Эль-Барадеи заявляет о существенном прогрессе в процессе достижения компромисса по ядерной программе Ирана

31 января — в ходе «европейского турне» госсекретарь США К. Райс сообщает о готовности США поддержать Евротройку на переговорах с Ираном. 22 февраля — аналогичное заявление делает на пресс-конференции в Брюсселе президент США Дж. Буш. 27 февраля — Россия и Иран подписывают протокол об обязательном возвращении атомного топлива с Бушерской АЭС в Россию. 11 марта — госсекретарь США К. Райс подчеркивает, что в обмен на свертывание ядерной программы Вашингтон предлагает Ирану разрешить закупки американских авиационных двигателей и авиационного электронного оборудования и поддержать вступление Тегерана во Всемирную торговую организацию.28 апреля — в ходе визита в Иерусалим В. Путин официально заявил, что Россия выступает за отказ иранской стороны от создания технологий полного ядерного цикла и постановку под контроль МАГАТЭ ядерных объектов Ирана. Возникла перспектива компромисса между США и Россией по вопросу о ядерной программе Ирана. 26 июня — президентом Ирана избран М. Ахмадинежад. Позиция Ирана на переговорах со странами ЕС и США ужесточается. 2 августа — министры иностранных дел Великобритании, ФРГ и Франции предъявили Ирану ноту, в которой указывалось, что возобновление работ по переработке урана будет означать конец переговоров по иранской ядерной программе. 8 августа — Иран не принимает предложений «евротройки». Тегеран снимает пломбы с ядерного центра в Исфахане и возобновляет работы по конверсии урана. 9 — 10 августа — на экстренном совещании в Вене МАГАТЭ сообщает о нарушении Ираном условий Парижских соглашений 2004 г. 15 августа Иран отказался от выполнения резолюции МАГАТЭ, требующей прекращения всех работ в области обогащения

урана. 24 сентября — Совет управляющих МАГАТЭ принимает резолюцию о возможности передачи иранского досье в Совет Безопасности ООН. 3 ноября — Россия предлагает Ирану создать совместное предприятие по обогащению урана на российской территории. Иран заявляет о своей заинтересованности в этом предложении, но однозначного ответа не дает. 20 ноября — иранский парламент принял резолюцию, согласно которой Тегеран возобновит ядерные исследования в случае передачи его досье в Совет Безопасности ООН. декабрь 2005 — в СМИ появляются сведения о возможности проведения Израилем самостоятельной военной операции против ядерных объектов Ирана. В интервью «РГ» от 20 декабря директор СВР России С. Н. Лебедев констатировал отсутствие на тот момент в его ведомстве «сведений о том, что Иран занимается разработкой ядерного оружия».

Мировое сообщество возражает против того, чтобы Иран обогащал уран на своей территории, опасаясь, что в этом случае Тегеран непременно приступит к созданию ядерного оружия. Иран же отказывается идти на какие-либо компромиссы и подчёркивает свое право на развитие ядерной программы. Москва пытается действовать в качестве посредника — ещё осенью 2005 года Россия предложила Тегерану перенести процесс обогащения урана на российскую территорию и осуществлять его силами совместного предприятия. Тегеран длительное время фактически отвергает российское предложение, демонстративно игнорируя советы Москвы проявлять сдержанность и не провоцировать мировое сообщество на жёсткие меры. После обнародования идеи Москвы о создании СП по обогащению урана Тегеран в течение нескольких месяцев делает вид, что никакого предложения не получал. Его позиция меняется лишь в начале января 2006 года — 7-8 января в ходе визита в Тегеран российской делегации во главе с заместителем секретаря Совета безопасности РФ Валентином Соболевым проходит первый раунд переговоров, однако стороны только договариваются продолжить консультации.Через две недели Тегеран вновь делает вид, что заинтересован российским предложением. Переговоры продолжаются ещё примерно месяц. Российская сторона, включая президента Путина и главу Росатома Сергея Кириенко, делает сверхоптимистические заявления — при этом, однако, Иран выдвигает условия, заведомо неприемлемые ни для Запада, ни для России — ограничение работы совместного предприятия двумя годами, после чего обогащение с российской территории должно быть перенесено на иранскую; допуск иранских специалистов на российские объекты; подтверждение права Ирана на дальнейшее проведение собственных исследовательских работ в ядерной

области. Тем временем в начале января Иран уведомляет МАГАТЭ о том, что возобновляет свои ядерные исследования. 10 января власти Ирана в присутствии представителей МАГАТЭ снимают пломбы с ядерных исследовательских центров страны в Натанзе, Парсе и Фараянде.

18 января Россию посещает представительная израильская делегация, в которую входят глава совета национальной безопасности Израиля Гийора Айленд и гендиректор комиссии по атомной энергии Гидеон Франк. Делегация, встретившаяся с представителями МИД РФ, Совбеза и Росатома, предложила России присоединиться к комплексным экономическим санкциям Запада против Ирана, но получила отказ.

29 января Иран удовлетворяет запрос группы инспекторов под руководством заместителя генерального директора МАГАТЭ Олли Хейнонена на доступ к оборудованию, ранее использовавшемуся на демонтированном военном объекте «Лавизан-Шиян». Однако Хейнонен сообщает после завершения инспекции, что инспекторам «не удалось прояснить ряд вопросов, связанных с прошлой ядерной деятельностью Ирана, а также возникли новые вопросы относительно мирного характера его ядерной деятельности». В частности, из его слов следует, что ещё в ноябре 2005 года в руки экспертов МАГАТЭ попали иранские документы, в которых описывался процесс переработки гексафторида урана в металлический уран и изготовления из него полусфер, которые, как известно, применяются лишь в ядерных боезарядах, но не в мирной энергетике.

30 января проходят переговоры «евротройки» (Великобритания, Германия, Франция) с заместителем секретаря Высшего Совета национальной безопасности Исламской Республики Джавадом Ваиди по иранской ядерной программе, которые, однако, не приносят результатов. Тегеран в очередной раз заявляет, что готов продолжать диалог, но исследования в ядерной сфере прекращать не намерен. Через несколько часов после этого встретившиеся в Лондоне Россия, Евросоюз, США и Китай приходят к согласию о передаче ядерного досье Ирана в Совет Безопасности ООН. Правда, Москва и Пекин добиваются ещё одной отсрочки — пока СБ ООН будет лишь «проинформирован» об иранской ядерной программе, но никаких санкций против Ирана не будет вводить по крайней мере до марта.

Администрации США, которая вот уже несколько лет последовательно добивается ужесточения политики мирового сообщества по отношению к Ирану, к концу января удаётся убедить всех постоянных членов Совета Безопасности ООН, в том числе Россию и Китай, что пришло время передать иранский вопрос в ведение СБ. Несмотря на некоторые вынужденные отсрочки, процесс движется в нужном для Вашингтона направлении.

1 февраля президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в ходе поездки по провинции Бушер заявляет: «Народ Ирана продолжит и дальше двигаться по пути полного освоения мирной ядерной энергии и будет решительно отстаивать свои законные права в ядерной сфере… Запад думает, что столкнулся с нецивилизованными людьми второго сорта. Мы же намерены с помощью наших учёных построить по всему Ирану атомные электростанции общей мощностью 20 тысяч мегаватт… Язык европейцев и Запада — отголосок Средних веков. Они живут в своих колониальных мечтах. Но наш народ не отступит перед этими деспотическими государствами, которые думают, что они могут принимать решения за весь мир».

2 февраля иранское посольство в Москве распространяет заявление МИД Ирана, которое фактически является ультиматумом о том, что в случае внесения иранского вопроса на рассмотрение СБ ООН Иран прекратит сотрудничество с МАГАТЭ. Это заявление, однако, уже неспособно повлиять на ситуацию.

4 февраля Совет управляющих МАГАТЭ 27 голосами «за» (трое — «против», пять — «воздержались») принимает решение информировать Совет Безопасности ООН о неотложных шагах, которые необходимо сделать Ирану, чтобы снять опасения относительно военного характера своей ядерной программы. На это глава иранской делегации в МАГАТЭ Джавад Ваиди заявляет, что Иран ограничит международные инспекции на своих ядерных объектах и приступит к полномасштабной программе по обогащению урана. В тот же день президент Ирана Махмуд Ахмади-Нежад приказывает «приостановить выполнение дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия и других видов сотрудничества, выходящих за его рамки, и начать всю исследовательскую и промышленную деятельность в целях использования мирных ядерных технологий для производства энергии».

6 февраля глава республиканского большинства в Сенате США Билл Фрист (Bill Frist) — давний близкий друг президента Буша — заявляет, что в случае необходимости конгресс обязательно поддержит применение военной силы против Ирана. Не менее влиятельный сенатор-республиканец Джон Маккейн соглашается с ним, заявляя, что война с Ираном лучше, чем Иран, обладающий ядерным оружием.

Незадолго до этого министр обороны США Дональд Рамсфельд называет иранский режим «главным спонсором международного терроризма в мире», а госсекретарь Кондолиза Райс заявляет, что «мир не будет стоять и смотреть, как настойчиво Иран идёт по пути обретения ядерного оружия».

В антииранскую пропагандистскую кампанию включаются власти Ирака — они сообщают, что иракский террорист Абу Мусаб аз-Заркауи скрывается именно в Иране, вблизи ирано-иракской границы.

Иранское руководство само способствует развитию кампании, направленной против него — Иран жёстче всех мусульманских стран реагирует на скандал вокруг публикации карикатур на пророка Мухаммеда. Тегеран разорвал все контракты с европейскими поставщиками, а 6 февраля, в то время как мусульманские страны приносили свои извинения за погромы посольств европейских стран, в Иране продолжались нападения на европейские диппредставительства.

7 февраля в Совет Безопасности ООН поступают из МАГАТЭ документы о ядерной программе Ирана.

11 февраля президент Ирана Махмуд Ахмади-Нежад заявляет, что Тегеран никогда не откажется от своего права на развитие мирного атома, и угрожает выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия.

Тегеран направляет в штаб-квартиру МАГАТЭ в Вене требование удалить со своих ядерных объектов пломбы агентства (которыми опечатаны эти объекты) и видеокамеры наблюдения. 12 февраля представители МАГАТЭ снимают пломбы и демонтируют большую часть видеокамер слежения на ядерных объектах Ирана.

В тот же день в некоторых СМИ появляются публикации, в которых говорится о начавшейся в США подготовке военной операции против Ирана. По информации британской газеты Sunday Telegraph, которая ссылается на высокопоставленный источник в Пентагоне, ВС США пока не рассматривают вариант сухопутного вторжения в Исламскую Республику — речь идёт лишь о ракетно-бомбовом ударе по ядерным и военным объектам Ирана, для которого предполагается задействовать стратегические бомбардировщики B-52 и использовать высокоточное оружие — в первую очередь, сверхмощные бомбы для уничтожения ядерных объектов, укрытых глубоко в скальных породах. Курирует подготовку к операции лично министр обороны США Дональд Рамсфельд.

16 февраля МИД Франции Филипп Дуст-Блази впервые обвинил Иран в развитии «секретной военной ядерной программы». По мнению наблюдателей, беспрецедентно жёсткое заявление отражает растущее раздражение стран Евросоюза по поводу неуступчивости Ирана.

26 февраля вице-президент Ирана Гулям-Реза Агазаде заявляет об успешном завершении переговоров с главой «Росатома» Сергеем Кириенко по вопросу создания СП между Россией и Ираном для обогащения урана и о том, что в скором времени в Москве начнутся двусторонние технические консультации.

Кириенко, со своей стороны, сообщает, что Россия поставит в срок ядерное топливо для обеспечения пуска атомной электростанции в Бушере, на строительстве которой работают свыше трёх с половиной тысяч специалистов из России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: