Текст 1 Г. Зиммелъ проблема социологии*

СОДЕРЖАНИЕ

О. Конт ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ*

Г. Спенсер ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ*

Г. Спенсер СОЦИОЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ*

В. Вундт ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ*

Л. Гумплович ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ*

Г. Лебон ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ И МАСС*

Г. Тард СОЦИАЛЬНАЯ ЛОГИКА*

В. Парето ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ

Ф.Г. Гиддингс ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ

Ф. Теннис ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОПРОСА*

Э. Дюркгейм МЕТОД СОЦИОЛОГИИ

Э.Дюркгейм О РАЗДЕЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА*

Э. Дюркгейм САМОУБИЙСТВО*

Г. Зиммелъ СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Г. Зиммелъ ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ*

М. Вебер О НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЯХ ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ*

Ч. X. Кули ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. ИЗУЧЕНИЕ УГЛУБЛЕННОГО РАЗУМА

Д.С. Лихачев в статье «Крещение Руси и государство Русь» писал о значении принятия христианства на Руси:

«Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей раз­ных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X-XII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вы­рваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редкона­селенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы за­ставляли людей искать объединения. Время и события требовали по­знания мира и истории в широких масштабах...

Истинный создатель огромной империи Руси – князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычест­ва на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «постави кумира над Волховом». Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была служить своеоб­разным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Ру­си высокоорганизованного литературного языка, который это приоб­щение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письмен­ность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным на­писание собственной истории, философского обобщения своего нацио­нального опыта, литературы.

Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно рав­ных основаниях.

Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества.

Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться».

С1. Почему язычество уже не удовлетворяло уровню развития восточнославянского общества?

Язычество не является строгой религиозной системой, представляя хаотическую совокупность различных верований и культов, поэтому объединение славянских племен. Древнерусское государство не могло быть прочным при господстве язычества. Кроме того, язычество не удовлетворяло стремления славян к познанию мира.

С2. Какие попытки реформ язычества предпринял Владимир I? Почему они не достигли успеха?

Владимир I попытался создать единый пантеон языческих богов. Одна­ко языческая реформа не удовлетворяла культурным, политическим, моральным и познавательным запросам древнерусского общества.

С3. Какие последствия имело принятие Русью христианства?

Русь приобщилась к христианской и мировой культуре, получили раз­витие письменность, литература, живопись, архитектура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: